Семинар - тренинг "Взаимодействие и общение с родителями"
материал на тему
Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определённый подход. задачами данного семинара - тренинга являются: осознание основных проблем возникающих при взаимодействии педагогов с родителями, и обозначение путей и способов их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-trening.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг «Взаимодействие и общение с родителями»
Задачами данного семинара-тренинга являются: осознание основных проблем возникающих при взаимодействии педагогов с родителями, и обозначение путей и способов их решения, повышение личностной компетентности педагогов в общении с родителями. Число участников тренинга может быть различным — от 8 до 15 человек. Оптимальная группа состоит из 8-15 человек.
Для успешной работы необходимо:
- достаточно просторное и хорошо проветриваемое помещение.
- Стулья желательно расставить кругом либо полукругом в зависимости от количества участников.
- Наличие доски, блокнота, магнитофона.
Также необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом.
Структура семинара-тренинга:
- Приветствие. Организационные моменты
- Упражнения, направленные на создание необходимой атмосферы, на сближение.
- Упражнения на взаимодействие
- Мини-лекция «Эффективное общение: основные компоненты».
- Упражнения
- Рефлексия.
1. Упражнение «Возьми салфеток»
Цель: Знакомство; создание в группе веселой позитивной атмосферы.
Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
2. Закрепление правил работы в тренинге
Старший воспитатель: Существует китайская поговорка:
“Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”
Человек усваивает
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает.
3. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя) .
4. Дискуссия «Я и родители моей группы».
Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах? »; «Помогают ли они Вам? »; «Есть ли у Вас претензии к родителям? »; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам? »
5. Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
• Улыбка,
• имя собеседника
• комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те! », а «Здравствуйте, Анна Ивановна! ».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом) :
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1, 5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках) .
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе) .
6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое! ». Как можно реже употреблять местоимение «Вы… » (Вы сделайте то-то! », «Вы должны это! ») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали! », «Нас всех беспокоит, что дети… ».
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
6. Игра «Волшебная шляпа».
(Участники остаются в тех же кругах)
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится! ».
По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. хвалить «родителю» ребенка.
- Упражнение: «Беседа со статуей»
Цель: прочувствовать необходимость включения в диалог обоих собеседников
Содержание: упражнение проводится в паре, задача одного из собеседников не реагировать на рассказ партнера, сидеть с отстраненным видом, задача второго - продолжать свой монолог не смотря на отсутствие ответной реакции до той поры пока не появится дискомфорт. Затем смена ролей. Обсуждение ощущений от такого «общения»
- Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников. Подведение итогов: что понравилось? Что оказалось полезным? Что еще хотели бы узнать или сделать? Что было самым сложным при выполнении заданий семинара-тренинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар для педагогов "Стили общения с родителями"
В помощь старшему воспитателю...
семинар-практикум "Эффективное общение с родителями"
данный семинар поможет педагогам улучшить работу с родителями....
семинар-тренинг для педагогов: "Взаимодействие и общение с родителями"ч.1
на данном семинаре-тренинге рассматриваются основные аспекты успешного общения с родителями, возможные "подводные камни" общения....
Семинар- практикум "Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ"
Материал по работе с родителями: упражнения, тесты, беседы...
Семинар-практикум «Технология педагогического общения с родителями»
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой т...
Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:...