Аналитическая записка на конкурс "Воспитатель года - 2018"
материал на тему
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Одним из направлений работы МБДОУ является «взаимодействие с семьей в условиях реализации ФГОС ДО», что я и взяла как приоритетное направление моей работы.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
аналитическая записка | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 271
Главная ул., д. 28-а, Екатеринбург, 620061
тел. 252 – 71 – 24, факс 252 – 73 – 19, e-mail: mbdou271@mail.ru сайт: www.271.tvoysadik.ru
ОКПО 51830039 ОГРН 1026605414923 ИНН/КПП 6662109473/668501001
Аналитическая записка
участника районного конкурса «Воспитатель года – 2018»
Денисова Ирина Александровна воспитатель I квалификационная категория, МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 271 |
Екатеринбург, 2018
Образование:
1988-1992 гг. – Ноябрьское педагогическое училище, диплом РТ № 087214, воспитатель в дошкольных учреждениях;
2003-2008 гг. – Бийский государственный педагогический университет имени В.М. Шукшина, диплом с отличием ВСА № 0521943, специальность - дошкольная педагогика и психология, квалификация - преподаватель дошкольной педагогики и психологии.
Общий трудовой стаж – 23 года
Стаж педагогической работы (по специальности) – 18 лет
Стаж работы в данном учреждении – 2,5 года
Интернет ресурс участника : https://nsportal.ru/denisova-i-a
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Одним из направлений работы МБДОУ является «взаимодействие с семьей в условиях реализации ФГОС ДО», что я взяла как приоритетное направлением моей работы.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [1, с. 28].
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует.
В ФГОС ДО прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Закон «Об образовании в РФ» п.1, ст.44 «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Цель семьи – здоровый, смышленый, активный, инициативный ребенок, который сможет успешно продолжить свое образование в школе, совпадает с целевыми ориентирами детского сада.
Цель педагога – создание единого пространства развития ребенка в семье и детском саду, привлечение родителей как активных участников воспитательного процесса. Достижение цели возможно лишь при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
В связи с этим необходимо по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья – детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи.
- Повысить компетентность родителей.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
- Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Сегодня организующая роль педагога по отношению к семье характеризуется следующим комплексом факторов:
- активное распространение педагогических знаний среди родителей;
- практическая помощь семье в воспитании детей;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- вовлечение родителей в педагогическую деятельность.
Основные принципы взаимодействия можно сформулировать так:
1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход.
3. Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их потребности и воспитательные запросы).
4. Информационная открытость.
5. Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
В МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 271 работаю с апреля 2015года. В данный момент являюсь воспитателем средней группы.
В группе 11 мальчиков, 14 девочек. 2 неполные, 2 многодетные семьи.
Все дети активные, контактные, физически развиты. Идут на контакт со сверстниками и взрослыми. Принимают участие в подготовке, проведении праздников. Участвуют в ролевых играх, но проявляют жадность к игрушкам. Среди девочек наблюдается ревность друг к другу «играю - не играю». В целом воспитанники усваивают программу средней группы, однако, некоторые дети требуют дополнительного внимания.
Также детям необходимы дополнительные игры для развития речи и составления коротких предложений по картинке.
В группе проводится работа с родителями. Проводятся праздники, родители принимают активное участие в подготовке и участии в праздниках. Участвуют в конкурсах, изготавливают поделки для выставок.
Направления работы с родителями
1. Познавательное направление – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями и формирование у родителей практических навыков воспитания детей (общие и групповые собрания, консультации и индивидуальные беседы, выставки, участие родителей в подготовке и проведении праздников, совместные экскурсии и походы, открытые занятия, мастер-классы, семинары).
При открытых просмотрах родители получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
2. Информационно-аналитическое направление – направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях с учетом индивидуальных особенностей каждой семьи. Включает в себя анкетирование, тестирование и личные беседы что помогает получить необходимую информацию, правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
3. Наглядно-информационное направление – наглядные материалы, памятки с продуманным содержанием, должны быть эстетически оформлены и привлекать внимание родителей.
4. Досуговое направление – призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Праздники проводятся с привлечением родителей, где они видят сколько усилий прилагается для подготовки любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт самооценка, как у педагога, так и у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
Перспективы работы мы видим в поиске нового содержания работы с родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, как показывают результаты опросника в МБДОУ разнообразны, современны.
Для решения поставленных задач мною используются традиционные формы взаимодействия: родительские собрания, консультации по запросам родителей, информационные стенды, фоторепортажи деятельности в группе и всего ДОУ. А так же нетрадиционные формы взаимодействия: выставки семейного творчества, мастер-классы с участием родителей, организация различных совместных проектов с целью решения проблемы укрепления семьи как социальной единицы, совместные праздники с родителями и детьми, так же в ДОУ широко используется сайт детского сада для информирования родителей о деятельности учреждения, консультирования по различным вопросам, организации обратной связи. Сочетание различных форм взаимодействия позволяет организовать высокую степень информированности родителей о состоянии дел в детском саду, в группе; активизировать готовность родителей участвовать в деятельности дошкольного учреждения, установить положительный психологический климат в отношениях «родители — дети — педагоги».
Стремление к диалогу, учет социального запроса (интересы, нужды и потребности родителей в вопросах развития и воспитания детей) позволяет организовать «открытость» ДОУ для родителей. Сегодня, конечно, инициатива больше исходит от педагогов, но родители все более активнее откликаются на предложения педагогов к сотрудничеству. Увеличилось участие родителей в постановке и организации развлечений для детей с 35% до 65%
Совместно с родителями оформляем портфолио для каждого ребенка. Совместные творческие мастерские с участием детей и родителей, творческие конкурсы «Волшебница «Осень», «Рождественская сказка», «Зимняя сказка» вызывают неподдельный интерес у родителей и воспитанников и позволяет привлечь к участию всех членов семьи.
Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в организации совместной театрализованной деятельности, в проведении «Круглых столов», принимают участие в подготовке к традиционным праздникам и развлечениям. С большим желанием проходят акции «Кормушка для птиц», «Каждая соринка в корзинку», «Экологический субботник». Все они направлены на сотрудничество семьи в рамках не только формирования экологической культуры, духовно — нравственных и патриотических качеств дошкольников, развитие личности ребенка, но и повышения ответственности и роли родителей в воспитании своего ребенка.
Мною проведены совместные спортивные мероприятия «Осенний семейный марафон», «Зарница», «Мама, папа, я — здоровая семья» направленные на формирование основ здорового образа жизни взрослых и детей, они улучшают психологический климат семьи и учреждения. Многие из этих мероприятий стали традиционными для детского сада и родителей.
2015г. Благодарность Депутата Екатеринбургской городской Думы Н.С. Смирнягина за творческий подход и высокую организацию конкурса чтецов Академического микрорайона «Наследники Великой Победы», посвященному 70-ти летию со Дня Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.
2015г. Благодарственное письмо Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга.
2015г. Диплом МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 271 за смотр-конкурс зимних участков «В гостях у сказки»
2016г. Дипломант международного конкурса детей и педагогов Интербриг.
2016г. Диплом участника всероссийского творческого конкурса «Моя малая Родина»
2017г. Диплом МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 271 за смотр-конкурс зимних участков «Зимняя сказка»
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия ДОУ и семьи — двух важных социальных институтов социализации ребенка, дает положительные результаты. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, что дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка.
Воспитателям и родителям всегда необходимо помнить, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Литература:
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
- Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 – 147с.
- Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
- Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая записка участника районного конкурса "Воспитатель года"
Аналитическая записка участника конкурса "Воспитатель года"...
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности за 2014-2017 учебные года.
Приоритетное направление профессиональной деятельности: развитие и воспитание детей раннего возраста в ходе взаимодействия с семьями воспитанников....
Аналитическая записка на конкурс "Воспитатель года - 2019"
Игра – ведущий метод воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) должен ос...
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей 2018 год
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей...
Аналитическая записка к конкурсу "Воспитатель года- 2021"
Аналитическая записка к конкурсу "Воспитатель года -2021"...
«Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности» участника муниципального конкурса «Воспитатель года-2020»
Анализ результатов педагогической деятельности за последние 3 года....
Аналитическая записка воспитателя за три года к конкурсу "Воспитатель года"
Аналитическая записка воспитателя к конкурсу "Воспитатель года" содержит анализ проведенной работы за последние три года, в ней отражена положительная динамика развития детей и дальнейшие пе...