«Игра «Да-Нет» как средство формирования информационной компетентности»(Статья из опыта работы)
статья на тему

Карпова Надежда Анатольевна

    В настоящее время идет изменение стратегии обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Основополагающим в этой стратегии должно быть формирование способности человека самостоятельно получать ту информацию, которая необходима для решения проблем, возникающих в различных областях деятельности человека и самостоятельно решать проблемные ситуации в различных областях. А это и есть формирование информационной и технологической компетентностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 69»

ЭМР Саратовской области

«Игра «Да-Нет» как средство формирования информационной компетентности»

 Воспитатель: Карпова Н.А.

    В настоящее время идет изменение стратегии обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Основополагающим в этой стратегии должно быть формирование способности человека самостоятельно получать ту информацию, которая необходима для решения проблем, возникающих в различных областях деятельности человека и самостоятельно решать проблемные ситуации в различных областях. А это и есть формирование информационной и технологической компетентностей. И начинать такую педагогическую работу как можно раньше. Информационная компетентность наряду с другими умениями предполагает наличие у ребенка способности самостоятельно добывать и обрабатывать информацию. ОТСМ-ТРИЗ - технологии, применяемые в нашем детском саду, имеют мощный инструмент обработки информации – игру «Да-Нет», которая обучает детей умению сужать поле поиска, основанному на дихотомии (приеме деления информации напополам).                                                                                                        Применять разные виды «Да-Нет» мы начали со 2 младшей группы. Главная цель в обучении ребенка классификационным умениям: сформировать умение детей самостоятельно строить классификационные структуры по определенным основаниям в зависимости от решаемой ребенком задачи. Главным механизмом формирования такого умения являются мыслительные операции, основанные на дихотомии, при которых ребенок самостоятельно группирует какие-либо предметы по определенному признаку, устанавливает родовидовые отношения и постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне. Классификация – это распределение объектов по группам, где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам. Операции, связанные с классификацией объектов окружающего мира, базируются на единстве мыслительных действий: - анализа (мысленного разложения целого на части или выделения из целого его сторон, действий, отношений); - синтеза (мысленного объединения частей, свойств, действий в единое целое); - сравнения (установления сходства и различия между предметами, явлениями или их признаками); - обобщения (мысленного объединения предметов или явлений по каким-либо существенным признакам).                                                                            Обучение классификации объектов материального мира мы начали с 3- х лет через игры и занятия. Например, на занятиях по развитию речи в ходе составления рассказов по картине по методике, разработанной Т.А.Сидорчук, на экологических занятиях, изучая животных и растения, обязательно акцентировали внимание детей, на том к какой группе относится тот или иной объект. Обучение классификации объектов проходит как на занятиях, так и в повседневной жизни. В групповой комнате все объекты объединяем в группы – мебель, игрушки, музыкальные инструменты, посуда, одежда, обувь, цветы, рыбы и т.д. На прогулке – деревья, травы, кустарники, здания, транспорт и т.д. Во время работы на огороде – лопата, грабли, лейка – орудия труда; здесь растут овощи, зелень. Все это изучается в игровой форме. В 4 года, когда дети научились объединять объекты в группы, научили детей делить объекты на природные и рукотворные, используя при этом наглядную модель – модель мира. Опираясь на модель детям легче задавать вопросы, тем более, что она всегда находится в группе на глазах детей. Дальше, постепенно усложняя задачу классификации объектов, учили детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы, определять характерные признаки объектов, ), чтобы играть в игру «Да – нет» на загаданное или неизвестное слово.                                                     Таким образом, наши дети не заучивали ни одной классификационной группы, и вполне самостоятельно могут найти место любому незнакомому объекту с помощью грамотно заданных вопросов, а значит, компетентны в получении и обработке информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Средства формирования эмпатии у дошкольников (из опыта работы)

Развитие представлений об эмоциях – это выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах, которые остаются в памяти, входят в эмоциональную жизнь ребенка, являются необходимой подготовкой к пр...

«Дидактическая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста» (Из опыта работы)

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на разви...

"Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье  и другие тенденции негативно отра...

Представление опыта по теме: «Игры «Да – нет», как средство формирования навыков логического мышления, внимания, памяти, воображения у детей дошкольного возраста».

Формирование мыслительных процессов дошкольника - одна из важнейших задач дошкольного образования. От владения процессами мышления, умение усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зав...