Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника.
статья (подготовительная группа) на тему
Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш, кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус, у одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить и рисовать.
Дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мелкая моторика | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Абламонова Л.Д.
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 32»
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека».
И. Кант
В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как и неподвижная рука». А исследования М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.
Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики связана с тяжестью нарушений функций рук.
Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш, кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус, у одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить и рисовать.
Дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, соответствующая тренировка мышечного тонуса осуществляется в играх типа «мозаика», при работе с штампами, в ручном труде (например, при работе с иголкой и ножницами). Одним из важных моментов в развитии старших дошкольников, является ориентировка на листе бумаги.
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.
Моторный навык у ребёнка будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу «рука в руку» (взрослый берёт руку ребёнка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Данный способ я использую в работе с детьми, испытывающими проблемы с координацией движений пальцев рук. Это особенно важно при подготовки ребёнка к школе, так как есть дети с проблемами со здоровьем, и им необходим индивидуальный подход. А развитие моторного навыка позволяет улучшить не только координацию, а также повысить самооценку дошкольника, он становится более уверенным в себе. Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы ребёнок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил полученное изображение с образцом. В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:
А) нарисовать простой узор
Б) поиграть в игру «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых – машины, а в другом – дом. Потом говорите ребёнку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным» Ребёнок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам Ваших дорожек.
В) Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак-ребро-ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисование в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку.).
Работу по развитию тонкой моторики я организовала с детьми, используя комплексный подход, он включает в себя и работу с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезание (особенно плавное, не отрывая ножниц от бумаги). Одним из эффективных упражнений является проделывание нитки в игольное ушко (вышивание). В практике часто использую штриховку (это также один из способов развития моторики). Важно научить ребёнка штриховать. Он должен штриховать те предметы, которые он нарисовал. Это развивает воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Также, детям нравятся и пальчиковые игры, они разучивают их с большим удовольствием и легко запоминают:
Комплекс пальчиковых игр
по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Пальчиковые игры
«Шла машина»
Шла машина дождевая, (поочередные притопы)
Словно туча шла живая, (добавить шлепки по коленям)
Два фантана впереди, (добавить качание головой)
Берегись-не подходи!
Между тем из тучки черной (вращать руками в воздухе)
С громыханьем во всю мощь (сильно топать ногами)
Лил веселый, лил задорный (шлепки по груди и по коленям)
Долгожданный летний дождь
«Тропинка»
Шла тропинка, шла, шла (2 хлопка, 2 шлепка по груди)
К речке подошла. (2 хлопка, 1 шлеп по коленям)
Удивилась, потопталась (развести руки в стороны, притопнуть)
С речкой тихо пошепталась, (шелестеть ладошками)
Под воду ушла, (присесть)
А за речкою не слышно (встать, шлепки по коленям)
Из воды тропинка вышла.
Дальше побрела (притопы)
Пыль с себя стряхнув немножко (стряхнуть)
Да водицы на дорожку (почерпнуть ладошками, вылить на себя)
У реки взяла
«Летела муха»
Летела муха около уха (вращать рукой около уха)
Ис-ис
Летели осы около носа: с-с (вращать рукой около носа)
Летел комар, звенел: з-з (показать пальцем в разные стороны)
На лоб сел,
А мы его поймали (прижать рукой лоб)
В кулачок зажали, (зажать кулачок)
Послушали и отпустили (разжать кулачок)
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание пальцев обеих рук)
1, 2, 3, 4, 5 – (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять (руки вниз, встряхнуть кистями)
1, 2, 3, 4, 5 – мы закончили считать (то же)
«Замок»
На двери висит замок. (руки в «замок»)
Кто открыть его бы мог? (разжать)
Потянули, (тянуть)
Покрутили, (крутить)
Постучали (стучать основаниями ладоней)
И открыли! (расцепить)
«Бойцы молодцы»
Пальцы эти – все бойцы, (растопырить пальцы на обеих руках)
Удалые молодцы. (сжать пальцы в кулак)
Два – больших и крепких малых, и солдат в боях бывалый. (положить ладони на стол, приподнять два больших пальца)
Два – гвардейца – храбреца, (приподнять указательные пальцы)
Два – сметливых молодца. (приподнять средние пальцы)
Два – героя безымянных, но в работе очень рьяных. (приподнять безымянные пальцы)
Два мизинца – коротышки – (приподнять мизинцы)
Очень славные мальчишки! (хлопнуть ладонями по столу)
«Овечка»
Вот кудрявая овечка (раздвинуть руки, округлив ладони)
Шерстка белая в колечках, (сцепить пальцы «колечками»)
Шерстка мягкая, густая – шубка у овцы такая. (погладить одной ладонью другую)
В шубке этой очень жарко!
Дай мне шерстки, коль не жалко. (руки ладонями вверх)
Я колечки состригу (указательным и средним пальцами изобразить «ножницы»)
И в комочек соберу. (кистями сделать «комочки»)
Крутится, вверено, («моталочка»)
Ниточку прядет оно. (большим и указательным пальцами тянуть воображаемую нить)
Нитку я перебираю, (перебирать «нить»)
Из нее клубок мотаю (имитировать указанные действия).
Вот теперь возьму я спицы (а вязать я мастерица),
Петлю к петле нанижу, шарф и варежки свяжу.
Подарю я Марьюшке теплый шарф (руки ладонями вверх, пальцы соеденены кончиками)
И варежки. (положить кисти ладонями вниз)
«Теремок»
Стоит в поле теремок. (изобразить «дом»)
На дверях висит замок. (большие пальцы перекрестить)
Как бы нам замок открыть;
В теремок зверей пустить?
Слева зайка, справа мишка.
- Отодвиньте – ка задвижку! (пальцами захватить друг друга сверху вниз, тянуть руки в противоположные стороны)
Слева ежик, справа волк:
- Нажимайте на замок! (те же действия)
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок! (расцепить пальцы)
Данные пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, действий движениями рук стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Учитывая огромное значение развития мелкой моторики у детей, задача педагогов и детских психологов - донести до родителей важность данной проблемы. Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов. Родители, педагоги должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Список литературы:
1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 2009 г.
2. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.
3. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К. : ГИППВ, 2012.
4. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2013г.
5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2010 г. - №1. –(С. 60-64.)
6. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант Ребенок только родился...
Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.
Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....
Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Консультативный материал для воспитателей и родителей...
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Консультация для педагогов: "Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников"...