Решение образовательных задач при организации коммуникативной деятельности, в соответствии с ФГОС ДО.
статья (старшая группа)
Коммуникация-это общение, от английского communicate сообщать-передавать. Деятельность направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_obrazovatelnyh_zadach_pri_organizatsii_kommunikativnoy_deyatelnosti.docx | 27.5 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Решение образовательных задач
при организации коммуникативной деятельности,
в соответствии с ФГОС ДО.
Коммуникация-это общение, от английского communicate сообщать-передавать. Деятельность направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. (слайд № 2)
Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) и невербальные - улыбка, мимика, позы, жесты, предметные действия. Речь - это ведущее средство, позволяющее передать максимально богатое содержание.
Выделяют две формы общения : развитие общения дошкольников со взрослыми и со сверстниками. (слайд № 3)
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми:
ситуативно-личностная ситуативно-деловая внеситуативно-познавательная внеситуативно-личностная.
1 Первой формой общения является ситуативно-личностная. Мотив общения - личный. Общение происходит с помощью мимических средств, которые младенец осваивает в течение 4-6 недель. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку/ Ребенок стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В младенческом возрасте общение является ведущей деятельностью.
2 В раннем возрасте возникает ситуативно-деловая форма общения, которая появляется в процессе совместных со взрослым действий и удовлетворяет потребность малыша - в сотрудничестве. Ребенку необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается он и участвовал в этом процессе. В норме ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет. Дети переходят от примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурным действиям с предметами.
3 В младшем дошкольном возрасте в норме возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную с взрослым познавательную деятельность. Ведущим становится познавательный мотив. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь.
4 К концу дошкольного возраста в норме появляется высшая форма общения со взрослым - внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Ребенок сосредоточен на окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность во взаимопонимании и сопереживании. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.
Развитие общения дошкольников со сверстниками. Три формы общения со сверстниками. В 12 мес. впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус - берут в рот пальчики другого. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой.
1 К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая. Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.
Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.
2 В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Этот период - расцвета ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры).
Бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия , что и составляет главное содержание потребности в общении. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.
3 У старших дошкольников наблюдается внеситуативно-деловая форма общения, четко намечается тенденция к ее развитию. Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне. Главное средство общения - речь.
Задачи: (слайд № 4)
- охрана и укрепление здоровья детей;
- обеспечение равных возможностей для развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и др. особенностей;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование предпосылок учебной деятельности.
Для развития конструктивного общения рекомендуется включать в режим дня такие виды как ритуалы: утренние приветствия, прощание, сбор на прогулку, круг дружбы, и т.д.; упражнения, игры драматизации, подвижные, игры имитации, и т.д., этюды, беседы. (Слайд № 5)
Приём «Паутинка»
Цель: развитие коммуникативных навыков. способствовать формированию чувства близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности других и самоценности.
Возраст: от 4 лет.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Ход игры
Уважаемые коллеги я попрошу вас сесть в круг. Прежде, чем перекатить (перебросить) клубочек следующему игроку, каждый игрок обматывает нитью свою ладонь( намотав на палец) так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. Я бросаю клубок любому из вас, а вы должны его поймать, поприветствовать друг друга и назвать своё имя, можно рассказать о том, что сейчас чувствуешь, что хотят для себя и что могут пожелать другим .последний участник, получивший клубок, передаёт его снова мне. На что похоже наше переплетение?(сеть, паутина, и т. д.) Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями, напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными. Взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья. Положите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся». Вместе мы составляем одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Вывод: такой приём помогает подружиться детям, установить доброжелательную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие. эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
коммуникация – общение (от англ. communicate - сообщать, передавать) Деятельность направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми .
. общение дошкольников с взрослыми о бщение со сверстниками ситуативно-личностная эмоционально-практическая ситуативно-деловая внеситуативно -деловая внеситуативно -познавательная ситуативно-деловая в неситуативно -личностная
ЗАДАЧИ охрана и укрепление здоровья детей; о беспечение равных возможностей для развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и др. особенностей; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; о бъединения обучения и воспитания в целостный образовательный процессна основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе; ф ормирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование предпосылок учебной деятельности. .
у тренние ритуалы . упражнения игры этюды
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ И ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Образовательная область «Физическое развитие»Проведение прогулок в соответствии с режимом дня. Одежда детей для прогулки по сезону....
Организация игровой деятельности в соответствии требований ФГОС
Организация игровой деятельности в соответствии требований ФГОС...
Консультация «Формы организации театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС до»
Серафима Тарара Консультация «Формы организации театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС до»Консультация по теме:«Формы организации театрализованной деятельности в со...
Особенности организации продуктивной деятельности в соответствии с ФГОС
Значение занятий продуктивной деятельностью....
«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
Технология организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
quot;Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин...
«Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО» «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО»«Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»...