Тренинговое занятие для родителей «В школу скоро мы идем!» в подготовительной к школе группе «Дельфиненок»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Важная роль принадлежит осознанности родителей насколько их дети готовы к школе. Однако если семья и детский сад совместно не будут решать вопросы подготовки детей к школе, то должного результата не будет. Благодаря тесному взаимодействию воспитателей, родителей, учителей можно избежать негативных последствий адаптации к школе.Цель методической разработки заключается в ознакомлении родителей с основными аспектами подготовки детей школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №82» г. Чебоксары
Тренинговое занятие для родителей «В школу скоро мы идем!» в подготовительной к школе группе «Дельфиненок»
Методическая разработка
Романова Анастасия Юрьевна
«Психологическое сопровождение родителей (законных представителей)
2017 год
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………………3
2.Основная часть……………………………………………………………………..5
3. Заключение……………………………………………………………………...…8
4. Литература……………………………………………………………………..….9
Введение
Процесс подготовки детей в условиях подготовительной группы в детском саду важный и ответственный момент.
Система дошкольного образования активно развивается, но дети все меньше готовы к поступлению в начальную школу. Процесс адаптации детей к школе затягивается. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным [5, с. 24]. Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Л.М. Фридман, М.М. Безруких Е.Е. Кравцова и многие другие. Изучив труды данных психологов, мы приходим к выводу, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Подготовка ребенка к школе предполагает комплексное развитие его интеллектуальной, личностно-эмоциональной сферы с современным достижением определенного уровня физической зрелости. Важная роль принадлежит осознанности родителей насколько их дети готовы к школе. Однако если семья и детский сад совместно не будут решать вопросы подготовки детей к школе, то должного результата не будет. Благодаря тесному взаимодействию воспитателей, родителей, учителей можно избежать негативных последствий адаптации к школе. Актуальность данной проблемы определило тему методической разработки «Тренинговое занятие для родителей «В школу скоро мы идем!» в подготовительной к школе группе «Дельфиненок».
Цель методической разработки заключается в ознакомлении родителей с основными аспектами подготовки детей школьному обучению.
Задачи:
Оценить степень наличия тревожности родителей по поводу приближающегося школьного обучения
Помочь родителям организовать подготовку ребенка к школе, актуализировать их личный опыт
Помочь взглянуть глубже на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни
Создать у родителей позитивную обстановку в обучении
Развивать умение видеть ребенка в роли будущего школьника
Развивать коммуникативные навыки родителей.
В основу идеи создания методической разработки легли следующие теоретические положения:
- Готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым (Д.Б. Эльконин).
- Готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности (В.С. Мухина).
Методологические и теоретические основы работы составили: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности, принцип детерминизма и активности сознания личности.
Концептуальную основу исследования составили: возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, теория о школьной зрелости А. Анастази, концепция о готовности к обучению в школе Л.И. Божович.
Предлагаемая нами методическая разработка представляет собой психологический тренинг для родителей. Тема тренинга посвящена раскрытию проблемы предшкольной подготовки детей. Родители знакомятся с термином «психологическая готовность к школе», познакомятся с основными ее компонентами. Также в процессе совместной деятельности им дается возможность осознать свою актуальную роль в адаптации ребенка к школе. Предлагаемые тренинговые упражнения и задания способствуют актуализации личного опыта родителей. План тренинга:
- Приветствие «Имя и цвет»
- Упражнение «Серьезный момент»
- Упражнение «Незаконченные предложения»
- Мини – лекция «Понятие готовности к школе»
- Упражнение «Волшебство похвалы»
- Творческое упражнение «Как мои родители ходили в школу»
- Мини – лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»
- Ритуал прощания
Новизна методической разработки. Данная методическая разработка уточняет теоретические положения по проблеме подготовки к школьному обучению среди родителей и конкретизирует практические рекомендации предшкольной подготовки.
Практическая значимость методической разработки: предлагаемый тренинг может быть использован детскими психологами и всеми интересующимися данной проблемой.
Тренинговое занятие для родителей «В школу скоро мы идем!» в подготовительной к школе группе «Дельфиненок»
Задачи:
Оценить степень наличия тревожности родителей по поводу приближающегося школьного обучения
Помочь родителям организовать подготовку ребенка к школе, актуализировать их личный опыт
Помочь взглянуть глубже на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни
Создать у родителей позитивную обстановку в обучении
Развивать умение видеть ребенка в роли будущего школьника
Развивать коммуникативные навыки родителей.
Оборудование:
- камушек, клей, фломастеры, лист ватмана.
- цветные вырезанные круги.
- карточки к упражнению «Незаконченные предложения»
- рисунок «Ромашка»
Содержание
- Приветствие «Имя и цвет». (Все родители сидят в кругу)
Добрый день, уважаемые родители! Я предлагаю нам познакомиться поближе. Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и выбирает круг (коричневый – испытываете сильное беспокойство и тревожность; синий – умеренное, контролируемое, легкое волнение; красный – если уверены в своем ребенке, нет особого беспокойства). Потом каждый высказывается и передает другому камень. В ходе обсуждения находятся ответы на следующие вопросы: от чего и от кого зависит снижение вашей тревожности; что должно измениться, чтобы уменьшилось ваше беспокойство. Примечание: данная информация позволяет диагностировать общее отношение родителей к обучению.
- Упражнение «Серьезный момент»
Начало обучения ребенка в школе – один и самых серьезных моментов в его жизни. Уважаемы родители, давайте вместе подумаем, что значит «серьезный момент»? а этот вопрос я попрошу ответить вас. (родители выполняют задание, передавая друг другу мяч). Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.
- Упражнение «Незаконченные предложения».
Родителям предлагаются листочки, на которых написаны только начало предложения. Им необходимо закончить предложения сразу, долго не задумываясь.
- Я со своим ребенком занимаюсь…
- Моему ребенку трудно…
- Мой ребенок не умеет…
- Меня радует в моем ребенке….
- Мой ребенок в школе…
- Я хочу, чтобы мой ребенок…
- С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок…
- Мой ребенок любит больше всего…
Теперь я попрошу перечитать предложения еще раз и задуматься, совпадают ли ваши предложения с возможностями вашего ребенка? Затем каждый участник высказывается, делиться своим мнением. А какие вопросы сложно найти ответ, какие предложения вызвали противоречивые чувства. Примечание: Данное упражнение помогает воспринимать свое ребенка как будущего первоклассника.
- Мини-лекция «Понятие готовности к школе» [4]
Школа – это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь – все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 - 40 минут), и обилие новых впечатлений, с которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.
Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические), за которые организм платит иногда здоровьем. Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда понимаем и видим это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школе?»
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Прежде всего это:
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Желание учиться и желание пойти в школу существенно отличаются друг от друга. Интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности.
Интеллектуальная готовность - это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Волевая готовность – это умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важно, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Это необходима для нормальной адаптации детей школьным условиям.
- «Упражнение «Волшебство похвалы»
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Поэтому важно уметь создавать позитивную обстановку в обучении. Родители, давайте с вами попробуем написать слова похвалы на ромашке (каждому раздается ромашка, а каждом ее лепестке они пишут свои варианты). Далее педагог- психолог предлагает вниманию родителей разнообразные способы похвалы.
- Творческое упражнение «Как мои родители ходили в школу»
В период поступления в школу ваш ребенок особо нуждается в вашей помощи и поддержке. Давайте изготовим коллаж из ваших фотографий, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы или папы. (Родители приклеивают фотографии и своего школьного прошлого, подписывают их.
- Мини - лекция «Практические рекомендации родителям будущих
первоклассников» [4]
Опыт педагогов и психологов показывают, что никакое самое хорошее детское учреждение – и детский сад, ни начальная школа – не могут заменить семью, семейное воспитание. Правила создания позитивной обстановки в обучении:
- Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
- Обучение требует систематичности: 10 -15 минут каждый день дадут больший результат, чем час - два в выходные дни.
- Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.
- Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
- Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. Игровое общение должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого.
- Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!».
- Пожелайте ребенку удачи, подбадривайте его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы сможете оказаться в очень сложной ситуации.
- Ритуал прощания «Рефлексия»
Родители передают по кругу камушек и делятся общими впечатлениями от тренинга. Что вы узнали сегодня нового? Чем полезна была сегодняшняя встреча?
Заключение
Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Важно осознать родителям реальную трудность и сложность школы. Не только учебы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических. К школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. От отношения родителей к школе зависят особенности школьной адаптации.
Практическая значимость методической разработки: предлагаемый тренинг может быть использован детскими психологами и всеми интересующимися данной проблемой.
Литература:
- Безруких М.М. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» / М.М. Безруких, Л.А. Парамонова, В.И. Слободчиков [и др.] // Начальное образование. – 2006. – №3. – С. 9–11.
- Доронова Т.С. О Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе // Дошкольное воспитание. – 2007. – №8. – С. 18–33.
- Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика. – 2007. – №6. – С. 8–10.
- Пазухиа И.А «Идем в школу с радостью» // Дошкольная педагогика. – 2010. - № 4. – С.53-58.
- Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, Н.К. Поливанова. – Томск, 1992. – 182 с.
- Шмидт Е.В. Актуальные проблемы предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sundekor.ru/referat/aktualnye-problemy-preddoshkolnoi-podgotovki-starshikh-doshkolnikov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ
Задачи: Развитие коммуникативных умений родителей. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. Расширение возможностей понимания своего ребенка. Развитие уме...
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ
Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...
Конспект тренингового занятия с родителями на тему: "Психологическая подготовка ребенка к школе"
Данное занятие может быть полезно педагогам-психологам детских садов и дополнительного образования. Рассчитано на родителей воспитанников старшего дошкольного возраста с целью опти...
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ
Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...
"Идём в школу с радостью" -тренинговое занятие с родителями
Зачастую родители испытывают тревогу за ребёнка перед его поступлением в первый класс, либо начинают считать первоклассника самостоятельным ребёнком, считая, что их малыш сам справится с новой ж...
Тренинговое занятие для родителей и детей подготовительной группы: "На ошибках учатся"
Неудачи и ошибки случаются с каждым из нас, но отношение к неудачам и ошибкам у каждого — разное. Одни люди прогибаются или ломаются под давлением неудач, а другие используют проблемы, чтобы ста...
Тренинговое занятие для родителей и детей подготовительной группы: "На ошибках учатся"
Неудачи и ошибки случаются с каждым из нас, но отношение к неудачам и ошибкам у каждого — разное. Одни люди прогибаются или ломаются под давлением неудач, а другие используют проблемы, чтобы ста...