Принципы инклюзивного дизайна в организации коммуникативно - рекреационных помещений ДОУ.
статья по коррекционной педагогике на тему
Дизайн концепция ДОУ оперирует не только отдельными предметами, технологиями, материалами, функциями и т.д., но формирует образовательную и коммуникативную среду, обеспечивает доступ к социальным и смысловым коммуникациям путем включения в дизайн всех возможных пространств и самого человека, предлагает дизайнерские решения коррекционных задач.
Цель: создание в образовательном учреждении условий комфорта и доброжелательности для реализации интеллектуального и творческого потенциала детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принципы инклюзивного дизайна в организации коммуникативно - рекреационных помещений ДОУ.
Авторы: Горбунова Н.Н.
координатор по инклюзивной
практике ДОУ
Аксёнова Н.В.
педагог ДО
Требования к оформлению пространства образовательных учреждений стремительно меняются во всем мире. Доминирующей тенденцией в создании новых проектов становится инклюзивный дизайн -переосмысление тривиальных предметов и концепций с тем, чтобы пользование ими было удобно для всех или для максимально многочисленной группы людей. Универсальный дизайн важная составляющая доступной среды.
Принципы универсального дизайна:
1. Равенство в использовании
— Использование людьми с разными физическими возможностями.
— Равные условия использования продукта для всех потребителей.
— Избегайте выделения какой-либо группы пользователей или навешивания ярлыков.
— Неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность должны быть доступны всем пользователям.
2. Гибкость в использовании
— Соответствие множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.
— Возможность выбора способа использования продукта.
— Помощь пользователю в правильном и аккуратном использовании продукта.
— Адаптируемость под темп пользователя.
3. Простой и интуитивно понятный дизайн
— Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.
— Отсутствие ненужных сложностей.
— Учет различных уровней грамотности и языковых знаний.
— Расположение информационных носителей с учетом их важности.
4. Легко воспринимаемая информация
— Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя.
— Использование различных способов (визуальные, вербальные ,тактильные) для многократного представления важной информации.
— Самая важная информация должна быть представлена максимально понятной.
5. Допустимость ошибки
— Сведение к минимуму опасности или негативных последствий случайных или непреднамеренных действий.
— Организация элементов таким образом, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки: часто используемые элементы должны быть самыми доступными; опасные элементы нужно обезопасить.
— Наличие предупреждений об опасностях или ошибках.
— Отсутствие опасных последствий при выходе из строя.
— Воспрепятствование совершению неосознанных действий для выполнения задач.
6. Низкое физическое усилие
— Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться элементами дизайна, прилагая минимум усилий— Сделайте так, чтобы пользователь мог оставаться в удобном для него положении.
— Использование разумных значений для усилий.
— Минимизация повторяющихся действия.
-Минимизация необходимости применения продолжительного физического усилия со стороны пользователя.
7. Размер и пространство для доступа и использования
Размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа и использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или подвижности, возраста.
— Видимость важных элементов для любого пользователя.
— Легкий доступ ко всем важным элементам для любого пользователя в положении сидя или стоя.
— Достаточное место для использования вспомогательных средств или сопровождающего.
Дизайн концепция ДОУ оперирует не только отдельными предметами, технологиями, материалами, функциями и т.д., но формирует образовательную и коммуникативную среду, обеспечивает доступ к социальным и смысловым коммуникациям путем включения в дизайн всех возможных пространств и самого человека, предлагает дизайнерские решения коррекционных задач.
Цель: создание в образовательном учреждении условий комфорта и доброжелательности для реализации интеллектуального и творческого потенциала детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
- В каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» мира который умеет «читать» художественный язык вещей и зданий, ощущать соразмерность их форм, красоту конструкций понимать и сохранять красоту , учиться преобразовывать мир по законам красоты, умеет делать его экологичным , удобным и человечным[.
- Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом дизайнера, художника-конструктора, архитектора, народного мастера.
- Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные навыки и умения.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Активизировать взаимодействие ДОУ-родители-ребенок.
Концептуальные решения о визуальной составляющей дизайна принимает педагог по декоративно-прикладному творчеству. Развивающие, .коррекционные и образовательные составляющие разрабатывает учитель-логопед , координатор по инклюзивной практике ДОУ. Сотрудники административно-хозяйственных служб и педагог ПДО по ОБЖ согласовывают требования безопасности и современные тенденции зонирования пространства. Сотрудничая друг с другом специалисты действуют как единое целое, чтобы создать высококачественную, вдохновляющую инклюзивную образовательную среду для детей , родителей, сотрудников,
Коммуникационно-рекреационные помещения ДОУ оснащаются дизайн продуктами различных видов деятельности, которые изготовлены детьми в художественной мастерской и дома, родителями и педагогами ДОУ. Объекты трансформируются, изменяются, разработаны с учетом назначения разных помещений и возрастных особенностей. Например : инсталляция «Золотая рыбка» расположена в фойе возле группы с одноименным названием. Использованы материалы: ткань, леска, бусы, декоративные растения, камни , игрушки –морские обитатели. Игрушки в различных техниках изготовили родители и дети. Песком , камнями , бусами, сокровищами можно поиграть. А педагоги решили адаптационные и коррекционные задачи: развитие мелкой моторики, внимания, подсказали родителям варианты домашних игр и т.д.
На мастер-классах педагоги учат коллег, родителей работать в различных техниках изображения, конструирования . Дизайн объекты мобильны и доступны для взаимодействия с различными категориями детей с ОВЗ. Размеры, материалы, цвет, функциональность рассматриваются с точки использования детьми с нарушением зрения , слуха, опорно-двигательного аппарата. Например коллажи из овощей, шишек, цветов несут не только эстетическую нагрузку , но информативны познавательно и тактильно. Ребенок может действовать в композиции совместно с сопровождающим педагогом или родителем(добавлять или убирать предметы, сопровождать речью, жестами).
« Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знания.»
В. А. Сухомлинский
Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка, активное включение родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе является одним из важнейших условий успешности инклюзивного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие принципы размещения материалов в групповых помещениях по ФГОС (подготовительная к школе группа)
Центры развития по ФГОС...
Реализация основных принципов инклюзивного образования
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях...
Дидактические принципы инклюзивного обучения
Представлены модели интеграции детей с ОВЗ, описаны принципы их обучения...
Проект «Использование педагогического дизайна развивающей предметно-пространственной среды за пределами групповых помещений ДОУ»
Пояснительная запискаОгромное значение для полноценного развития личности имеет окружающая среда. Её наполняемость, функциональность, эстетичность. Ребенок дошкольник, большую часть времени пров...
Проект "Дизайн – проект оформления группового помещения разновозрастной группы общеразвивающей направленности /4 – 6 лет/
Цель проекта – совершенствование предметно-развивающей среды и современное оформление интерьера группового помещения для развития творческой личности ребенка.Задачи:1. Изменить внутренний интерь...
Принципы размещения материалов РППС в групповом помещении (вторая младшая группа)
Говорящая среда – среда, которая, как будто разговаривает с ребёнком и может выстраивать отношения с ним напрямую, фактически без участия взрослого. Жизнь наша меняется и просит от людей, у...