Методическая разработка "Фольклорные наглядно-дидактические пособия"
методическая разработка по теме
Целью данной методической разработки является способствование решению задач по формированию и сохранению у подрастающего поколения национальных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrab.po_didakticheskim_posobiyam.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА № 106»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ФОЛЬКЛОРНЫЕ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ»
Музыкальный руководитель:
Пышкина Ж.В.
г.Луганск
2017
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Фольклорные наглядно-дидактические пособия»
Актуальность. Наглядные пособия — эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания.
Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников — Н. А. Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки.
Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности — ладовысотный слух, чувство ритма. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
В данной разработке мною представлены дидактические наглядные пособия по фольклору, поскольку фольклорное воспитание дошкольников является одним из главных направлений в системе духовно-нравственного воспитания.
Цель разработки – способствовать решению задач по формированию и сохранению у подрастающего поколения национальных традиций.
Задачи:
1. Заложить интерес к народной календарно-обрядовой культуре через музыкальную деятельность и её комплексный развивающий потенциал.
2. Развивать положительное отзывчивое отношение к народному музыкальному искусству, наследию русского народа( песни, потешки и т.д.).
3. Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к народному фольклору.
Дидактическое наглядное пособие:
1. «Что за песенка слышна, к какому празднику она?»
Цель – закрепить знания детей о народных календарных праздниках и познакомить с народным песенным репертуаром, характерным для каждого их этих праздников.
Оборудование и материалы: прямоугольный лист ватмана А3, разделенный на четыре квадрата, в каждом из которых находится иллюстрация того или иного праздника: «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица». В центре между картинками расположена на нотном стане нотка, которая может двигаться по часовой стрелке.
Методика применения: дети слушают песню и определяют к какому празднику она относится, показывая ноткой на выбранную ими иллюстрацию праздника.
Музыкальный материал: народно-обрядовые песни: «Блины», «Дин-дон!», «Берёзка девушек призывала», колядка «Авсень, авсень» или другие песни и колядки по выбору музыкального руководителя.
Дидактическое наглядное пособие:
2. «Песня, потешка, загадка. О ком же она, угадай-ка?»
Цель – познакомить детей с малыми формами народного фольклора: песни, потешки, дразнилки, загадки.
Оборудование и материалы: лист ватмана А3, на котором изображены звери: лиса, белка, заяц, мишка, ёжик, волк; указка (палочка-нотка).
Методика применения: дети слушают в исполнении музыкального руководителя песенку, потешку или загадку и определяют о ком она, указывая палочкой-ноткой на выбранную ими картинку.
Музыкальный материал: «Лиса», русская народная прибаутка, обработка В.Попова; «Заинька», русская народная песня; «Медведушка», русская народная песня, обработка М.Красева; «Сидит белка на тележке», русская народная потешка; «Волк-волчок», русская народная потешка; «Ёжик. Ёжик, чудачок», русская народная пестушка.
Дидактическое наглядное пособие:
3. «Фольклорные песни-игры»
Цель – познакомить детей с русскими народными песнями.
Оборудование и материалы: картинки-фигурки с изображениями героев песен: «Как на тоненький ледок», «Тень-тень, потетень», «Скок-скок, молодой дроздок», «Заинька», «Матрёшки» и т.д.
Методика применения: дети в исполнении музыкального руководителя слушают песню, беседуют о содержании. Педагог предлагает выбрать из предложенных картинок героев данной песни и инсценировать её с помощью пальчикового театра.
Музыкальный материал: русские народные песни «Как на тоненький ледок», «Тень-тень, потетень», «Скок-скок, молодой дроздок», «Заинька», «Матрёшки» и т.д. (сборник народных песен «На зелёном лугу»,составитель и автор Г.Генов).
Дидактическое наглядное пособие:
4. «Узнай и изобрази» к фольклорно-дидактической сказке Е.Суглобовой «Мороз Иванович»
Цели – познакомить детей со сказочными образами: Дедом Морозом, Метелицей, Вьюгой ; развивать музыкально-слуховые представления.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением сказочных героев сказки: Деда Мороза, Метелицы, Вьюги; снежинка; музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокольчик, маракасы.
Методика применения: дети слушают мелодию и закрывают снежинкой ту иллюстрацию сказочного персонажа, которая по их мнению, соответствует характеру музыки. Педагог объясняет, что сказочных героев можно изобразить с помощью музыкальных инструментов (барабан, колокольчик, бубен, маракасы и т.д.). Детям предлагается выбрать тот инструмент, который по тембру наиболее соответствует музыкальному сказочном образу. Дети должны обосновать свой ответ. Педагог, показав иллюстрацию определенного сказочного персонажа предлагает детям изобразить его с помощью музыкального инструмента под ту же самую мелодию, которая характерна для данного сказочного героя.
Музыкальный материал: аудиозаписи («минусовки») -А. Киселёв «Всероссийский Дед Мороз», О.Полякова «Метелица»; звуки вьюги (СД «Звуки природы») или другой музыкальный материал по выбору музыкального руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Бумага.».
Формирование представления у детей дошкольного возраста о бумаге и её видах....
Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Ткань.».
Формирование и расширение представлений у детей дошкольного возраста о ткани, её видовом разнообразии и основных свойствах....
Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – дидактические пособия, раздаточный материал)
В данном материале содержится предметно-развивающая среда и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – д...
Методическая разработка наглядно-дидактического пособия «Логопедическое панно»
laquo;Логопедическое панно» было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре. Ведь игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в...
II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, разд...
Наглядно - дидактическое интерактивное пособие «Диаскоп, или хотим все знать!». Егорова Т.С. и Кирсанова И.Г.
Аннотация В соответствии с ФГОС, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформи...
Собственная методическая разработка наглядно-дидактическое пособие "Звукоград"
Наглядно-дидактическое пособие "Звукоград" разработано для учителей-логопедов для изучения букв/звуков с детьми. Пособие крепится на вертикальную поверхность. Буквы/звуки крепятся к...