Система работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Передставленная система работы реализуется в рамках образовательной области "Социально-коммуникативное развитие", направлена на обеспечение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и предполагает, в соответствии с ФГОС:
- обеспечение эмоционального благополучия,
- установление правил взаимодействия в различных ситуациях,
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс,
- коррекцию нарушений в сфере общения и взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 30.51 КБ |
prilozhenie.docx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников на основе сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Общение – это основная движущая сила развития.
Только общение делает ребенка воспитуемым.
Л.С.Выготский.
Актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне обусловлена кардинальными переменами, происходящими в системе образования. Преобразования эти связаны со сменой образовательной парадигмы, в которой доминантой становится развитие свободной, социально-активной личности, умеющей ориентироваться в новых условиях жизнедеятельности [7].
Подмена непосредственного межличностного общения на общение виртуальное, отсутствие цензуры в средствах массовой коммуникации, неблагоприятная социальная ситуация, обусловленная социально-экономической нестабильностью общества способствуют возникновению целого ряда проблем в сфере отношений ребёнок-взрослый, ребёнок-ребёнок. Нередко воспитателям приходится сталкиваться с детьми, испытывающими трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Всё вышеизложенное побуждает воспитателей к поиску оптимальных путей организации жизни детского коллектива.
Система работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников направлена, на обеспечение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и предполагает, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами: обеспечение эмоционального благополучия, установление правил взаимодействия в различных ситуациях, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, коррекцию нарушений в сфере общения и взаимодействия.
Организация работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников на основе сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками осуществляется через решение следующих задач:
- создание условий для развития общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;
- расширение социально-коммуникативного поля для детей дошкольного возраста;
- организация коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в общении
Организация работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников на основе сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками описана в Таблице 1.
Таблица 1.
Формулировка задачи | Этапы работы (пути решения задач) |
Создание условий для развития общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками |
|
Расширение социально-коммуникативного поля |
|
Организация коррекционной с детьми, испытывающими трудности в общении. |
|
Далее подробнее остановимся на характеристике каждого этапа работы.
1. Обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательных отношений является одним из главных условий для развития общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
Правило, которым я руководствуюсь при работе с детьми звучит так: "Окружи ребёнка теплотой и заботой, удиви, подари радость и ты завоюешь детское сердце".
Организация взаимодействия с родителями осуществляется мною через соблюдение следующих правил:
- позитивного безусловного принятия другого человека;
- безоценочности в отношениях;
- конфиденциальности (доверительности).
2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды производится в процессе создания и постоянного обновления игровых центров. В игровых центрах детям предоставляется возможность в самостоятельной и совместной со взрослым игровой деятельности совершенствовать умение развивать сюжеты игр, что является основой для развития общения и взаимодействия. Примерами таких игровых центров для детей старшего дошкольного возраста являются следующие:
"Дом моды", "Ателье", "Парикмахерская", "Дом. Квартира", "Магазин", "Почта", "Больница", "Домик в деревне", "Безопасная дорога", "Научная лаборатория" и другие. [Приложение 1].
3. Технологичность образовательного процесса, через использование приёмов социоигровой и проектной технологии с целью развития у детей навыков сотрудничества.
Сущность социоигровой технологии заключается в организации занятия или любой другой деятельности как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»).
Структура занятия с использованием приёмов социоигровой технологии представлена в Приложении 2.
Широко используются и возможности проектной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников.
Коллективный характер всех этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели.
С детьми подготовительной группы за 2015-2016 учебный год были реализованы следующие проекты: "Машинки из спичечных коробков", "Сочиняем сказку о потерянном имени ", "Сочиняем сказку дома всей семьёй", "Лес и его обитатели", "Пасха. Сохраняем традиции праздника", "Космическое путешествие".
Описание работы по реализации проектов приведено в Таблице 2 в Приложении 3. Фотографии, иллюстрирующие продукты проектной детской деятельности размещены в Приложении 4.
4. Организация совместных детско-родительских игровых занятий способствует совершенствованию коммуникативных форм поведения, формированию позитивных эмоциональных установок детей и родителей.
Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В 2015-2016 учебном году были проведены три детско-родительских занятия со старшими дошкольниками: "Мы вместе", "Путешествие в Динопарк: вместе играем и отдыхаем", "Волшебный камушек". В 2016- 2017 учебном году с младшими дошкольниками и их мамами были организованы три совместных занятия: "Путешествие в сказку "Волк и козлята", "На поляне улыбок", "Мячики".
Примеры сценариев детско-родительских занятий представлены в Приложении 5.
5-6. В рамках проведения тематических недель, тематических дней систематически организуются различные по тематике межгрупповые мероприятия и групповые экскурсии, что способствует развитию у детей организованного поведения, формированию умения управлять собой, правильно адекватно воспринимать ситуацию. Так, ежегодно со старшими дошкольниками совершаются экскурсии в пожарную часть, в школьный музей, библиотеку, в поселковую библиотеку, в магазин, в Дом Культуры, в отделение почтовой связи. Традиционными стали следующие мероприятия: концерт ко Дню пожилого человека, спортивный праздник ко Дню отца, концерт ко Дню матери, "Прощание с новогодней ёлочкой", День здоровья, Масленичные и Пасхальные встречи, День смеха, Майская спартакиада, отчётный концерт ко Дню семьи. В подготовке и проведении этих мероприятий задействован весь педагогический и детский коллектив детского сада.
7. Использование коррекционных коммуникативных игр осуществляется в различных видах детской деятельности в процессе организации режимных моментов, непосредственной образовательной деятельности, совместной со взрослым, а в старшей, подготовительной группе и в самостоятельной деятельности детей.
Виды, цели и содержание коррекционных коммуникативных игр описаны в Приложении 6.
Продолжается работа по пополнению базы коррекционных коммуникативных игр.
Таким образом, в систему работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников через различные виды детской деятельности включены все участники образовательных отношений, создаются условия для развития у дошкольников навыков сотрудничества, расширяется социально-коммуникативное поле для детей дошкольного возраста, организуется коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в общении.
Динамика социально-коммуникативного развития дошкольников отслеживается в ходе проведения наблюдения за детьми с использованием следующей диагностической методики: "Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников" Т.А. Репиной.
Для детей старшего дошкольного возраста данная диагностика дополняется результатами методики "Закончи историю" (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калинина).
Результаты мониторинга представлены в Приложении 7.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Ф. Голованова - СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
- Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
- Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Академический Проект, 2007. – 287 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова– М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
- Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
- Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с: ил.
- Программа"От рождения до школы " под редакцией Н.Е.Вераксы.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно ...
«Формы и методы работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников»
«Формы и методы работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников»...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Методическая разработка)
Проблема социализации и коммуникации дошкольников в игровой деятельности, остается недостаточно разработанной в теории и практике, не смотря на имеющиеся исследования. В статье акцент на изучение и ис...
«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...
Сообщение на педсовете на тему: «Система работы по интеллектуально-творческому развитию дошкольников»
Сообщение на педсовете на тему:«Система работы по интеллектуально-творческому развитию дошкольников»Слайд 1МАДОУ МО «Центр-детский сад № 118»Сообщение на тему «Систе...
Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников
программа для средней и старшей группы ДОУ...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В МДОАУ «ДЕТСКИЙ САД №35 «СВЕТЛЯЧОК»
В статье описана система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Представленный материал поможет педагогам детских садов в организации работы по художественно-эстетическому ...