Конспект тренингового занятия с родителями на тему: "Психологическая подготовка ребенка к школе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сокальская Анна Александровна

     Данное занятие может быть полезно педагогам-психологам детских садов и дополнительного образования. Рассчитано на родителей воспитанников старшего дошкольного возраста с целью оптимизации детско-родительских отношений. Решает следующие задачи: ознакомление родителей с особенностями психологической готовности к школе детей шести лет; обучение продуктивным способам взаимодействия с ребенком; развитие отношения партнерства и сотрудничества в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_roditelyami.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тренингового занятия с родителями

на тему:

"Психологическая подготовка ребенка к школе"

Подготовила:

 Горшкова Анна Александровна - педагог-психолог МБОУ ДОД ЦРТДиЮ

Цель: оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи:

- ознакомить с особенностями психологической готовности к школе детей шести лет;

- обучить продуктивным способам взаимодействия с ребенком;

- развить отношения партнерства и сотрудничества родителей с детьми.

Необходимый материал: 3 листа формата А4с изображением улыбающегося, грустного и плачущего смайликов.

Ожидаемые результаты: развитие позитивного взаимодействия родителей с детьми, установление партнёрских отношений в семье каждого ребёнка.

Ход занятия

Упражнение "Если бы можно было сравнить..."

     Сидя в кругу и передавая игрушку, родители по очереди говорят: "Моего ребенка зовут ... Если бы его можно было сравнить с учебным предметом, то это был бы ... Потому что ... "

Мини-лекция "Что такое психологическая готовность к школе"

     Психологическая готовность к школе, это, своего рода, комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

     Так какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"?

     Это, прежде всего, мотивационная готовность, т.е. наличие желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

     Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если на вопрос: "Почему ты хочешь в школу?" вам отвечают: "Потому что у меня красивый ранец" или "Там мои друзья, нам будет весело" или что-то ещё в этом роде - его привлекают внешние аксессуары, а никак не сама учебная деятельность.

      Далее идёт интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их последующих разочарований.        

      На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Скорее, она подразумевает развитие его психических функций (восприятия, мышления, памяти, речи, воображения), причем, на протяжении всего дошкольного детства.

     И тогда в школе, учитель, опираясь на уже имеющиеся навыки, будет давать ребенку новый учебный материал.

     Социальная готовность заключается в том, чтобы ребенок знал правила поведения в школе, как необходимо общаться со сверстниками... Если перед поступлением в первый класс ваш малыш не посещал детский сад, а его общение сводилось только к общению с вами и бабушками-дедушками, то вряд ли он сможет безболезненно влиться в новый коллектив.

     Если у ребенка сформирована социальная готовность, на вопрос: "Почему ты хочешь в школу?" он должен ответить примерно так: "Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно".

     А теперь я предлагаю вам вспомнить своё детство, а точнее - школьную пору.

Игра "Выбери смайлик"

     На стену крепятся 3 смайлика на некотором расстоянии друг от друга (1-й - улыбающийся, 2-й - грустный, 3-й - плачущий).

     Родителям зачитывают вопросы, касающиеся их обучения в школе. Вместо ответов, они должны выбрать соответствующий смайлик и стать под ним.

Вопросы:

1. Вспомните, с каким настроением вы шли в первый класс?

2. А с каким настроением ваши родители провожали вас в первый класс?

3. Вспомните чувства и выражение лица, с которым вы в большинстве случаев садились за уроки.

4. С каким чувством вы оканчивали школу?

Мини-лекция "Настрой родителя = настрой ребенка"

     Думаю, ни для кого не будет секретом, что психологическая готовность к школе во многом зависит от родителей и их настроя. Очень важно дать ребенку положительную установку на обучение в первом классе. Но откуда она возьмется у тех родителей, которые сами тяжело пережили адаптацию к школе, и, как следствие, все остальные школьные годы. Взрослые, естественно, могут испытывать тревогу перед такими важными переменами в жизни, но, ни в коем случае нельзя, чтобы она передалась малышу. Не обсуждайте в его присутствии проблемы школьного образования, не показывайте своих страхов.

     Но здесь есть и обратная сторона: излишне оптимистичное отношение родителей рождает радужные представления о школе у ребенка. В итоге он совсем не ожидает проблем от нового в своей жизни явления. И столкнувшись с первыми трудностями, разочаровывается в школе как таковой. И, как это ни странно, в себе. Ведь он уверен, что все с поставленными задачами справляются легко, и только у него это не получается: ну как тут не обвинить в происходящем себя.

     Гораздо правильнее будет объяснить ребенку преимущества и плюсы школы и обучения, знаний и умений, приобретаемых там, однако не забыть упомянуть и то, что это часто трудная задача. Что к школе еще нужно привыкнуть, что с трудностями сталкиваются все, и важно совместно их преодолеть. В итоге у ребенка сложится и положительное отношение к школе, и понимание предстоящих трудностей.

Мозговой штурм

     Родители делятся на 2 группы. Первая придумывает выражения, которые способствуют снижению самооценки, а также мотивации учения и достижения.

      Вторая группа придумывает фразы, которыми можно повысить мотивацию учения и самооценку.

     Затем выбираются по одному человеку с группы, которые зачитывают получившиеся выражения.

     Обсуждение.

Мини-лекция "О пользе игры для дошкольника"

     Еще одна очень важная психологическая особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно.

     Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в ней осуществляется познавательное развитие, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.

     А сейчас я вам предлагаю разбиться на пары и выполнить следующее задание.

Упражнение "Развиваем - играя"

     Родители разбиваются на пары. Им раздаются записки с заданиями. Первый придумывает и показывает, как можно предложить ребенку задание в игровой форме. Второй - ребенок, выполняет задание. Когда все справятся, начать обсуждение:

- Понятно - непонятно, интересно - неинтересно было "ребенку".

- Сложно или легко было "обыграть" задание взрослому.

Рефлексия занятия

     Родители делятся впечатлениями, психолог благодарит всех за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "С чего начать подготовку ребенка к школе?"

Материал содержит рекомендации для родителей по подготовке ребенка к школе - как и во что играть, что почитать, какие занятия провести, на какие темы беседовать, чтобы безболезнено подготовить ребенка...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ Тема: « Подготовка ребенка к школе.»

  КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ                   Тема: « Подготовка ребенка  к  школе.» Цель:   ...

Консультация для родителей"С чего начать подготовку ребенка к школе"

Консультация для родителей "С чего начать подготовку ребенка к школе"...

Статья для родителей "Значение игры при подготовке ребенка к школе".

Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собст...

Памятка для родителей "Мудрые советы по подготовке ребенка к школе"

МУДРЫЕ СОВЕТЫ.ПОДГОТОВИМ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ....