Доклад из опыта работы «Сюжетно-ролевая игра как условие и средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников»
статья (подготовительная группа)

В своем докладе я отразила тему "Сюжетно-ролевая игра как условие и средство формирования предсталений о мире профессий у дошкольников" с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения детский сад «Родничок»

Доклад из опыта работы на тему:

«Сюжетно-ролевая игра

как условие и средство формирования представлений

о мире профессий у дошкольников»

Воспитатель: Павлова Е.В.

2023г.

Дошкольное детство - это период игры. Лев Семёнович Выготский называл игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно игра способствует формированию знаний об окружающем мире, является средством формирования личности дошкольника.

В настоящее время формирование представлений у детей дошкольного возраста о мире профессий и труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Следовательно, игра является эффективным средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, поэтому данная тема актуальна.

Одним из важных условий обогащения содержания сюжетно-ролевых игр, направленных на ознакомление с миром профессий является создание предметно-развивающей среды. Созданные руками взрослых и детей атрибуты для игры несут прежде всего информационную функцию - помогают детям точнее передать действия людей той или иной профессии и тем самым приобрести социальный опыт. Слайд 1-2

Поэтому свою работу начала с создания и обогащения в группе атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Слайд 3-14. Таким как: поликлиника, аптека, салон красоты, магазин, кафе, школа, серия военизированных игр (моряки, летчики, танкисты и т.д), семья, почта, космонавты, ветеринарная клиника, полиция и т.д. В работу были вовлечены родители воспитанников. Они занимались пошивом костюмов, сбором необходимых атрибутов для игр. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Для этого поставила перед собой следующие задачи:

  1. Обогащать представления детей о профессиях.
  2. Расширять словарный запас, обогащать кругозор, путем ознакомления детей с предметами-заместителями, игровыми атрибутикой и оборудованием, необходимыми в работе людей различных профессий.
  3. Повышать детскую самостоятельность, активность, любознательность.
  4. Побуждать детей использовать полученные знания о труде взрослых в сюжетно-ролевых играх.
  5. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, желание оказывать им помощь.

Далее разработала перспективный план по формированию представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевые игры.

Обогащение игровых сюжетов способствовали: тематические беседы, рассказы о профессиях взрослых, просмотр презентаций, обучающие мультфильмы, чтение художественной литературы, беседы с родителями. Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготовила детей к игре.

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий слайд 15-17 (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.) Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны. А само содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например, играя в космонавтов, изображают себя в космическом корабле, за бортом корабля встречают инопланетян, вступают с ними в контакт. А играя в пожарных создают ситуацию тушения пожара. Играя в военизированные игры наши мальчики проявляют воображение, фантазию. Сами развивают сюжет игры, подключают девочек. Предлагают роль санитарок. Используют предметы заместители кубики – гранаты, из конструкторов делают автоматы.

В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

В игровой деятельности нарастание самостоятельности детей требует особого руководства, в связи с этим мы постоянно меняемся: становимся наблюдателями за игровой деятельностью; координаторами общения детей в игре и игровых замыслов; помощниками – консультантами, если возникают затруднения, конфликты. Играя в игру магазин дети самостоятельно распределили роли, начали играть, но через какое то время интерес пропал т.к дети не знали что делать дальше. И в это время я предложила детям вызвать такси, увезти покупки, поменяться ролями и открыть магазин игрушек. Тимур с Сашей расставили игрушки, приняли роль продавцов на себя и игра пошла дальше.

Итак, в возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживания ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации, что видно по результатам диагностики.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является ключом для изучения мира профессий. Это основной вид деятельности, в котором дети отражают полученные знания о профессиях. Сюжетно-ролевая игра дает возможность почувствовать себя взрослым, выполнять какие-либо профессиональные действия и совсем неважно, что это происходит в рамках игры, ведь это формирует интерес к трудовой деятельности взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Формирование представлений о мире профессий дошкольников.

Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распрастранненым профессиям ближайшего окружения....

«Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников»

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада . Очень важ...

Сообщение на педсовете "Сюжетно-ролевая игра как условие и средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников"

Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. Она начинает преобразовывать полученные в процессе социализации ребенка знания о профессиональной деятельности вз...

Эффективные приемы формирования представлений о мире профессией у детей дошкольного возраста

Эффективные приемы формирования представлений о мире профессией у детей дошкольного возрастаИстоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребнос...