Мастер-класс для педагогов «Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»
учебно-методический материал на тему
Мастер-класс для педагогов
«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»
Цель: Познакомить педагогов с методами ТРИЗ и вариантами их применения на практике.
Задачи
• повысить компетентность педагогов в сфере развивающих образовательных технологий
• познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;
• формировать у педагогов творческий потенциал и желание применять полученные знания на практике
Вводная часть:
-Здравствуйте уважаемые педагоги, сегодня мы поговорим о методах ТРИЗ и его применении в детском саду.
Но для начала возьмите со стола листочки и нарисуйте дом и рядом с ним ель.
Обратимся к вашим рисункам. Сравним изображения домиков и деревьев. Что вы заметили? (домики похожи)
Вот наглядный пример психологической инерции.
Порой мы очень хотим решить какую-либо задачу, проблему, используем разные способы, но ответа не достигаем. Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если ель, то обязательно зеленая, если дом, то обязательно с крышей и трубой. А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изобразить в виде норки для животного. Это в нас срабатывает психологическая инерция, и человек идет по стандартному, наиболее привычному пути.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Поисковое поведение является естественным в этом возрасте. Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности. Попадая под влияние взрослых со стереотипным мышлением, дети в детском саду одинаково строят фразы, даже говорят порой с одинаковой интонацией, одинаково рисуют, лепят, периодически спрашивая у воспитателя: «Я правильно делаю? ».
Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем, когда при каждом столкновении с трудностями человек не будет стремиться искать пути решения, а капитулирует. В последнее время увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, успеваемость детей падает, снижается положительная мотивация к учению.
«Воображение важнее знания, » - говорил А. Эйнштейн.
В основе ТРИЗ-педагогики лежат методы и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции. ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Через специальные игры и упражнения дети учатся преодолевать психологическую инерцию, творчески мыслить, изобретать.
Методов ТРИЗ очень много, сегодня мы остановимся на одном из них.
2 слайд
Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ)
ММЧ – позволяет моделировать процессы, происходящие в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)
Это метод помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.
Сущность используемого в игре метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.
Знакомство детей с М. М.Ч. можно начинать с 4-5-го возраста на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.
Рассказываем детям, что вокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.
3 слайд
Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Этих человечков называют- крепкие, твердые, и именно они живут в камнях, дереве, горах.
4 слайд
Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Мы можем легко пройти через них. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!
5 слайд
Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются, как хотят
бегают, прыгают, летают) и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными
Задание – эксперимент: игра «В гости к маленьким человечкам»
В ходе игры я превращаюсь в волшебницу «Наоборот», прошу объяснить превращение веществ (изменения агрегатного состояния веществ)
Игра с кругами Луллия « Подбери пару по агрегатному состоянию».
Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети.
Практическое задание: предлагаю стать человечками
Каждая команда превращается в маленьких человечков.
1. Изобразить, что произойдет, если в стакан с горячим чаем, положить кусочек сахара.
2. Изобразить, что произойдет, если ведро с водой оставили на морозе.
9 слайд
При использовании в занятиях элементов ТРИЗ реализуется главное кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». (Генрих Альтшуллер).
Дети с развитым воображением, творческим мышлением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Развитие творческого воображения - главный залог формирования у ребенка полноценной психологической готовности к школе.
10 слайд
Надеюсь, что практическая работа по освоению ТРИЗ помогла вам активизировать свой творческий потенциал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»
Цель: Познакомить педагогов с методами ТРИЗ и вариантами их применения на практике.
Задачи
• повысить компетентность педагогов в сфере развивающих образовательных технологий
• познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;
• формировать у педагогов творческий потенциал и желание применять полученные знания на практике
Вводная часть:
-Здравствуйте уважаемые педагоги, сегодня мы поговорим о методах ТРИЗ и его применении в детском саду.
Но для начала возьмите со стола листочки и нарисуйте дом и рядом с ним ель.
Обратимся к вашим рисункам. Сравним изображения домиков и деревьев. Что вы заметили? (домики похожи)
Вот наглядный пример психологической инерции.
Порой мы очень хотим решить какую-либо задачу, проблему, используем разные способы, но ответа не достигаем. Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если ель, то обязательно зеленая, если дом, то обязательно с крышей и трубой. А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изобразить в виде норки для животного. Это в нас срабатывает психологическая инерция, и человек идет по стандартному, наиболее привычному пути.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Поисковое поведение является естественным в этом возрасте. Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности. Попадая под влияние взрослых со стереотипным мышлением, дети в детском саду одинаково строят фразы, даже говорят порой с одинаковой интонацией, одинаково рисуют, лепят, периодически спрашивая у воспитателя: «Я правильно делаю? ».
Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем, когда при каждом столкновении с трудностями человек не будет стремиться искать пути решения, а капитулирует. В последнее время увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, успеваемость детей падает, снижается положительная мотивация к учению.
«Воображение важнее знания, » - говорил А. Эйнштейн.
В основе ТРИЗ-педагогики лежат методы и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции. ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Через специальные игры и упражнения дети учатся преодолевать психологическую инерцию, творчески мыслить, изобретать.
Методов ТРИЗ очень много, сегодня мы остановимся на одном из них.
2 слайд
Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ)
ММЧ – позволяет моделировать процессы, происходящие в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)
Это метод помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.
Сущность используемого в игре метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.
Знакомство детей с М. М.Ч. можно начинать с 4-5-го возраста на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.
Рассказываем детям, что вокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.
3 слайд
Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Этих человечков называют- крепкие, твердые, и именно они живут в камнях, дереве, горах.
4 слайд
Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Мы можем легко пройти через них. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!
5 слайд
Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются, как хотят
бегают, прыгают, летают) и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными
Задание – эксперимент: игра «В гости к маленьким человечкам»
В ходе игры я превращаюсь в волшебницу «Наоборот», прошу объяснить превращение веществ (изменения агрегатного состояния веществ)
Игра с кругами Луллия « Подбери пару по агрегатному состоянию».
Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети.
Практическое задание: предлагаю стать человечками
Каждая команда превращается в маленьких человечков.
1. Изобразить, что произойдет, если в стакан с горячим чаем, положить кусочек сахара.
2. Изобразить, что произойдет, если ведро с водой оставили на морозе.
9 слайд
При использовании в занятиях элементов ТРИЗ реализуется главное кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». (Генрих Альтшуллер).
Дети с развитым воображением, творческим мышлением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Развитие творческого воображения - главный залог формирования у ребенка полноценной психологической готовности к школе.
10 слайд
Надеюсь, что практическая работа по освоению ТРИЗ помогла вам активизировать свой творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...
Мастер - класс для педагогов Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Мастер - класс для педагоговТема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в и...
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»....
«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности детского сада»
У детей в дошкольном возрасте очень высокая познавательная активность. Поиск нового неизведанного становится естественным. Ведь поисковое поведение – это напряжение мысли, фант...
Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ» Цель мастер-класса: практическое освоение технологии...
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми»
Актуальность: воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. ...
Мастер – класс для педагогов. Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Мастер – класс для педагогов.Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»...