Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Климчук Ирина Александровна

Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Инструменты»

Цели:1.Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий;

2. Пополнять словарный запас, развивать логическое мышление детей;

3. Воспитывать интерес к тому, зачем нужны инструменты.

Оборудование: набор инструментов, Золушка.

Предварительная работа: рассматривание инструментов.

                                             Ход занятия:

Вводная часть:

(На столе лежат инструменты: скалка, линейка, щётка, молоток, клещи, отвёртка)

Золушка: У меня мало места, куда можно положить. Линейка деревянная, молоток и металлический, и деревянный, щётка для обуви – щетинная…(Они сделаны из материалов, ими нужно работать).

Воспитатель: Золушка, у этих предметов другое общее слово. Скажите, ему!

Дети: Инструменты!

Воспитатель: Инструменты. А как же взрослые узнают инструменты среди других предметов?

Золушка: Я догадалась: всё, что с ручками, то и инструменты! Молоток с ручкой – инструмент, а линейку уберите… Вот мамину сумку сюда можно положить, она ведь с ручками… Ещё ручка есть на двери (смотрите на неё). Только сюда никак не положить…

Дети: Смеются!

Воспитатель: (Смеётся вместе с детьми). Да…Всё перепутал! Надо уточнить, можно ли дверь и сумку назвать инструментами?!

Основная часть:

Воспитатель: Золушка, ты какой решаешь вопрос?

Золушка: Почему это вы говорите «инструменты», когда они такие разные?

Воспитатель: Надо доказать Золушке, чем похожи лопата, лейка и грабли?

- Катя, скажи!

Дети: Я считаю, что лопата, лейка и грабли похожи тем, что ими работают.

Воспитатель: Правильно! Инструментом называют тот предмет, которым производят какую – то работу. Давайте скажем вместе, когда предмет называют «инструментом»?

Дети: Инструменты – это предметы, которыми производят какую – либо работу.

Золушка: Я не смогу их запомнить, их же много…

Воспитатель: Золушка, не надо запоминать, надо научиться задавать себе вопрос.

- Какой вопрос надо задать самому себе, чтобы решить, можно ли предмет назвать инструментом?

Дети: Можно ли им работать?

- Что им можно делать?

Воспитатель: Правильно!

Золушка: У меня есть такой предмет, но я не знаю, что это такое?

Воспитатель: (Показывает инструмент, который дети не видели или знают, - штангенциркуль. В словаре определяется так: «измерительный инструмент (раздвижной калибр), состоящий из металлической линейки с нанесённой на ней шкалой и двух щек – одной неподвижно соединённой с этой линейкой и другой, скользящей вдоль неё; употребляется для измерения толщины предметов или ширины отверстия»).

Воспитатель: Задавайте вопросы, чтобы решить, инструмент это или нет?

Дети: Как называется? (Штангенциркуль).

- Зачем он нужен? (Он нужен для того, чтобы измерять)

Воспитатель: Молодцы! Штангенциркулем можно измерить толщину предмета, внутри можно измерить.

- Так что же это такое, раз им выполняют работу – измеряют толщину предмета или ширину отверстия?

Дети: Инструмент.

Воспитатель: Называют его?

Дети: Штангенциркуль.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика

Мы пилили, (Делают пилящие движения).

Мы рубили, (Делают рубящие движения).

Громко молотком стучали,

Свежей краской покрывали. (Выполняют движения руками вверх и вниз).

Мама очень нас хвалила (Хлопают в ладоши).

И печеньем угостила. (Поглаживают живот ладошкой).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот это? (показывает бинокль)

Золушка: Это я поняла. А вот это уж, конечно, не инструмент, он не похож на штангенциркуль.

Воспитатель: Задавайте себе вопросы.

- Какой первый вопрос?

Дети: Как его зовут?

Воспитатель: Раз не похож, значит и имя другое.

- Отвечайте!

Дети: Бинокль.

Воспитатель: Какой второй вопрос надо задать?

Дети: Зачем он нужен? или

- Можно ли им выполнять работу?

Воспитатель: А вы когда – нибудь в него смотрели?

Дети: Да!

Воспитатель: Что же увидели?

Дети: С одной стороны всё маленькое, а с другой – большое.

Воспитатель: С одной стороны, в эти стёклышки посмотришь, то, что было далеко, станет близко, и всё рассмотришь. А если перевернёшь и посмотришь, то, что близко, станет далеко и станет маленьким.

- Кому нужен бинокль, как вы думаете?

Дети: Когда в театр ходишь.

Воспитатель: А в работе?

Дети: Капитану!

Воспитатель: А что же капитан корабля им делает?

Дети: Уточняет дорогу, смотрит далеко вперёд, наблюдает, нет ли встречных кораблей, чтобы не столкнуться, или предметов, которые могут помешать кораблю.

Воспитатель: Так, можно ли бинокль назвать инструментом?

Дети: Да.

Воспитатель: А ещё есть в группе инструменты?

Дети: Называют.

Воспитатель: Давайте поможем Золушке отобрать инструменты среди разных предметов!

- Как вы будете определять?

Дети: Задавать себе вопрос: Что им делают?

Воспитатель: Вот песочные часы!

- Это инструмент?

Дети: Да! Ими можно измерить время.

Воспитатель: Подставка под книги?

Дети: Инструмент, служит для того, чтобы удобно было смотреть и читать книгу.

Воспитатель: Ведро?

Дети: Инструмент. Для того, чтобы мыть пол, чтобы в группе было чисто.

Итог занятия:

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое инструменты?

Золушка: Да! Инструменты – это предметы, которыми делают какую – либо работу.

Воспитатель: Какие вопросы нужно себе задать, чтобы узнать, что это инструмент?

Дети: Как его зовут?

- Что им можно делать?

- Для чего он нужен?

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята!

- Дома, попросите родителей показать инструменты, которые в группе мы не видели!

- Занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема «Детский сад – второй наш дом».

Цель-показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые заботятся о детях;-закреплять знания детей о профессиях сотрудников детского сада (няня, повара, медицинской ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»

       Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,          о пользе и вреде насекомых.      ...