Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста "В гостях у тётки Матрёны"
план-конспект занятия (младшая группа)

Танкович Любовь Владимировна

В гостях у тетки Матрены.

Рассчитана на детей 2-3 года, 3-4 года

Цель:

Ознакомление с русским народным бытом, посредством народных игр, потешек, загадок, создание благотворной среды для вовлечения детей с низкой социальной активностью в игровое пространство. Обогащение словарного запаса.

Материал:

Комната убрана в русском народном стиле, народный костюм для бабушки Матрены, игрушечный петух и курица с цыплятами; лавки, застелены дорожкой, пластилин, картинки с домашними животными или фигурки животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_tetki_matreny.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

В гостях у тетки Матрены.

Рассчитана на детей 2-3 года, 3-4 года

Цели и задачи:

Ознакомление с русским народным бытом, посредством народных игр, потешек, загадок, создание благотворной среды для вовлечения детей с низкой социальной активностью в игровое пространство. Обогащение словарного запаса.

Материал:

Комната убрана в русском народном стиле, народный костюм для бабушки Матрены, игрушечный петух и курица с цыплятами; лавки, застелены дорожкой, пластилин, картинки с домашними животными или фигурки животных.

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей в роли хозяйки Матрены и проводит их в комнату украшенную в русском народном стиле.

Матрена: Проходите ребятушки, проходите родные, проходите не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. В моей горнице светло и тепло, каждому место найдется. Всех усажу, все расскажу, да покажу как в давние времена на Руси жилось-поживалось.

- Зовут меня тетка Матрена, а ребятишки кличут тетя Мотя. В давние времена называли нас «красна девица», а «красная» потому-что «красивая». А красивым нас делали наши дела и наряды наши.

Воспитатель показывает куклу в народном костюме и рассказывает о костюме.

- Такие костюмы девушки себе шили сами и украшали сами. Из чего же состоит костюм? Это рубаха – длинная ниже колен одежда, рубаху украшали по рукавам и по вороту красивыми вышитыми узорами. А это сарафан – высокая юбка, закрепленная с помощью вязок на плечах. А еще у каждой девушка был передник, а на ногах плетеные лапти.

                Что-то гости заскучали не пора ли попить чаю?

                Самовар свистит, пыхтит, крышкой громко тарахтит:

                «Пейте чай вода кипит!»

Скорее подставляйте свои чашки!

Помогайте девицы красавицы

Чашки с чаем расставляйте

Сушками да баранками угощайтесь!

Ребята пьют чай с сушками и баранками. А воспитатель продолжает свой рассказ.

- Есть в моем доме печка – матушка. Она всем в доме правит и накормит, и обогреет, и деток спать уложит. Взрослые спать ложились на лавке, детки на печке, младенцы в люльке возле печки. Вот и доченька моя Машенька капризничает спать хочет, ребятишки поможете мне Машеньку укачать, песенку колыбельную спеть.

Дети складывают руки как будут качать младенца и повторяют движения воспитателя поют колыбельную.

                Баю-бай, баю-бай

                Ты собачка не лай

                Белолапа не скули

                Нашу детку не буди

                Темной ноченькой не спиться
                Наша деточка боится

                Ты собачка не лай

                Мою Машу не пугай!

Укладываем младенца в колыбель и отходим в другой в сторону.

- Ребята спасибо помогли Машеньку спать уложили, а ещё у меня есть помощники, мои руки. Они и воды принесут, и печь истопят, и кашу сварят, и в доме чистоту и порядок наведут и на огороде уберут. Пойдемте покажу вам свой огород.

Воспитатель подводит детей к импровизированному огороду с грядками морковки, лука, и с настоящими всходами петрушки и укропа.

- Вот ребятки мой огород. Чего тут только нет: и морковка, и свекла и репа-все есть! Только беда одна – зайцы замучили. Таскают с моего огорода овощи, боюсь весь урожай потерять. Стережет огород, наш дедушка Еремей днями и ночами от хитрых зайцев – воришек. А они хитрецы как увидят, что его в сон клонит, начинают песенку приговаривать, да овощи мой таскать:

                Как ты дед не береги, огород не стереги,

                Мы придем к тебе сейчас догони попробуй нас.

Может поиграем с дедушкой. (Ответы детей)

                

                                   Игра «Дед и зайцы».

В центр садят «Деда Еремея», дети-зайцы ходят вокруг и приговаривают слова:           Как ты дед не береги, огород не стереги,

                Мы придем к тебе сейчас догони попробуй нас.

По сигналу дед просыпается и догоняет зайцев.

- Вот ребятки молодцы порезвились от души. Долго еще наш дедушка не сможет заснуть.

                                Вторая половина дня.

- в русских деревнях не только огороды были, но и много домашних животных водилось, без них не один двор не обходился. Загадаю вам загадку, про моего любимого помощника, без него наш день не начинается.

                Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

                На голове гребешок, кто же это?

                                                        (Петушок)

- Молодцы детки, и петушок молодец. Он нас с солнышком разбудит, громко песенку споет. А потешку вы про него знаете?

                Петушок, петушок,  

                Золотой гребешок,

                Маслена головушка

                Шолкова головушка

                Что ты рано встаёшь

                Голосисто поешь

                Деткам спать не даешь?

- Есть еще у меня и курочка, зовут ее Рябушка. Хотите я вам про не расскажу.

                Курочка – Рябушка

                Куда ходила?

                На речку.

                Курочка – Рябушка

                Зачем ходила?

                За водицей.

                Курочка – Рябушка

Зачем тебе водица?

                Цыпляток поить.

                Курочка – Рябушка

                Как цыплятки просят пить?

                Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Каждое утро я выхожу кормить своих животных, помогите мне накормить курочку с цыплятами, они очень любят зёрнышки.

Лепим из пластилина зернышки для цыплят.

- Молодцы ребятки помогли, курочка с цыплятами остались довольны. Но у меня во дворе есть еще животные. Каких домашних животных вы знаете? (Ответы детей).

                Рано- рано по утру

                Спел рожок: «Ту- ру-ру-ру!»

                А коровки ему в лад

                Затянули: «Му-му-му»

                Ты, Бурёнушка ступай,

                В чисто поле погуляй,

                А вернёшься вечерком

                Напои нас молочком!

А еще у меня есть коза-дереза, такая проказница. Вот смотрите опять убежала, перепрыгнула через забор. Может вы мне поможете построить забор повыше, чтоб она не убежала, а то её могут поймать злые волки.

Строим забор из строительного материала.

- Вот мы и построили забор. Давайте теперь позовём нашу козу-дерезу пока она не ушла далеко в лес.

                У козы-то у рогатой

                Дома малые козлята.

                Весело по лавкам скачут.

                Не балуются, не плачут

                Мама из лесу придет

                Молочка им принесёт.

- Вот и вернулась моя коза-дереза. Все мои животные дома, накормлены, напоиты. Но осталось еще одно домашнее животное, и он очень любит играть с ребятишками. Отгадайте загадку кто же это:

                Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится...

Угадали? Это - ...     (Кот)

Молодцы ребятишки!

                Как у нашего кота

                Шубка очень хороша

                Как у котика усы

                Удивительной красы

                Глазки смелые

                Зубки белые,

                Ходит кот по лавочке

                Ловит всех за лапочки

                Топы-топ по лавочке,

                Цап-царап за лапочки.

Давайте с ним поиграем, все вы будите мышатами, а кот-Васька будет вас ловить.

                Игра «Кошки-мышки»

Молодцы ребятки, вот и походит день к концу. Побывали вы у меня в гостях, увидели, как жили на Руси в деревнях, чем занимались и как развлекались.

РЕФЛЕКСИЯ

Спортивно-развлекательная игра «Богатырские забавы»

Рассчитана на детей первой младшей группы, второй младшей группы.

Цели и задачи: Ознакомление с русскими народными играми, развитие физической активности,

Само мероприятие проходит в спортивном (музыкальном) зале. В группе рассматриваем картину Васнецова «Три богатыря».

Материалы и оборудование: картина Васнецова «Три богатыря», маскарадный костюм или фигурки богатырей, снаряжение (щит, шлем, меч), обручи, конусы, деревянные лошадки-скакалка или палки, стол и фантики, кегли, мячи, картинка с изображением «Чудо-юдо».

                        Вводная часть

- Ребята смотрите какую картину я вам принесла! Посмотрите внимательно, что вы здесь видите? (ответы детей).

- Это богатыри! А вы знаете кто такие богатыри? (ответы детей)

- а чем они занимались? (ответы детей)

- а от куда вы о них знаете? (ответы детей)

- Давайте внимательно посмотрим во что одеты богатыри.

В группе находятся предметы и атрибуты одежды богатырей (можно детский карнавальный костюм богатыря).

- Ребята я подготовила несколько предметов из одежды богатырей, посмотрите и можно даже померить и представить себя богатырями.

Во время рассматривания костюма и предметов снаряжения (шлем, меч, щит, кольчуга, и др) воспитатель объясняет назначение каждого предмета и отвечает на вопросы детей.

- Ребята вам понравилось наряжаться как богатыри?   А теперь я предлагаю пройти в зал и попробовать почувствовать себя настоящими богатырями и поиграть, показать какие ловкие и умелые, ничуть не хуже богатырей.

Дети с родителями проходят в зал (родители выступают в качестве помощников и тоже могут учувствовать в играх).

- Как вы знаете богатыри были сильные, смелые, ловкие, умелые давайте, и мы сначала разомнём наши косточки молодецкие, повторяйте все за мной:

Дуйте дуйте ветры в поле, чтобы мельницы мололи, 

Чтобы завтра из муки 

Испекли м пироги

***

Ай, дыбочки - дыбок скоро мальчику годок

Вставай на дыбок, доставая потолок

Вставай повыше достанешь до крыши.

***

Большие ноги шли по дороге 

ТОП-ТОП-ТОП-ТОП

Маленькие ножки шли по дорожке

топ-топ-топ-топ.

- Во всех сказках говориться что богатыри отправлялись в путь на лошадях, и мы с вам поскачем на лошадках (родители помогают раздавать детям палочки-скакалочки с изображением головы лошади)

Прокати лошадка нас

Не один, а много раз

По двору ты сделай круг

И иди пастись на луг.

Дети в скачут на лошадках имитируя цоканье

- Молодцы! Лихие наездники, но ведь богатыри в пути находились очень долгое время. И дорога у них не легкая то кочки, то ухабы, то болото на пути не давало им пройти. Вот и у нас дорога не легка.

Воспитатель объясняет и показывает детям правила прохождения, родители учувствуют и помогают детям.

                        Игра «Полоса препятствий»

Родители помогают сделать полосу препятствий, папы садятся на корточки (это холмы), их нужно оббежать змейкой на лошади, оставляем лошадку на полу дальше будет болото, обручи на полу (это кочки), их нежно перепрыгнуть и вернутся обратно таким же путём. Участвую все желающие.

- Как ваше самочувствие добры-молодцы? Не притомились ли в пути, не стали на болотных кочках. Осталась ил у вас ещё силушка? Молодцы! Позади тяжёлый путь, но впереди ещё препятствия. Но мы и с ним справимся! В одной сказке был такой герой «Соловей-разбойник», кто-нибудь слышал про такого?  (ответы детей)

- И что он умел делать? (ответы детей)

- Он умел сильно дуть, и чтобы нам с ним справиться нужно дуть что есть мочи.

Воспитатель объясняет правила.

Игра «Соловей-разбойник»

Можно использовать стол и фантик, нужно дунуть как можно дальше, фантик, или бумажный шарик. Можно усложнить задание для родителей и сделать цель, ворота, коробку и т.д.

- Ну вы и молодцы, показали свою удаль молодецкую, глаз зоркий, дух русский. А рука у вас сильная, меткая? Сможете попасть в цель как это делали богатыри.

Игра «Попади в цель»

Нужно добросить мяч в корзину, для родителей можно использовать кольцеброс. На корзину можно надеть фигурку сказочного персонажа или животного.

- Вот так ребята молодцы! Веселятся от души, показали свою стать богатырскую, да силу немереную. Теперь и с «Чудо-юдо» сразиться можете? (ответы детей). Не побоитесь!

- Налетело на наш садик Чудо-юдо беззаконное, Чудо-юдо многоловое наша задача сбить его головы мячом.

                        Игра «Бой с Чудо-юдо»

Кегли с мордочками чудо-юдо, поочереди дети катают мяч пытаясь сбить кегли.

- Вы победили Чудо-юдо! Не побоялись злодея, черной нечисти. Молодцы! Богатыри! Освободили садик от злодея страшного. А знаете, как на Руси встречали и благодарили богатырей за их подвиги? (ответы детей).

- с хлебом-солью, песнями, плясками, разными яствами да угощениями.

Детей угощают приготовленными (конфетами, фруктами).

- Теперь мы с вами знаем кто такие богатыри и чем они прославились. (рефлексия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни) «Чудесная коробка»

Знакомство с материалами, их свойствами; со способами обследования предметов, включая простейшие опыты....

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Подарки для бельчат»

Конспектобразовательной деятельности для детей младшего дошкольного возрастапо познавательному развитию «Подарки для бельчат»Видео деятельности можно просмотреть по ссылке: https://ww...

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Рассматривание комнатного растения герань (пеларгония)»

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Познавательное развитие:Формирова...

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста "Волшебная страна "

Конспект образовательной деятельности в младшей группе "Волшебная страна"...

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию «Я и моя мама»

Цель: продолжать развивать у детей эмоциональную сферу.Задачи: - формировать положительное отношение к маме (посредством употребления прилагательных);- развивать речь, активизировать словарь дете...