Презентация "Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей"
презентация на тему

Пархоменко Светлана Вячеславовна

Презентация "Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_umeniya.pptx107.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей Пархоменко С.В.

Слайд 2

Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии и педагогики. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии был Ж. Пиаже. Коммуникативные факторы в сфере общения со сверстником могут существенно влиять также на академическую успеваемость у школьников. Эти и некоторые другие факты привлекли внимание исследователей к проблеме общения дошкольников, которая в последние десятилетия все более интенсивно экспериментально разрабатывается. Вышесказанное и определяет актуальность настоящей работы.

Слайд 3

Цель настоящей работы состоит в анализе путей развития коммуникативных умений у детей 5 лет при взаимодействии педагогов и родителей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть коммуникативные умения как основу психического развития ребенка; р азработать программу по развитию коммуникативных умений детей 5 лет; н а основе полученных данных разработать рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей 5 лет при взаимодействии родителей и педагогов. Гипотеза исследования состоит в следующем: интенсивное общение ребенка со сверстниками и взрослыми повышает коммуникативные характеристики ребенка.

Слайд 4

Общение ребенка среднего дошкольного возраста Исследования дошкольного детства показали, что коммуникативное становление личности в этот период -носит до некоторой степени стихийный характер. К 7-ми годам ребенок владеет элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функции речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними (Д.Б. Эльконин , А.К. Маркова, А.А, Люблинская , А,М. Леушина и др.). Данные о соотношении рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности в литературе отсутствуют, хотя вполне очевидно, что устные формы коммуникации превалируют в развитии дошкольника.

Слайд 5

Общение ребенка среднего дошкольного возраста Проанализировав основные направления становления коммуникативной деятельности личности в дошкольном периоде развития, отметим несколько принципиальных положений: Различные виды речевой деятельности по-разному проявляют себя на разных этапах развития, играя на каждом этапе различную роль. Так, в дошкольном детстве особую роль приобретают аудирование и говорение, связанные с устными формами общения. Коммуникативное развитие личности не останавливается и не замирает к концу старшего школьного возраста. В коммуникативном развитии ведущую роль играет обучение. Только целенаправленное формирование коммуникативных и речевых умений может привести к успешному коммуникативному становлению и оптимальным показателям успешности этого развития. Основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является, на наш взгляд, умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи. Такая постановка вопроса представляется нам теоретически и практически более обоснованной и вбирающей в себя проводимые ранее исследования речевого развития по различным линиям.

Слайд 6

Общение ребенка среднего дошкольного возраста Психологические исследования показали, что общение дошкольника со взрослым имеет ряд специфических черт: Дошкольник часто общается со взрослыми ситуативно: в одной ситуации – это один ребенок и одни формы поведения, в другой - тот же ребенок резко меняется. Он по-другому двигается, по-другому разговаривает. Несмотря на ситуативность, у ребенка-дошкольника вырабатывается определенный стиль поведения с разными взрослыми. Последняя особенность общения дошкольника со взрослыми касается того, что оно постепенно начинает носить деловой (содержательный) характер.

Слайд 7

Общение ребенка среднего дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, в отличие от детей раннего возраста, начинают общаться с другими детьми. Дети-дошкольники очень хорошо обучаются у своих сверстников. Объяснение этому явлению можно найти, анализируя закономерности развития общения в процессе развития ребенка. Но если в общении со взрослыми ребенок сначала обучается требовать, а потом просить, то в общении с детьми динамика другая. Ребенка привлекают дети более старше по возрасту. Ему бесконечно интересно все, что они делают, он старается им подражать и занимает в общении с ними позицию учащегося, подстраивающегося. Это осмысленное подчинение во имя достижения результата. На основе становления произвольности общения, в период развития коллективных игр, появляется позиция делового предметного общения – прообраз партнерских отношений. Основным диагностически значимым признаком, по которому можно определить, что ребенок владеет партнерским общением, является переход к играм с правилами.

Слайд 8

Основные направления развития начальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста р азвитие внимания, интереса к партнеру по общению; р азвитие умения входить в контакт, вести диалог; р азвитие навыков невербального общения; развитие навыков взаимодействия детей в группе; п реодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Слайд 9

Рекомендации по развитию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей среднего дошкольного возраста нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность , где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий. Оптимальными формами предъявления нормативных способов сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций являются инсценировки «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с последующим их обсуждением. В результате этого ребенок, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, самостоятельно присваивает и использует нормативные правила. В пятилетнем возрасте дошкольники могут успешно сотрудничать друг с другом на знакомом материале, с которым они ранее действовали индивидуально.

Слайд 10

Рекомендации по развитию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста 3. Выделяются два основных вида организации сотрудничества детей среднего дошкольного возраста на занятиях: распределение деятельности по роли (разделение функций) и подчинение действий правилу (разделение материала). Овладев этими видами сотрудничества в отдельности, дети в дальнейшем применяют их одновременно при выполнении более сложных заданий. К шестилетнему возрасту становятся возможными использование дошкольниками нового, незнакомого материала при выполнении задач творческого характера, а также гибкая смена и сочетание усвоенных способов в зависимости от условий задания. Возраст шести лет, по данным нашего исследования, может быть рассмотрен как сензитивный1 период для развития содержательного взаимодействия дошкольников в образовательном процессе. 4. Развитие продуктивного взаимодействия детей 5 лет со сверстниками на занятиях ведет к преодолению эгоцентричной позиции и усилению творческих возможностей ребенка в индивидуальной деятельности.

Слайд 11

Примеры игр на развитие внимания, интереса к партнеру по общению «Кто говорит?» Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребенок – в центре, спинок остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место. «Комплименты» Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Слайд 12

Игры на развитие умения входить в контакт вести диалог «Вопрос – ответ» Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос , игрок бросает мяч партнеру. Партнер поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. «Разговор по телефону» Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости и т.д.).

Слайд 13

Игры на развитие навыков невербального общения «Как говорят части тела» Цель: учить невербальными способами общения. Воспитатель дает ребенку разные задания: Как говорят плечи «Я не знаю»; Как говорит палец «Иди сюда»; Как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу! Дай мне!»; Как говорит голова «Да» и «Нет»; Как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания» Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель. «Зоопарк» Цель: развитие невербальных способов общения. Каждый из участников представляет себе, что он – животное, птица. Рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем, по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Слайд 14

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе «Удержи предмет» Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет. « Змея» Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи. Первый ребенок говорит – «голова змеи» , а последний – «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот, кто изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Слайд 15

Игры на телесный контакт «Возьмемся за руки, друзья» Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу , а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается. «Рисунок на спине» Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой – за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

Слайд 16

Организация взаимодействия ДОУ с семьей Анализ психолого-педагогической работы детских садов с семьями показал, что проблеме взаимодействия детского сада и семьи уделяется недостаточно внимания, поэтому в своем исследовании мы поставили следующие задачи: Выявление условий эффективного функционирования педагогической системы «Детский сад – семья» в развитии коммуникативных умений дошкольников. Разработка средств, форм содержания, методов развития коммуникативных умений в педагогической системе «Детский сад – семья». Мы решили строить свою работу в двух направлениях: Работа с коллективом воспитателей. Работа воспитателей с коллективом родителей.

Слайд 17

Организация взаимодействия ДОУ с семьей Целью работы с коллективом воспитателей является подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений. Для реализации этой цели мы использовали следующие формы работы: Анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями. Обучение педагогическому тренингу общения. Овладение воспитателями самодиагностикой. Консультация: стили взаимоотношений в системах « Взрослый – взрослый», «Взрослый – ребенок». Проведение двух семинаров – практикумов « Развитие коммуникативных умений» и « Особенности общения воспитателя с родителями».

Слайд 18

Организация взаимодействия ДОУ с семьей Для организации работы воспитателей с коллективом родителей мы использовали схему поэтапной работы, предложенную А.А. Петрикевич и В.П. Дубровой. Свою работы по установлению взаимодействия с родителями мы разделили на 5 этапов: 1 этап – моделирование взаимодействия. На этом этапе происходит установление компенсаторных связей с целью формирования общей готовности к участию в жизни группы. Мы познакомили воспитателей с методикой изучения семьи и семейного воспитания. Воспитателями были проведены групповые собрания, анкетирование, тестирование, посещение каждой семьи, консультации и т.д. Таким образом, воспитатели получили полное представление о каждой семье, о стилях отношений, психологическом климате, отношении к ребенку. 2 этап – установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество. На этом этапе работа строилась на двух направлениях: привлечение внимания родителей к детям. Привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям. Для привлечения внимания родителей к детям воспитатели обучили родителей тренингу общения, были проведены ряд консультаций, на которых родители познакомились с физиологическими, физическими, психическими особенностями детей среднего дошкольного возраста, стилями и формами общения с детьми.

Слайд 19

Организация взаимодействия ДОУ с семьей 3 этап – формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия. На этом этапе мы только начали работу. Он будет включать в себя ряд консультаций бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке, в частности коммуникативном развитии. На таких занятиях будут использоваться рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого будет проводиться ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема и вечером. Далее мы планируем проведение 4 этапа – изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника. Здесь предполагаются следующие формы работы: индивидуальные беседы с родителями, опросы, родительская почта и другие. На этом этапе инициаторами должны выступать родители. Последний этап 5 – совместное с родителями исследование личности ребенка. На этом этапе мы планируем объединение родителей в группы по интересам. А затем соединение этих групп в единый «Клуб общения», где вся работа с детьми буде планироваться совместно воспитателями и родителями, будут организовываться различные праздники, развлечения, подходы и т.

Слайд 20

Выводы Полученные данные позволяют сделать заключение о необходимости создания условий, способствующих постепенному возвращению в детские сады сюжетной игры., являющейся незаменимой школой общения, мышления, воображения и произвольного поведения для детей дошкольного возраста. Эту важнейшую в современных условиях роль – сохранения и развития детской игры – должны взять на себя, прежде всего, детские практические психологи и педагоги, которые призваны обеспечивать условия для нормального психологического и личностного развития ребенка. Положение о закономерностях детского развития и о качественном своеобразии каждого возрастного этапа должно быть основанием профессиональной деятельности детского психолога. Создание оптимальных педагогических условий для полноценного проживания каждого возрастного этапа, по-видимому, и служит главной задачей практического педагога и психолога. Задачей дальнейших обследований детей среднего дошкольного возраста должен стать анализ состояния ведущей для дошкольников деятельности и уровня развития главных новообразований этого возраста, которые складываются в первую очередь в игре (воображения, инициативности, произвольности, способности к символическим игровым замещениям коммуникативных способностей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта

Выпускная квалификационная работа в МОСГИ по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта....

Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют  " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиАнализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной...

Задачи и содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Журнал «Дошкольное образование»

Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит нам...

"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"

1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр,  на...

Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта.  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...