Семинар - тренинг "Взаимодействие и общение с родителями"
материал на тему

Волкова Алина Ивановна

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определённый подход. задачами данного семинара - тренинга являются: осознание основных проблем возникающих при взаимодействии педагогов с родителями, и обозначение путей и способов их решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-trening.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг  «Взаимодействие и общение с родителями»

Задачами  данного семинара-тренинга являются: осознание основных проблем возникающих при взаимодействии педагогов с родителями, и обозначение путей и способов их решения, повышение личностной компетентности педагогов в общении с родителями. Число участников тренинга может быть различным — от 8 до 15 человек. Оптимальная группа состоит из 8-15 человек.

 Для успешной работы необходимо:

  • достаточно просторное и хорошо проветриваемое помещение.
  • Стулья желательно расставить кругом либо полукругом в зависимости от количества участников.
  • Наличие доски, блокнота, магнитофона.

Также необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом.

Структура семинара-тренинга:

  1. Приветствие. Организационные моменты
  2. Упражнения, направленные на создание необходимой атмосферы, на сближение.
  3. Упражнения на взаимодействие
  4. Мини-лекция «Эффективное общение: основные компоненты».
  5. Упражнения
  6. Рефлексия.  

1. Упражнение «Возьми салфеток»

Цель: Знакомство; создание в группе веселой позитивной атмосферы.

Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

2. Закрепление правил работы в тренинге

 Старший воспитатель: Существует китайская поговорка:

“Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

Человек усваивает

10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает.

3. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя) .

4. Дискуссия «Я и родители моей группы».

Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах? »; «Помогают ли они Вам? »; «Есть ли у Вас претензии к родителям? »; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам? »

5. Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

• Улыбка,

• имя собеседника

• комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те! », а «Здравствуйте, Анна Ивановна! ».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом) :

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1, 5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках) .

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе) .

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое! ». Как можно реже употреблять местоимение «Вы… » (Вы сделайте то-то! », «Вы должны это! ») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали! », «Нас всех беспокоит, что дети… ».

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

6. Игра «Волшебная шляпа».

(Участники остаются в тех же кругах)

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится! ».

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. хвалить «родителю» ребенка.

  1. Упражнение: «Беседа со статуей»

Цель: прочувствовать необходимость включения в диалог обоих собеседников

Содержание: упражнение проводится в паре, задача одного из собеседников не реагировать на рассказ партнера, сидеть с отстраненным видом, задача второго  - продолжать свой монолог не смотря на отсутствие ответной реакции до той поры пока не появится дискомфорт. Затем смена ролей. Обсуждение ощущений от такого «общения»

  1.  Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников. Подведение итогов: что понравилось? Что оказалось полезным? Что еще хотели бы узнать или сделать? Что было самым сложным при выполнении заданий семинара-тренинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум "Эффективное общение с родителями"

данный семинар поможет педагогам  улучшить  работу с родителями....

семинар-тренинг для педагогов: "Взаимодействие и общение с родителями"ч.1

на данном семинаре-тренинге рассматриваются основные аспекты успешного общения с родителями, возможные "подводные камни" общения....

Семинар- практикум "Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ"

Материал по работе с родителями: упражнения, тесты, беседы...

Семинар-практикум «Технология педагогического общения с родителями»

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой т...

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...