Программа Дополнительного образования
методическая разработка (старшая группа) по теме

«В гостях у сказки»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnoe_obrazovanie.doc525 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Раздел 1. Целевой.

3

1.1. Пояснительная записка

3

  1. Цели и задачи реализации Программы

3

  1.  Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

5

Раздел 2. Содержательный

9

2.1.  Особенности осуществления образовательного процесса

9

2.2.  Организация образовательного процесса с учетом форм и видов детской деятельности

11

2.3.  Содержание образовательной деятельности

12

2.4.   Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

15

3. Организационный раздел программы

16

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

16

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

16

Приложение 1. Примерное календарно-тематическое планирование  

17

РАЗДЕЛ 1

ЦЕЛЕВОЙ

  1. 1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «В гостях у сказки» по приобщению дошкольников к театральной культуре муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Калинка» (далее Программа) разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ)

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа – социально-педагогическая.

Возраст обучающихся – с 5 - 6 лет.

Срок реализации данной программы – 1 года.

Программа описывает подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—6 лет (старшая группа). Она разработана на основе  авторской программы «Театр-творчество-дети» Сорокиной Н.Ф., Т.С.Григорьевой Программа  « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012

«Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.\

Разработан учебно-тематический план занятий по театрализованной деятельности по возрастам (старший) определены диагностические методики по выявлению уровней развития театральных способностей у детей.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин, общее количество учебных занятий в год — 34.

  1. Цели и задачи Программы

Целью программы является развитие творческих способности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, воспитание думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи:

  • развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки;
  • познакомить с историей и развитием театрального искусства;
  •  развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства;
  • последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет и др.);
  • способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра;
  • разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей;
  • способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры;
  • совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя этюды, театрализованные игры и упражнения;
  • совершенствовать умения дошкольников разыгрывать несложные постановки по знакомым литературным произведениям, распределять между собой обязанности и роли, умения вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умения использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый);
  • способствовать развитию творческих способностей дошкольников;
  • создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы

   

Реализация содержания Программы основывается на следующих принципах:

  • Принцип полноты и целостности. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.
  • Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
  • Принцип последовательности. Подразумевает логичное усложнение задач музыкального образования детей и содержания музыкального репертуара.
  • Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы.
  • Принцип импровизационности. Театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

1.2.        Планируемы результаты освоения программы

№ п/п

Блок

Старшая группа

(5-6 лет)

1.

«Знакомство с театром»

Знают, что такое театр, виды театра, о нормах поведения в театре.

Называют предметы театрально-игрового оборудования.

Следят за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

2.

«Культура и техника речи»

Правильно строят предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов.

Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля.

3.

«Творческая мастерская»

Дети могут сочинить песенную, танцевальную импровизацию для спектакля.

Дети сопровождают песенные и танцевальные импровизации игрой на музыкальных инструментах.

Умеют передавать настроение, характер музыки, пластикой своего тела, создавая яркий образ героя.

4.

«Создание спектакля»        

 Могут действовать совместно с другими героями спектакля.

Умеют избавлятся от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретают общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

РАЗДЕЛ 2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Особенности осуществления образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 года: для воспитанников – 5-6 лет (старшая группа);

Основные разделы Программы

№ п/п

Блок

Тема

1.

«Знакомство с театром»

«Здравствуй театр!»

«Что такое театр?»

«Играем в профессии»

2.

«Культура и техника речи»

«Веселые сочинялки»

                           «Сказка осени»

«Музыка ветра»

«В Осеннем лесу.

Куклы на карандаше»

3.

«Творческая мастерская»

«Бабушка из Бразилии».

«Вкусная история»

«Мыльные пузыри»

«Вежливый зритель»

                            «Наши фантазии»

«Маски из пакета»

4.

«Создание спектакля»

«Все профессии нужны, все профессии важны»

«Сказка зимнего леса»

                      «Хоровод зверей»

«Карнавал животных»

«Чудесен мир театра»

                          «Рукавичка»

«Мастерская актера»

«Кот и семеро мышат»

«Мир игры»

«Куклы на липучке»

«Давай поговорим. «Истории на ковре»

«Расскажи сказку»

«Мир масок»

«Куколка на пальчике»

«Страна эльфов»

«Экскурсия в кукольный театр»

              «Рисуем фотороботов»

«Играем весеннюю сказку»

«Бабочки на ниточках»

«Мы – актёры»

«Театральная мастерская»

«Мой любимый театр»

План организации образовательной деятельности

Возраст

Объем нагрузки/

Количество мероприятий

Старший дошкольный возраст

               5-6 лет

Объем недельной нагрузки (мин.) /Количество мероприятий

25 мин

1 раз в неделю

Общий объем нагрузки (мин.) /Количество мероприятий в месяц

1ч.40 мин

4

Общий объем нагрузки (часы) /Количество мероприятий в год

13 ч. 20 мин

32


2.2. Организация образовательного процесса с учетом форм и видов детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Виды детской деятельности

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы

Трудовая

Продуктивная

Формы организации работы с детьми

  • Наблюдение
  • Чтение
  • Игра (дидактическая, подвижная, игра-экспериментирование и пр.)
  • Игровое упражнение
  • Проблемная ситуация
  • Беседа
  • Совместная с воспитателем игра
  • Совместная со сверстниками игра
  • Индивидуальная игра
  • Праздник
  • Экскурсия
  • Поход
  • Ситуация морального выбора
  • Проектная деятельность
  • Коллективное обобщающее занятие
  • Опыты
  • Рассматривание
  • Игровая ситуация
  • Дидактическая игра
  • Беседа о прочитанном
  • Игра-драматизация
  • Показ настольного театра
  • Разучивание стихотворений
  • Театрализованная игра
  • Режиссерская игра
  • Решение проблемных ситуаций
  • Создание коллекций и др.
  • Игровое упражнение
  • Совместная с воспитателем игра
  • Совместная со сверстниками игра
  • Индивидуальная игра(дидактическая, игра-экспериментирование и пр.)
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Педагогическая ситуация
  • Беседа
  • Ситуация морального выбора
  • Проектная деятельность
  • Интегративная деятельность
  • Дидактическая игра
  • Чтение (в том числе на прогулке)
  • Словесная игра на прогулке
  • Наблюдение на прогулке
  • Труд
  • Игра на прогулке
  • Беседа после чтения
  • Экскурсия
  • Поход
  • Разговор с детьми
  • Разучивание стихов, потешек
  • Сочинение загадок
  • Создание коллекций
  • Опыты и др.
  • Совместная со сверстниками игра
  • Индивидуальная игра
  • Во всех видах самостоятельной  детской деятельности
  • Подвижная игра с текстом
  • Игровое общение
  • Все виды самостоятельной  детской деятельности предполагающие общение со сверстниками
  • Хороводная игра с пением
  • Игра-драматизация
  • Чтение наизусть и отгадывание загадок
  • Дидактическая игра и др.

        

2.3. Содержание образовательной деятельности

№ п/п

Блок

Темы

Задачи

1.

«Знакомство с театром»

«Здравствуй театр!»

«Что такое театр?»

«Играем в

профессии»

«Вежливый зритель»

- уточнить представления дошкольников о театре, выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;

- подвести к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;

- сформировать представления о театральных профессиях, расширять словарный запас детей;

- познакомить с правилами поведения в учреждении культуры.

2.

«Культура и техника речи»

«Веселые

сочинялки»

«Сказка осени»

«Музыка ветра»

«В Осеннем лесу.

Куклы на карандаше»

-  Развивать речь детей;

- развивать умение слышать собеседника;

- выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания;

- развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики;

- развивать эстетические способности;

- развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;

- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;

- развивать навыки общения и коллективного творчества.

3.

«Творческая мастерская»

«Бабушка из Бразилии».        

«Вкусная история»        

«Мыльные пузыри»

«Наши фантазии

Маски из пакета»

                

                

        

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

- развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;

- учить согласовывать свои действия с другими детьми;

- развивать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников;

- учить проявлять эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

- снимать зажатость и скованность.

4.

«Работа над спектаклем»

«Все профессии нужны, все профессии важны»

«Сказка зимнего леса» «Хоровод зверей»

«Карнавал животных»

«Чудесен мир театра»

«Рукавичка»

«Мастерская актера»

«Кот и семеро мышат»

«Мир игры»

«Куклы на липучке»

Давай поговорим.

«Истории на ковре»

«Расскажи сказку»

«Мир масок»

«Куколка на пальчике»

«Экскурсия в кукольный театр»

«Рисуем

Фотороботов»

«Играем весеннюю сказку»

«Бабочки на ниточках»

«Мы – актёры»

«Театральная мастерская» «Мой любимый театр»

        

- учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;

- развивать чувство ритма и координацию движений;

- развивать пластическую выразительность и музыкальность;

- развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом;

- учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Взаимодействие с родителями строится по следующим направлениям:

  • Создание единого образовательного пространства;
  • повышение родительской компетентности в вопросах ознакомления детей с театрализованной деятельностью;
  • перспективное планирование работы ДОУ в течение года.

Формы взаимодействия с родителями:

  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Беседы;
  • Информационные стенды;
  • Буклеты;
  • Совместное изготовление театральных костюмов;
  • Совместное проектирование и создание развивающей предметно - пространственной среды.

РАЗДЕЛ 3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

  1. Материально-техническое обеспечение программ
  • Магнитофон, подборка сказок, песен, мелодий;
  • театр на фланелеграфе:
  • куклы-картинки;
  • фланелеграф;
  • рисунки для мини – декораций;
  • театральная ширма;
  • декорации к спектаклям;
  • Пальчиковый театр:

-   куклы;

-   декорации.

  • Театр масок;
  • декорации, бутафории к спектаклям;
  • маски, костюмы;
  • Материалы необходимые для изготовления кукол, декораций и т.д.
  • Подборка игр;
  • Разработки занятий;
  • Сказки и т.п.

  1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

Т.А. Акулова

Театрализованные игры

Электронный ресурс

Т.С. Григорьева

Программа «Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет

 Москва, ТЦ «Сфера», 2012

 А.Г. Ковалец

«Азбука Эмоций».

Электронный ресурс

 О.Л. Князева

Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников.

М.: Мозаика-Синтез, 2003

С.В. Крюкова,  

Н.П. Слободяник.

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Практическое пособие М.: Генезис. 2002. — 208 с.

М.Д. Маханева

Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений

Электронный ресурс

Л. А. Баряева,

И.В. Вечканова, Е. Загребаева

Театрализованные игры - занятия.

СПб.: Союз, 2001.

З.М. Богуславская,

Е.О. Смирнова

Развивающие игры

М.: Просвещение, 1991.

Т. Н.  Доронова

Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

М.: «Просвещение» 2004.

Г. П.  Иванова

Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников.

М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

В.И. Мирясова

Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных

Электронный ресурс

Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова

Театрализованные игры в детском саду

М.: Школьная Пресса»

М.И. Чистякова

Психогимнастика

Электронный ресурс

Н.Ф. Сорокина

Авторская программа «Театр-творчество-дети»

Электронный ресурс

Т.С. Григорьева 

Программа «Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет.

М.: ТЦ «Сфера», 2012

О.Л. Князева

«Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников

М.: Мозаика-Синтез, 2003.

                   

Приложение 1

Примерное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности

                                                   СЕНТЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

«Здравствуй театр!»

Собрать детей вместе после летнего перерыва; создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; развивать способность понимать собеседника; повторить с детьми различные виды кукольных театров (настольный, пальчиковый, театр марионеток, би-ба-бо и т.д.), уметь различать их и называть, развивать интерес к театральной деятельности; познакомить с понятием «труппа», «трагедия», «комедия»; познакомить с историей возникновения театра в России.

Беседа «Летние впечатления».

Игра «Где мы были, мы не скажем».

Музыкально - ритмическая композиция

«В гостях у лета».

Подвижные игры.

Игра «Поменяйтесь местами те, кто...».

«Кто колечко найдет?»

 С. Я. Маршак
Сказка- игра.

Игры на развитие голоса.

Игра «Дружные ребята».

Создание рисунков «Сказочный автопортрет.

Ритуал прощания «Я самый хороший!».

Музыкальное сопровождение, небольшой мяч, чудесный мешочек.

Листы бумаги. Карандаши, фломастеры.

«Что такое театр?»

Повторить основные понятия: интонация, эмоция, мимика, жесты;

упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, интонации и эмоций.

учить связно и логично передавать мысли, полно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Беседа «Что такое театр?».

Рассматривание иллюстраций

к теме «Театр».

Пантомимические загадки

и упражнения.

Этюды на сопоставление различных эмоций

«Не та собака кусает», «Больному и мед невкусен», «Заинька у елочки попрыгивает».

Чтение стихотворения «Радость» М. Карема, дети с помощью мимики, жеста, движения изображают описываемое чувство.

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Пересказ сказки, распределение ролей.

Иллюстрации по теме «Театр», музыкальное сопровождение. Книга «Петушок бобовое зернышко».

«Играем в профессии»

Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер; обсудить особенности этих профессий.

Игра «Театральная разминка». Работа над четкостью речи: чистоговорки, скороговорки.

Загадки о театральных профессиях.

Игра «Театр на бегу».

Репетиция над ролями к сказке «Петушок и бобовое зернышко».

Ритуал прощания: «Большое доброе животное».

Изготовление игры – сказки с куклами на ложках.

Волшебный цветок, музыкальное сопровождение, картинки с профессиями.

Пластмассовые ложки, раскраски с изображением героев сказки, клей, ножницы.

«Веселые сочинялки»

Побуждать детей к сочинительству сказок;

учить входить в роль;

развивать творчество и фантазию детей; учить работать вместе, сообща, дружно.

учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; развивать двигательную активность детей

«Веселые сочинялки».

Игры «Сочини предложение»,

«Фраза по кругу».

Музыкально – ритмическая композиция «Танцуем сидя».

Этюд «Капризка».

Игры на развитие голоса

Игра «Тихо — громко»

Мини-сценка «Хозяйка и кот»

Репетиция над ролями к сказке «Петушок и бобовое зернышко».

Ритуал прощания:     «Большое доброе животное».

Музыкальное сопровождение, мяч.

                                 ОКТЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

«Сказка осени»

Совершенствовать навыки четкого и эмоционального

чтения текста своей роли;

добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с

событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица.

Драматизация сказки

«Петушок и бобовое зернышко».

Музыкальное сопровождение, декорации, костюмы, маски.

«Музыка ветра»

Дать детям понятие, что музыка помогает лучше понять образ героев сказки; совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

учить отвечать на вопросы по содержанию пьесы «Кто хозяин в лесу?»;

развивать у детей дружелюбные отношения в выборе роли, развивать у детей мыслительные операции разбора персонажей сказки (что общего, чем различаются, каков их характер, повадки).

Импровизация музыкальных номеров

/ танец Ветра и Листочков,

«В мире животных».

Ритмический этюд «Шла коза по лесу» А. Бурениной

Скороговорка:

Сова советует сове:

«Спи, соседка, на софе.

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится».

Разгадывание загадок про овощи.

Чтение сценария пьесы «Кто хозяин в лесу?». Распределение ролей.

Музыкальное сопровождение, осенние листочки,

Тематическая папка «Овощи»

«В Осеннем лесу.

Куклы на карандаше»

Порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации;

учить выступать в ролях перед сверстниками.

развивать выразительную диалогическую речь в процессе театрализации сказки

Изготовить в театральный уголок «Куклы на карандаше»

Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер

Этюд на выразительность жеста. Шла лиса. Серый   зайчик.

Работа с детьми над передачей образа героев пьесы «Кто хозяин в лесу?»»

«Куклы на карандаше»

Ритуал прощания

«Мушкетеры».

Музыкальное сопровождение, атрибуты к пьесе шапочки героев.

Карандаши,

Листы картона, скотч, лоскуток ткани, ножницы, нитки.

«Бабушка из Бразилии».

Упражнять детей в выразительном

исполнении характерных

особенностей героев сказки; побуждать детей самостоятельно выбирать костюмы к сказке, приобщать к совместному (родители, воспитатели и дети)

изготовлению костюмов к сказке; учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно; учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера; воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Приветствие «Бабушка из Бразилии».

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...».

Сочинение сказки в кругу при помощи игры «33 картинки

Этюд: «Заяц, заяц, чем ты занят?»

Работа с детьми над передачей образа героев пьесы «Кто хозяин в лесу?»

Музыкальное сопровождение, костюмы к сказке.

                                                    НОЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

«Вкусная история»

Вызвать у детей радостное настроение от выступления перед зрителями;

развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

Драматизация пьесы «Кто хозяин в лесу?»»

(для детей детского сада.)

Декорации, костюмы и маски, музыкальное сопровождение.

«Мыльные пузыри»

Порадовать детей новым сказочным сюжетом;

 побуждать к двигательной импровизации;

учить детей дышать правильно;

Приветствие «Я рад тебя видеть, потому что...».

Упражнение «Старый башмак. Разминка «Беготня-плюс».

Игры и упражнения на

развитие речевого дыхания

и правильной артикуляции:

«Мыльные пузыри», «Веселый пятачок» и т.д. Поздравление-инсценировка детей к Дню матери

«Мы в профессии играем. Повар». Чтение, обсуждение, распределение ролей.

Мыльные пузыри, картинки для сказки на фланелеграфе.

«Вежливый зритель»

Познакомить детей с понятиями

«Зрительская культура»,

а также сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, суфлер, дублер.

Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер. Альбом «Мир Театра».

Игры на развитие эмоциональной сферы: «Добрый бегемотик», «Мой хороший попугай».

Игра – пантомима «Скульптор и глина»

Скороговорки. Чистоговорки.

«Мы в профессии играем. Повар». Репетиция.

Настольный театр, альбом, картинки по теме «Театр».

Аудиодиск «Театр»

«Наши фантазии

Маски из пакета»

Учить детей передаче музыкального образа при помощи движений и жестов, побуждать детей внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на неё; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность.

Приветствие «Комплименты».
Скороговорки:

1.Архип осип, осип охрип.

2.Старый пес среди двора

Караулил куль добра.

Воры куль добра не брали,

Воры сторожа украли.

Упражнения по ритмопластике.

Музыкальное произведение М. Глинки

«Вальс Фантазия».

Пантомима: «Страшный зверь», «Мы в профессии играем. Повар». Репетиция по ролям. Изготовление масок из пакета.

Музыкальное сопровождение.

Для изготовления маски понадобится 6 листов бумаги, краски, карандаши, фломастеры, заготовки прорезей для глаз, ножницы, клей.

                                    ДЕКАБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

Драматизация пьесы ««Мы в профессии играем. Повар».

Костюмы, атрибуты, декорации.

«Сказка зимнего леса»

Учить внимательно слушать сказку;

дать представление о жизни лесных зверей зимой;

продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки; познакомить детей со сказкой «Рукавичка»

расширить знания детей о правилах поведения в театре, развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве, активизировать интерес к театральному искусству, учить распределять роли

Беседа с детьми о правилах поведения в театре

Игра – пантомима «Если бы»

Игра «Узнай героя сказки».

Игра «Изобрази отгадку» (изображение героев сказки с помощью мимики и жестов)

Чтение «Рукавичка» РНС.

Беседа по содержанию.

Обсуждение характерных особенностей героев, распределение ролей.

Изготовление фантастических животных из «мусора».

Рассказ о своем животном.

Использованные (чистые) коробочки из-под сока, стаканчики из-под йогурта, пластмассовые баночки из-под лекарств, полулитровые пластиковые бутылки из-под минеральной воды, футляры от киндер-сюрпризов, крышечки, пуговицы, веревочки, шнурки, резинки и прочий «мусор».

«Хоровод зверей»

Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций;

начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений;

 развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

развивать творчество, воображение и фантазию.

Знакомство с терминами: «драматург», «пьеса», «режиссер», «постановка», «художник», «костюмер», «пантомима».

Приветствие «Игра «Продолжи фразу и покажи»: (на развитие имитационных навыков и артикуляционного аппарата) «Олени» «Хоровод зверей». Репетиция сказки «Рукавичка».

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение.

«Карнавал животных»

Порадовать детей, создать сказочную атмосферу.

Упражнение на развитие воображения:

«Таня и мячик»

Упражнения на дикцию и артикуляцию:

Усядемся на пригорке да расскажем Скороговорки:

1) Утром, присев на зеленом пригорке,

Учат сороки скороговорки:

Картошка, картонка, карета, картуз,

Карниз, карандаш, карамель, карапуз.

2) Волки рыщут, пищу ищут.

3) Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,

И матросы три недели карамель на мели ели.

Этюд на выразительность жеста: «Яне знаю!»

Репетиция сказки

«Рукавичка».

Игра «Передай позу». Упражнение «Загадай желание».

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение. Несколько носков.    
Кружочки-заготовки из белой плотной бумаги (размером с рублевую монетку)

Фломастеры,

Свеча, клей, нитки для волос.

                                                           ЯНВАРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

«Чудесен мир театра»

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличие от других видов искусств /живописи, музыки, литературы/; побуждать к совместной работе воспитателей, родителей и детей.

Рассматривание картинок, фотографий с детскими спектаклями.

 репетиция сказки «Золушка».

Альбом, фотографии и картинки по теме «Театр».

Костюмы,

Декорации.

«Рукавичка»

Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; порадовать своим выступлением, показать свои творческие способности.

Драматизация сказки «Рукавичка».

Музыкальное сопровождение, костюмы, атрибуты, декорации.

«Мастерская актера»

Познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера;

дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра.

Развивать у детей творческое воображение и фантазию;

Приветствие «Фасолинка желания».

Игра «Коровы, собаки, кошки».

Этюды и игры: «До свидания!», «Хорошее настроение», «Лисёнок боится», «Добрый мальчик».

Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи кукол-бибабо.

Показ на театральной ширме.

Игра «Замри!».

Фасоль,
несколько отрезков от капронового чулка или старых колготок.
Лоскуты ткани.
Вата.
Моток крепких шерстяных ниток.
Ножницы.    
Фломастеры
Длинный карандаш.
Кружочки из картона
Ширма для кукольного театра.

                                                                       ФЕВРАЛЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

«Кот и семеро мышат»

Познакомить с постановкой «Кот и семеро мышат» помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других.

Продолжать учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу;

учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить выражать образ в движении, закреплять знания об окружающем.

Скороговорки: Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку. Книга книгой, а мозгами двигай. Посреди двора дрова. Шесть мышат в камышах шуршат.

(С разной интонацией, силой голоса, в диалоге.) Знакомство с постановкой «Кот и семеро мышат».

. Обсуждение характерных особенностей героев. Распределение ролей.

Игра «Кошки и мышки».

Шапочки для подвижной игры.

«Мир игр»

совершенствовать навыки групповой работы, продолжить работать над развитием дикции; развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь детей; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи.

Беседа «Гардероб и гардеробщик. Антракт. Буфет в театре». Этюды и игры: «Разведчики», «Я – грозный боец», «Страх», «Часовой». Игровые упражнения для развития речи «Испорченный телефон», Упражнения на развитие творческого мышления, воображения. «Доскажи словечко»:

Этюды на изменение голоса «Зима» Инсценировка «Волк и лиса» (шаговые куклы) Репетиция постановки «Кот и семеро мышат»

Небольшой мяч.

Шаговые куклы: лиса, волк.

«Куклы на липучке»

Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей; учить слушать музыкальное произведение внимательно, чувствовать его настроение; развивать пантомимические навыки.

Игра на развитие памяти.

«В магазине зеркал»

Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

Скороговорки:

1. Где щи, там нас ищи.

2.Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Ритмическая игра «Произнеси имя»

Нужно простучать палочками свое имя по слогам, делая акцент на ударный

слог: И-горь, Ки-рилл, Ка-тю-ша, Крис-ти-на и т.д.

Игра – пантомима «В гостях у сказки.

Репетиция постановки «Кот и семеро мышат»

Создание картинок для ковролеграфа

Белый и цветной картон, ножницы, фломастеры или карандаши.
Степлер со скрепками.
Отрезок тесьмы-липучки (половинка с крючками).

ковролеграф

Давай поговорим.

«Истории на ковре»

Побуждать детей к совместной работе;

обратить внимание на интонационную выразительность речи;

объяснить понятие «интонация»; упражнять детей в проговаривании фразы с различной интонацией

формировать у детей живой интерес к театрализованной деятельности, развивать фантазию, воображение, умение правильно подбирать костюмы и атрибуты для театральной постановки.

Веселые диалоги.

Упражнения на развитие

выразительной интонации.

Этюд «Утреннее фото»

Сочинение сказочных историй при помощи ковролеграфа

Игра «Змея и охотник».

Упражнение «Гусеница».

Репетиция постановки «Кот и семеро мышат»

Картинки, созданные детьми на предыдущем занятии.
Небольшой мяч.
Скакалка, веревка, гимнастический обруч, валик-подушка и другие «препятствия» для упражнения «Гусеница».
Ковролеграф.

                                              МАРТ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

«Расскажи сказку»

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой от своего показа, желание дальше участвовать в театральных постановках, воспитывать любовь к театральному искусству.

Костюмы, декорации, музыкальное сопровождение

«Мир масок»

Побуждать к двигательной импровизации; совершенствовать умение передавать образ через музыку и танцевальные движения.

Приветствие «Клубок».

Упражнения на развитие пластики движений:

1.«Иголка и нитка»

2.«Цветок растет и распускается»

Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» Пересказ сказки при помощи мнемотаблицы.

Знакомство с представлением «Лисичкины проделки».

Распределение ролей.

Изготовление масок из картона

Игра «Мост через реку».

Разминка «Беготня-плюс».

Цветной и белый картон, ножницы, фломастеры или карандаши.
Шаблоны масок из бумаги»
Степлер со скрепками.
Моток бельевой резинки.
Клубок ниток.
Три скакалки.

«Куколка на пальчике»

Отрабатывать выразительность мимики, жестов, голоса и движений

с отдельными героями сказки; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации;

учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы, сочетать движения и речь, развивать воображение.

Театральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша, ложа.

Приветствие «Я желаю тебе сегодня...».

Упражнение «Сдвинь меня с места».

Создание пальчиковых кукол.

показ «новых» сказок.

Репетиция представления «Лисичкины проделки».

Белая или цветная бумага.
Ножницы, клей, фломастеры карандаши.
детские вязаные перчатки
Карточки с персонажами известных сказок.
Ширма для кукольного театра.

«Страна эльфов»

Совершенствовать исполнительское мастерство в эмоциональной передаче музыкального образа героев.

учить детей четко проговаривать слова, эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста

Приветствие «Сказка с мячиком»

Скороговорки:

•Волки рыщут, пишу ищут.

•Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

•Ша-ша-ша, наша шуба хороша.

Упражнения на развитие творческих проявлений детей:

1«Позовите друга (он спит)» (на выразительность интонации)

2. «Позови заколдованным голосом» (Злая колдунья превратила вас в

чудовище, позовите кого-нибудь «заколдованным» голосом)

3. «Позови из пещеры, с высокой горы, из колодца...»

Репетиция представления «Лисичкины проделки».

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

                                                                      АПРЕЛЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

«Экскурсия в кукольный театр»

Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.

Экскурсия в кукольный театр.

Беседа «Театр (ввести понятия: фойе, партер, балкон, лоджия)».

«Рисуем

Фотороботов»

Подготовить декорацию, костюмы к сказке «Лисичкины проделки»;

работать вместе с детьми над текстом и выразительным исполнением своих ролей.

Приветствие «Бабушка из Бразилии».

Скороговорки:

Маша шла, шла, шла

И игрушки нашла

Создание «фотороботов».

Игра «Апрельские рыбки».

Полоски бумаги для создания фотороботов.
Листы бумаги для рисования.
Фломастеры карандаши, клей.
Рыбки желтого и красного цвета привязанные к нитками.

«Играем весеннюю сказку»

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку;  воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение,  костюмы и маски.

«Бабочки на ниточках»

развивать чувство рифмы;

побуждать детей к импровизации.

Приветствие-разминка «Пираты».

Упражнение «Я дарю тебе...».

Игра «Подбери рифму»

Расскажи стихи руками

Игра на развитие голоса «Эхо»

Изготовление кукол на нитке.

Игра «Поймай колокольчик»

Игра «Бездомный заяц».

Белая не очень тонкая бумага.
Крепкие нитки.
Скотч.
Ножницы, фломастеры карандаши.
Шаблоны в виде бабочек и других насекомых.
Настольная лампа.
Колокольчик повязка для глаз.

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

«Мы – актёры»

Укреплять психическое и физическое здоровье детей;

-развивать способность понимать настроение другого участника;
развивать воображение;
познакомить детей с понятиями «мимика», «жест», «пантомима», «интонация»;
упражнять детей в изображении образов в театральных играх, при помощи мимики, жестов, пантомимы;
упражнять детей в управлении куклами – марионетками;
создать благоприятную атмосферу для дружественных взаимоотношений.

Игра «Эмоции»

«Угадай, какое настроение

пантомима, «На полянке алеют цветочки», «До болота идти далеко»

Загадки в шариках

скороговорки.

Произнесите слово «здравствуйте» в разном темпе и с разными интонациями. Медленно, быстро, громко, шёпотом, радостно, удивлённо, грустно, серьёзно, сердито.

Психогимнастика.

Игра «Я весёлый осьминог»,

Салют «Красивые шары»

 Осьминоги, звёздочки (куклы – марионетки). Пиктограммы – тарелочки. Камни морские по цвету осьминогов. Изображение театральных масок. Море-ткань синего цвета. Воздушные шары для загадок и для салюта. Магнитная доска. Бейджики со смайликами. Ширма «Море».

костюмы к сказке.

«Театральная мастерская»

Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Закреплять знания терминологии театрального искусства; продолжать развивать внимание, память, фантазию, воображение, мышление, выдержку, коммуникативные качества. Воспитывать культуру речевого общения.

Дыхательная гимнастика

Скороговорки: Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку. Книга книгой, а мозгами двигай.

Посреди двора дрова.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Вез корабль карамель, 
Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели
Карамель на мели ели.

(С разной интонацией, силой голоса, в диалоге.)

 Игра «Разминка театральная». (Изменить внешность с помощью костюма, грима, прически и т.д.) Игра «настроение»
Его я буду называть, попробуйте его показать. Игра жестов.  

Музыкальное сопровождение, маски и шапочки для сказки.

«Мой любимый театр»

Вовлечь детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Итоговое занятие

театрального кружка

«Мой любимый театр».

Викторина по знакомым сказкам.

Драматизация любимой сказки

(по желанию детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...