Принципы инклюзивного дизайна в организации коммуникативно - рекреационных помещений ДОУ.
статья по коррекционной педагогике на тему

Горбунова Наталья Николаевна

Дизайн концепция ДОУ оперирует не только отдельными предметами, технологиями, материалами, функциями и т.д., но формирует образовательную и коммуникативную среду, обеспечивает доступ к социальным и смысловым коммуникациям путем включения в дизайн всех возможных пространств и самого человека, предлагает  дизайнерские решения коррекционных задач.

Цель: создание в образовательном учреждении условий комфорта и доброжелательности для реализации интеллектуального и творческого потенциала детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы инклюзивного дизайна в  организации коммуникативно - рекреационных помещений ДОУ.

Авторы: Горбунова Н.Н.

координатор по инклюзивной

практике ДОУ

Аксёнова Н.В.

педагог ДО

Требования к оформлению пространства образовательных учреждений стремительно меняются во всем мире. Доминирующей тенденцией в создании новых проектов становится  инклюзивный дизайн -переосмысление тривиальных предметов и концепций с тем, чтобы пользование ими было удобно для всех или для максимально многочисленной группы людей. Универсальный дизайн важная составляющая доступной среды.

Принципы универсального дизайна:

1. Равенство в использовании

— Использование людьми с разными физическими возможностями.

— Равные условия использования продукта для всех    потребителей.

— Избегайте выделения какой-либо группы пользователей  или навешивания ярлыков.

— Неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность должны быть доступны всем пользователям.

2.  Гибкость в использовании

— Соответствие множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.

— Возможность выбора способа использования продукта.

 — Помощь пользователю в правильном и аккуратном использовании продукта.

— Адаптируемость под темп пользователя.

3. Простой и интуитивно понятный дизайн

— Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.

— Отсутствие ненужных сложностей.

— Учет различных уровней грамотности и языковых знаний.

— Расположение информационных носителей с учетом их важности.

4. Легко воспринимаемая информация

— Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя.

— Использование различных способов (визуальные,  вербальные ,тактильные) для многократного представления важной информации.

— Самая важная информация должна быть представлена максимально понятной.

5. Допустимость ошибки

— Сведение к минимуму опасности или негативных последствий случайных или непреднамеренных действий.

— Организация элементов таким образом, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки: часто используемые элементы должны быть самыми доступными; опасные элементы нужно обезопасить.

— Наличие предупреждений об опасностях или ошибках.

— Отсутствие опасных последствий при выходе из строя.

— Воспрепятствование совершению неосознанных действий для выполнения задач.

6. Низкое физическое усилие

— Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться элементами дизайна, прилагая минимум усилий— Сделайте так, чтобы пользователь мог оставаться в удобном для него положении.

— Использование разумных значений для усилий.

— Минимизация повторяющихся действия.

-Минимизация необходимости применения продолжительного физического усилия со стороны пользователя.

 7. Размер и пространство для доступа и использования

Размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа  и использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста,  фигуры или подвижности, возраста.

— Видимость важных элементов для любого пользователя.

— Легкий доступ ко всем важным элементам для любого пользователя в положении сидя или стоя.

— Достаточное место для использования вспомогательных средств или сопровождающего.

Дизайн концепция ДОУ оперирует не только отдельными предметами, технологиями, материалами, функциями и т.д., но формирует образовательную и коммуникативную среду, обеспечивает доступ к социальным и смысловым коммуникациям путем включения в дизайн всех возможных пространств и самого человека, предлагает  дизайнерские решения коррекционных задач.

Цель: создание в образовательном учреждении условий комфорта и доброжелательности для реализации интеллектуального и творческого потенциала детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Задачи:

  • В каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» мира  который умеет  «читать» художественный язык вещей и зданий, ощущать соразмерность их форм, красоту конструкций понимать и сохранять красоту , учиться преобразовывать мир по законам красоты, умеет делать его экологичным , удобным и человечным[.
  • Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом дизайнера, художника-конструктора, архитектора, народного мастера.
  • Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные навыки и умения.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Активизировать взаимодействие ДОУ-родители-ребенок.

Концептуальные  решения о визуальной составляющей  дизайна принимает  педагог по декоративно-прикладному творчеству. Развивающие, .коррекционные и образовательные  составляющие разрабатывает   учитель-логопед , координатор по инклюзивной практике ДОУ. Сотрудники административно-хозяйственных служб и педагог ПДО  по ОБЖ согласовывают требования безопасности и современные тенденции зонирования   пространства. Сотрудничая друг с другом специалисты  действуют как единое целое, чтобы создать высококачественную, вдохновляющую  инклюзивную образовательную среду для детей , родителей,  сотрудников,

Коммуникационно-рекреационные помещения ДОУ оснащаются дизайн продуктами различных видов деятельности, которые изготовлены детьми в художественной мастерской и дома, родителями и педагогами ДОУ. Объекты трансформируются, изменяются, разработаны  с учетом назначения разных помещений и возрастных особенностей. Например : инсталляция «Золотая рыбка» расположена в фойе возле группы с одноименным названием. Использованы материалы: ткань, леска, бусы, декоративные растения,  камни , игрушки –морские обитатели. Игрушки в различных техниках изготовили родители и дети. Песком , камнями , бусами, сокровищами можно поиграть. А педагоги решили адаптационные и коррекционные задачи: развитие мелкой моторики, внимания, подсказали родителям  варианты домашних игр и т.д.

 На мастер-классах педагоги учат коллег, родителей  работать в различных техниках изображения, конструирования . Дизайн объекты  мобильны и доступны для взаимодействия с различными категориями детей с ОВЗ. Размеры, материалы, цвет, функциональность рассматриваются с точки использования детьми с нарушением зрения , слуха, опорно-двигательного аппарата. Например коллажи из овощей, шишек, цветов несут не только эстетическую нагрузку , но  информативны познавательно и тактильно. Ребенок может действовать в композиции совместно с сопровождающим педагогом или родителем(добавлять или убирать предметы, сопровождать речью, жестами).

« Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знания.»

                                                                                                         В. А. Сухомлинский 

Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка,  активное включение родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе  является одним из важнейших условий успешности инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных принципов инклюзивного образования

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях...

Дидактические принципы инклюзивного обучения

Представлены модели интеграции детей с ОВЗ, описаны принципы их обучения...

Проект «Использование педагогического дизайна развивающей предметно-пространственной среды за пределами групповых помещений ДОУ»

Пояснительная запискаОгромное значение для полноценного развития личности имеет окружающая среда. Её наполняемость, функциональность, эстетичность. Ребенок дошкольник,  большую часть времени пров...

Проект "Дизайн – проект оформления группового помещения разновозрастной группы общеразвивающей направленности /4 – 6 лет/

Цель проекта – совершенствование предметно-развивающей среды и современное оформление интерьера группового помещения для развития творческой личности ребенка.Задачи:1. Изменить внутренний интерь...

Принципы размещения материалов РППС в групповом помещении (вторая младшая группа)

Говорящая среда – среда, которая, как будто разговаривает с ребёнком и может выстраивать отношения с ним напрямую, фактически без участия взрослого. Жизнь наша меняется и просит от людей, у...