Ребенок и сказка
статья (младшая группа) на тему

Назарова Ольга Викторовна

Сказка как тренинг жизненных умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_i_skazka.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминая из детства-это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением. Эти воспоминания до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительской заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства. По мере взросления у многих не только не теряется интерес к сказкам, но и усиливается. Так появляются на свет авторские сказки. Многочисленными примеры таких сказок, которыми поголовно увлекаются и дети и взрослые, мы видим вокруг: это сказки Г.Х.Андерсена, и забавные рассказы Туве Янсона о Муммитроллях, и истории о Гарри Поттере…Так что такое сказка? Что таит она в себе? Чем она притягивает?

К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Почему, спросите вы? Давайте поразмышляем вместе, а для этого нам надо окунуться в далекое прошлое, когда еще наши прабабушки передавали старинные предания своим детям.

Издревле привилегия рассказывать сказки, воспитывая детей, принадлежала женщинам. Сидя за прялкой, рукодельничая, женщина нашептывала малышам волшебные истории, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость. Поэтому сказка выступала как инструмент социализации. Слушая сказку, ребенок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости. На каждый новый новый трудный вопрос ребенка находилась своя сказка. Были сказки о сотворении мира и человека, о возникновении человеческих пороков и борьбе с ними, о мирной жизни и войне…

Современные дети точно так же благодаря сказкам обучаются стратегия поведения в той или иной ситуации, усваивают моральные и нравственные законы жизни в человеческом сообществе. Отметим, что именно народные сказки являются примером действительно оптимального решения затруднительных вопросов, в то время как чудесные авторские сказки являются скорее средством самовыражения автора, способом решения собственных проблем, к сожалению, не всегда удачным и конструктивным. К примеру, всем известны грустные сказки Г.Х.Андерсена, которые резко подчеркивают трагизм непростой жизни великого сказочника. А тексты народных сказок оттачивались веками, полировались тысячами пересказов и сохраняли в себе крупицы житейской мудрости.

В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Так, в сказке «Лисичка со скалочкой» подробно и последовательно говориться о хитрости лисы. Взрослый рассказал бы о ней так: «Решила лисичка обмануть людей и полакомиться чем-нибудь вкусным, но за хитрость была наказана». Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как по несколько раз одно за другим перечисляются все действия лисы.

Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Бесконечные повторы, простые понятные слова, внутренний ритм сказки-делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок легко ее запоминает, что способствует развитию речи и фонетического слуха.

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, погружается в воображаемый, нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее нем как реальность. Это требует его внутренний мир.

Сказка позволяет ребенку в простой и доступной форме отреагировать свои проблемы. Возникающие трудности ребенок проецирует на сказочную ситуацию, дистанцируется от них и получает возможность посмотреть на решение проблемы со стороны. А затем идентифицироваться с героями сказки и принять позитивный опят как свой собственный. Об этом важно помнить родителям, не лишая ребенка возможности читать сложные и, казалось бы, страшные сказки.

В любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка, как указывал на это Э.Берн. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека, под ее влиянием формируется план и линии поведения, которые осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только уже не выдуманным, а реальным. «Скажи мне какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты»,-так можно перефразировать известную пословицу. Не случайно в последнее время зарождается новое направление в психологической практике-сказкотерапия, позволяющая работать с детьми и взрослыми через сказку, используя ее как чуткий инструмент переписывания жизненного неконструктивного сценария и метод диагностики психологических проблем клиента.

Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка, можно многим помочь своему малышу. У вашего малыша есть сказка, которую он любит слушать часами?

Не стоит волноваться: значит, эта сказка затрагивает какие-то действительно актуальные, решаемые ребенком именно сейчас, вопросы. Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из героя-его любимого, почему он выбирает эту сказку. Поиграйте с ребенком, попробуйте инсценировать любимый отрывок. Это поможет малышу интегрировать полученный опыт, а Вам лучше понять своего ребенка. Пристрастие ребенка к той или иной сказке может меняться со временем, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок и сказка

Рекомендации родителям для приобщения ребенка к художественной литературе....

Консультация для родителей на тему: "Развитие творческой личности ребенка через сказку"

Сказки - первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персона...

Консультация для родителей Подготовьте ребенка к сказке

Подготовьте ребенка к сказке Близится Новый год и каждый ребенок ждет праздника и Чуда. Сейчас, когда у нас более чем развита сфера услуг, не обязательно отправлять папу в коридор в спешке ...

Прект "Ребенок и сказка"

Младший возраст - особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное физическое и психическое развитие - основа и потенциал дальнейшего развития дошкольника. Формирование речи не прос...

Консультации для родителей. Нравственное воспитание личности ребенка через сказку.

Изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника, делает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчес...

Консультация для родителей "Ребенок и сказка"

В 21 веке, как и несколько веков назад, из сказок дети черпают много познаний....