План самообразования воспитателя
методическая разработка на тему

Шаповалова Светлана Викторовна

Современный педагог ДОУ, живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства — необходимость для каждого работника педагогической сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_shapovalovoy_s.v.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Автономное дошкольное образовательное учреждение «Сказка»                                  

                            План работы по самообразованию                        

Тема: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у  детей дошкольного возраста»

                                   Воспитатель: Шаповалова Светлана Викторовна

                                                                          2016-2017 у.г.

Актуальность выбранной темы

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

 Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Цель работы по самообразованию

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
  • Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению задач в различных областях деятельности.

 Задачи:
1. Знакомство с инновационными технологиями;
2. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ; 3.Использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми.  
4.Реализация общих образовательных задач по развитию речи;
5.Повышение педагогической грамотности родителей по данной теме

Предполагаемый результат

  • Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;
  • Изучение педагогического опыта других педагогов;
  • Изучение психолого-педагогической литературы;
  • Повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи детей;
  • Формирование навыков связной речи у детей;
  • Развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
  • Положительная динамика в развитии памяти детей;
  • Активизация мыслительной деятельности воспитанников.

Этапы работы.

Содержание работы

Сроки

1

Теоретический этап.

1.Определить перспективность и практическую значимость использования приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста для повышения воспитательно-образовательного процесса

2.Формулировка темы по самообразованию, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей.

3.Обзор в Интернете информации по теме. Просмотр литературы: лекции, семинары – практикумы, занятия, родительские собрания, консультации.

4.Изучение пособий и литературы по ТРИЗ технологии.

5.Составление плана мероприятий полученных при изучении, материалов.

 сентябрь

 

 

 

2

Практический этап.

 Создание рабочей программы в соответствии  с ФГОС.

 Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете;

использование методик на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми

Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса: перспективных планов, конспектов занятий по теме.

Участие в днях открытых дверей

Сборник консультаций для родителей.

Участие в семинаре, педсовете ДОУ,

 Публикации в социальной сети работников образования разработок занятий и мероприятий, выступлений, творческих и практических работ. «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста».

Открытое  занятие  с использованием приемов ТРИЗ для воспитателей

 

Сентябрь

Сентябрь

В течение года

В течение года

В течение года

                 Ноябрь-март

                      Март

В течение года

В течение года

Декабрь

Список литературы

1.Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.

2.Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореф. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. -М. 1996 г.

3.Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.

4.Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.

5.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.

6.Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. \пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.

7.Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. \изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.

8.Сидорчук Т.А. Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста \в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр.75-77.

9.Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с.

10.Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования воспитателя .

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Батыр» г. Буинска Буинского района РТ  «План по самообразованию педагога»...

План самообразования воспитателя

Формирование основ педагогического мастерства."Мастер"(в переводе с лат. - начальник,учитель)-это человек ,достигший высркого уровня совершенства и творчества в своем деле....

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...

План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....