Организация коммуникативных игр.
консультация на тему
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_seminar_prakt_komun_igry.docx | 50.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Семинар - практикум.
«Организация коммуникативных игр».
Подготовила и провела
педагог-психолог
Кадышева Т.А.
1.Упражнение «Комплимент».
- А скажите мне, коллеги, вы любите комплименты? А говорить их умеете? А ваши воспитанники умеют говорить комплименты? Правильно, детям очень трудно их говорить, но научить их можно. И вам предлагаю в нее поиграть. Но сначала нам нужно с помощью считалки выбрать КОРОЛЕВУ.
Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз, два, три,
Королевой будете вы! (надевает корону и садится на трон)
А с помощью мяча мы узнаем, кто скажет нашей королеве слова восхищения (мяч передается под музыку). Вы, коллеги, не зевайте, мяч другим передавайте. Ну а музыка покажет, кто нам комплименты скажет (игра проводится 3 раза).
- Приятно слушать комплименты?
- Что вы чувствовали?
- Трудно ли говорить?
Вывод: такие игры обязательно помогут детям быть счастливыми, успешными и реализоваться в жизни.
2.Притча.
Я предлагаю вам послушать притчу.
Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".
Общение важная составляющая жизни каждого человека.
3.Мини – лекция «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС».
Сензитивным периодом для развития социально – коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, во многом зависит последующий его жизненный путь.
Это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления реализации образовательной области «социально – коммуникативное развитие».
Социально – коммуникативное развитие на этапе завершения дошкольного образования нашло свое отражение в целевых ориентирах:
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Ребенок должен обладать волевыми усилиями, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан Сент - Экзюпери.
В настоящее время социально - коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, взрослые все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно - эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, и вам это известно, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Классификация игр детей дошкольного возраста.Наиболее эффективным и доступным способом формирования социально - коммуникативных способностей дошкольников является игра.
Работу по социально - коммуникативному развитию условно можно подразделить на 4 блока, которые включают в себя:
- игры, направленные на сближение детей друг с другом;
- игры для развития эмоций;
- игры на социальное восприятие в процессе взаимодействия детей друг с другом;
- игры на развитие коммуникативных навыков.
Также в работе используются:
- чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональныхсопереживаний;
- нравственно - этические беседы.
4.Игра "Снежинки"
- Сейчас вы будете снежинками. Для этого надо двигаться под музыку в свободном направлении по всему залу. Как только музыка прекратится, все останавливаются и слушают команду ведущего, который говорит: "Снежинки объединяются в группы по три". Участники выполняют эту команду и начинают двигаться (танцевать) под музыку в "тройках". Затем снова музыка останавливается, участникам необходимо выполнить следующую команду ведущего, например: "Снежинки объединяются в группы по две (по четыре, по пять и т.д.)".
5.Практическая часть. Игровые педагогические ситуации.
- Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
- Я буду врачом, — кричала Наташа.
- А я - бортмехаником! — сказала Саша.
- Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
- Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
- А я первый сказал!
- Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.
— Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.
Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.
- Вова (4 года) ведет машину, и его путь проходит через «класс», где Вероника «учит» своих учениц — кукол. «Учительница» возмущена вторжением автобуса. Оба сердятся:
— Ты зачем нам мешаешь! А ну, уходи!
— Это ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь шоссейка проходит!
И быть бы рукопашной, не вмешайся взрослый в нарастающий конфликт.
— Товарищ шофер,— обращается воспитатель к зачинщику ссоры,— я диспетчер
и потому должен сказать вам, что маршрут вашего автобуса изменился, так как здесь дорога закрыта на ремонт. Теперь машины идут в объезд.
Вопрос:дайте оценку действиям воспитателя.
- Мама девочки спрашивает воспитателя:
— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у девочки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?
В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно?
Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, «много разнообразных игрушек»?
- Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:
— Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить
вино. А потом буду скандалить.
Ира возражает:
- Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.
- И пить вино — это плохо,— добавляет Женя.
- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает...— говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, он произносит:
- Вот сколько бутылок вина я вам принесу!
Какие чувства у детей может вызвать эта игра?
Как следует относиться к играм детей с отрицательным содержанием, возникающим по инициативе детей?
В каких случаях допустимо прямое вмешательство взрослого в детскую игру?
6. Упражнение «Нарисуйте эмоции».
Каждый участник получает лист с контурами лица и обозначенными чувствами: грусть, страх, радость, вина, удивление, злость.
Родителям вместе с детьми необходимо изобразить на заготовке данные эмоции
7.Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
- Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.
8.Рефлексия.
Упражнение «Нарисуйте эмоции».
Радость грусть страх
Злость вина удивление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативной деятельности воспитанников
Представлен опыт совместной деятельности ДОУ и семьи по формированию ЗОЖ через работу семейного клуба...
Консультация "Приобщение детей к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми через организацию коммуникативной деятельности"
консультация для воспитателей и родителей...
Организация коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ...
«Современные подходы к проектированию и организации коммуникативной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей»
Коммуникативная деятельность в детском саду предполагает работу по развитию речи и обучению родному языку детей, формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения л...
Организации коммуникативной деятельности дошкольников и младших школьников с ЗПР
Организации коммуникативной деятельности дошкольников и младших школьников с ЗПР...
Принципы инклюзивного дизайна в организации коммуникативно - рекреационных помещений ДОУ.
Дизайн концепция ДОУ оперирует не только отдельными предметами, технологиями, материалами, функциями и т.д., но формирует образовательную и коммуникативную среду, обеспечивает доступ к социальным и см...
Решение образовательных задач при организации коммуникативной деятельности, в соответствии с ФГОС ДО.
Коммуникация-это общение, от английского communicate сообщать-передавать. Деятельность направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим...