Презентация "Обобщение опыта работы по теме " Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития".
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Гусенкова Алла Валериевна

 " Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_gusenkova.ppt1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта работы по теме: «Социально-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития.» Воспитателя МДОУ «Радуга» Гусенковой А.В. 2012 год

Слайд 2

Актуальность темы. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность . Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном мире , заставляют размышлять о будущем России, о её подрастающем поколении. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с тремя положениями: Во-первых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. Во-вторых, вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют дошкольников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях данного поступка для них самих и окружающих людей. В-третьих, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Так как дошкольный возраст – это особый, самый благоприятный период для закладки и развития многогранных свойств и качеств личности, то мне, как воспитателю младшей группы, кажется весьма актуальной тема: «Социально-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития.»

Слайд 3

Цель. Цель: воспитывать у ребёнка культуру познания детей и взрослых; развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений со взрослыми и друг с другом, всесторонне развивать психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовить ребёнка к жизни в современном мире. Задачи: -обогащение предметно-развивающей среды для расширения представлений детей о социальных явлениях. -систематизация методического и дидактического материала через тематическое и перспективное планирование. -обеспечение оптимальных условий для эмоционально-чувственного и нравственного развития дошкольников. -повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей через восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Слайд 4

Новизна опыта работы Новизна опыта работы заключается в том, что: -разработано содержание нравственного воспитания в соответствии с формируемыми компонентами личности: когнитивный -через содержание культурно-логического модуля, эмоциональный – через модуль эмпатического взаимодействия и поведенческий – через содержание позитивно-мотивационного модуля; -определены критерии сформированности нравственной воспитанности ребёнка.

Слайд 5

Технология опыта работы. Система работы по нравственному воспитанию в нашем дошкольном учреждении включает в себя следующие направления: -первое направление предполагает педагогическое сопровождение в деятельности по освоению социальных норм и правил; -второе направление способствует актуализации знаний, умений, навыков, их практическому применению; -третье направление стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, к проявлению в творческой деятельности.

Слайд 6

Результаты диагностики социально-нравственного развития на начало года во второй младшей группе. Диагностировалось 23 ребёнка.

Слайд 7

Диагностика социально-нравственного развития

Слайд 8

Результаты диагностики выявили: 40% детей не имеют представления об опрятном виде, такой же процент детей выполняют процессы самообслуживания только с помощью взрослых, 20% детей не вступают в контакты со сверстниками, 65% вступают в контакты непродолжительно и с частыми конфликтами, 50% детей не умеют дифференцировать поступки сверстников и взрослых. Больше половины детей не умеют пользоваться наглядно-схематическими моделями при проведении режимных моментов. Таким образом, оценив уровни развития детей своей группы, была поставлена задача –проводить систематическую, планомерную работу по социально-нравственному воспитанию детей младшей группы и начать ознакомление детей с карточками-схемами и алгоритмами по всем разделам программы.

Слайд 9

Работа по социально-нравственному развитию детей красной нитью проходит через всю воспитательно-образовательную работу. В своей работе я выделила следующие приоритетные направления , по которым я буду углубленно проводить работу с детьми по данной теме: -Создание предметно-развивающей среды; -Игровая деятельность детей; -Познавательная деятельность детей; -Продуктивная деятельность детей; -Речевое развитие. Трудовое воспитание.

Слайд 10

Основы организации развивающей среды у дошкольников освещены в трудах отечественных учёных двадцатого столетия: Н.А.Ветлугиной, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и других. Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности. При отборе предметного содержания я ориентируюсь на зону ближайшего развития. В группе оборудованы следующие уголки и зоны: Физкультурный уголок.

Слайд 11

Игровые зоны для сюжетно-ролевых игр, уголок художественной литературы.

Слайд 12

Уголок сенсомоторного развития и уголок театрализованной деятельности.

Слайд 13

Уголки изодеятельности, уединения и экологического воспитания.

Слайд 14

В связи с расширением и реформированием процесса воспитания на основе традиционных ценностей и здоровьесберегающих технологий, развивающая среда создаётся не только в группах, но и в рекреациях нашего детского сада. Одухотворённое детское игровое пространство ярко выражено в «Русской избе». На занятиях в «Русской избе» педагоги действенно реализуют истоковые технологии, которые помогают детям увидеть, услышать и почувствовать самобытность родной культуры и жизненного уклада, позволяют им усваивать правила доброй и благочестивой жизни.

Слайд 15

Игровая деятельность детей. В дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Игра вызывает в его психике качественные изменения. Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности, одно из главных сторон является нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, как продуктом труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности ребёнка. Особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В своей работе использую следующие дидактические игры: «Накорми животное», «Чьи детки?», «Кому что нужно для работы?», «Профессии», «Логические цепочки», «Кому грустно? Кому весело?»,

Слайд 16

Использую игры-упражнения: «Ласковые дети», «Ладошки», «Подарок другу». Цель: развитие способностей детей познавать себя и других. «Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты». Цель: развитие эмоциональной осведомлённости детей. «Угадай, кто я», «Зоопарк», «Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем». Цель: овладение невербальными средствами общения. «Подари цветок», «Молчанка». Цель: овладение детьми вербальными средствами общения. «Как нам быть?», «Разговор по телефону». Цель: овладение правилами пользования речью в различных ситуациях. Игровое упражнение "Делаем вот так".

Слайд 17

В подвижных играх дети не только развивают физические качества, но и учатся подчинятся правилам игры, действовать сообща, уважительно относится друг к другу. В младшем возрасте используются следующие подвижные игры и игры малой подвижности: «Огуречик, огуречик», «Лохматый пёс», «Кот и мыши», «Каравай», «Пузырь», «Подарки», «Солнышко и дождик». Мы захлопали в ладоши, очень рады солнышку.

Слайд 18

Пальчиковые игры расслабляют детей, снимают напряжение, развивают мелкую мускулатуру рук, речь и память. Разучиваем пальчиковую игру "Семья"

Слайд 19

Сюжетно-ролевая игра имеет важнейшее значение для формирования личности ребёнка. Во-первых, воспитывается умение подчинять одни желания другим; во-вторых, выделяются главные второстепенные желания. Можно сказать дошкольная игра- школа морали в действии. В группе имеются и постоянно пополняются атрибутами следующие сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья». Внимательный доктор обязательно вылечит больную. Клиентка останется довольна.

Слайд 20

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, я стараюсь вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь. Любимая сказка "Теремок"

Слайд 21

Речевое развитие детей во взаимосвязи с задачами нравственного воспитания. Беседы, просмотр инсценировок, где участвуют любые персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций – эти приёмы воздействуют на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребёнка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения. Темы проводимых бесед: «Хорошо, когда есть брат или сестра» «Ты болеешь» «Как быть послушным» «Чем порадовать друга» «Вежливые дети» Нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя формирую с помощью народных сказок. Сказки помогают показать: - как дружба помогает победить зло(«Зимовье») -как добрые и трудолюбивые побеждают(«Волк и семеро козлят») - что зло наказуемо(«Волк и семеро козлят»,!») Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Сказка-учит добру.

Слайд 22

В своей работе с детьми применяю словесные игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения: «Назови ласково» Цель:воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. «Передача чувств» Цель учить передавать различные эмоции невербальным способом( с помощью жестов, мимики, прикосновений) «Назови себя» Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Повседневное общение с детьми строю на основе доброжелательности и позитива.(Обращения ласковым именем, похвала, призы-всё это вызывает эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность. Личный пример, улыбка, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, совместная деятельность, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это помогает мне в работе с детьми. Игра "Назови себя"

Слайд 23

Целью, проведений праздничных утренников и развлечений, посещений кукольных театров и постановок, является обогащение детей положительными эмоциями и чувствами, развитие эстетических и нравственных качеств. Осень в гости к нам пришла...

Слайд 24

Познавательная деятельность- основной метод обучения. Темы занятий, на которых реализовывались задачи по социально-нравственному воспитанию: «Как принимать гостей и как себя вести в гостях» «Добрые дела» «От чего портится настроение» «Купание куклы Алёнушки» «Труд няни» «Целевое посещение кабинета медсестры» «Птицы зимой» «В деревню к бабушке» «Мамочка любимая» «Наши игрушки» «Здравствуй, лес» На этих занятиях ставились следующие задачи: - формирование у детей чувства сопричастности и любви к семье, детскому саду, к природе родного края, к посёлку; - обогащение знаний о культуре поведения, формирование культурно-гигиенических навыков; - привить чувство уважения к труду взрослых.

Слайд 25

Рисуя,создавая поделки из пластилина и бумаги, дети отражают своё внутреннее состояние, видение мира и своё к нему отношение. Изготовление поделок, рисунков с определённой целью (в подарок) прививают желание доставить радость, порадовать. В совместных строительных играх дети учатся играть вместе, делиться игрушками, радоваться общему результату. Продуктивная деятельность детей в тесной взаимосвязи с нравственным воспитанием. Вместе весело играть. Занятие по аппликации "Бедный зайчик заболел,он с утра совсем не ел"

Слайд 26

С удовольствием ухаживаем за цветами. В труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. В своей работе применяю следующие методы: - совместная деятельность детей, - совместная деятельность детей и взрослых, - беседы, - наблюдения за трудом взрослых, - решение проблемных ситуаций, -общение в процессе труда, - посильные трудовые поручения. Трудовое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием.

Слайд 27

Эффективновность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит от согласованной работы детского сада и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Поэтому при работе с родителями я использую разнообразные формы работы. Родительские собрания. « Воспитываем добротой.» « Прививаем самостоятельность детям младшего дошкольного возраста.» Дни добрых детей. « Новая жизнь бросового материала.» « Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.» Фото выставки: « Мы играем.» « Мамочка любимая моя.» « Как мы весело отдыхали.» Конкурсы поделок: « Волшебные снежинки.» « Игрушки своими руками.»

Слайд 28

Изо выставки: « Домашние зарисовки.» « Наша любимая сказка.» Регулярные выставки детских поделок и рисунков. Совместное проведение физкультурных и музыкальных развлечений, приглашение родителей на праздники и утренники. « Вместе с мамой, вместе с папой поиграть хочу.» периодически обновляю папки-передвижки и уголок « Советы психолога.» « Кризис трёх лет.» « Роль семьи в нравственном воспитании.» Ежедневно провожу беседы с родителями об успехах их детей, групповые индивидуальные консультации (запланированные и на интересующие родителей темы.) « Если ребёнок вынуждает делать вас покупки.» « Если ребёнок дерётся.» В нашем детском саду проводиться регулярное анкетирование родителей на оценку работы воспитателя и дошкольного учреждения в течение года. « Какой наш воспитатель?» « Ребёнок в начале и в конце учебного года.» Тематическое анкетирование: « Семейное чтение.» « Нравственно-тематическое воспитание.»

Слайд 29

Итог работы по теме. Выводы. Теоретическая и практическая значимость данного педагогического опыта заключается в том, что определено содержание работы по социально-нравственному воспитанию, которое включает в себя разные формы работы с детьми и родителями, применялись творческие подходы к решению данной проблемы, что позволило осуществить процессы воспитания и обучения целенаправленно и плодотворно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.Готовность реб...

Отчёт из опыта работы по теме: «Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста». Младшая группа

В своем отчете я изложила методы и приемы по работе с детьми по развитию речи,отобразила работу с родителями, описала развивающую среду. ноказала каких результатов достигли дети к концу года....

Проект «Сказка как средство социально – нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Проект разработан для детей 2 младшей группы.  Позволяет исользовать возможности сказок в социально-нравственном развитии дошкольников 4-го года жизни....

Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Поговорим о важности сенсорного воспитания......

Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Опыт работы по сенсорному развитию младших дошкольников...

План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

Тема: «Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Направлена она на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольн...