Семинар-практикум «Технология педагогического общения с родителями»
методическая разработка по теме

Кривошеева Елена Николаевна

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «РЯБИНКА»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 С РОДИТЕЛЯМИ»

                                                                ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

                                                                        Е.Н. КРИВОШЕЕВА

МОРШАНСК

12.11.2010 года

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

  • Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспитанников
  • Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателей
  • Дать психологическую характеристику возрастным особенностям педагогов ДОУ
  • Помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

План семинара:

1. Выступление старшего воспитателя /Жеребятьева Г.А./

2. «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»/педагог-психолог Е.Н.Кривошеева/

3. «Родители и воспитатели: стратегия взаимодействия»/педагог-психолог Е.Н.Кривошеева/

4. «Психологическая характеристика возрастных особенностей педагогов ДОУ»/педагог-психолог Е.Н.Кривошеева/

5. Анкетирование педагогов /педагог-психолог Е.Н.Кривошеева/

6. Деловая игра /педагог-психолог Е.Н.Кривошеева/

7. Подведение итогов семинара /старший воспитатель Жеребятьева Г.А./

Ход семинара:

/Выступление старшего воспитателя/

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня на нашем семинаре мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.

/педагог-психолог/ 

«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

На мгновение включим фантазию и представим себе ....  /Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь,  картина получилась безрадостная ...  И хочется сказать, что такое просто невозможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

К сожалению, грустная картина, которая была нарисована вначале, характерна для некоторых садов, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в  другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки (Приложение 1), знания (Приложение 2), умения и навыки (Приложение 3).

Приложение 1

Личностные качества и установки

(личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

Приложение 2

Знания

(содержательный компонент)

  • о семье
  • об особенностях семейного воспитания
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
  • о методах изучения семьи
  • о современных формах организации общения
  • о методах активизации родителей.

                                                                                Приложение 3

Умения и навыки (деятельностный компонент)

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Владение методами изучения семьи
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников (Приложение 4).

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким  должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Приложение 4

Портрет педагога

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
  • Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  • В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения (Приложение 5)

Приложение 5

Примерный кодекс общения:

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

2.  Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

3. «Психологическая характеристика возрастных особенностей сотрудников ДОУ»

 Воспитатели и специалисты ДОУ, согласно взятой нами возрастной классификации (Р.П.Дешеулиной), находятся на следующих стадиях:

* 30 – 35 лет – переходный возраст. Задачами развития здесь являются организация жизни в собственной семье, осуществление родительской роли, построение карьеры, выработка нового стиля жизни, принятие новых обязательств. Кризис этого этапа проявляется в конфликте потребности собственной причастности к социальному бытию и отчужденности от него. Ресурсы развития – знания и навыки планирования семейного бюджета, межличностных отношений и разрешения конфликтов. В 35 лет официально заканчивается возраст молодости.

* 36 – 50 лет – зрелость. Задачами развития здесь являются смена оценок, привязанностей и принятых обязательств; продолжение родительской роли, переоценка значимости людей. Выход из кризиса этого возраста заключается в нахождении путей обновления либо в появлении отстраненности. Ресурсами развития могут стать переоценка и обновление решений, касающихся  межличностных отношений, работы, стиля жизни; знания и навыки организации широкой помощи.

* 51 – 65 лет – пожилой возраст. Задачами развития здесь являются установление связей вне семьи, снижение роли работы, формирование разумного отношения к бренности существования. В ходе кризиса решаются задачи: установить конструктивные связи с окружением либо замкнуться на собственных проблемах. Ресурсами развития в этом возрасте считаются знания и навыки для налаживания коммуникации; учительство и умение дать совет; опора на умственные способности.

4. Анкетирование педагогов

Тест «Индекс жизненной удовлетворенности»/Н.В.Паниной/

Инструкция: В таблице приведены наиболее часто встречающиеся суждения людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прочитайте каждое суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого на каждой строчке обведите кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу.

№ П/П

Суждение

Согласен

Не

согласен

Не

знаю

1

Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания

1

2

3

2

Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю

1

2

3

3

Сейчас для меня наступили самые мрачные дни

1

2

3

4

Себе я пожелала бы больше счастья в жизни

1

2

3

5

Сейчас я почти так же счастлива, как и в прежние годы

1

2

3

6

Мне приходится заниматься делами, которые по большей части скучны и неинтересны

1

2

3

7

Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни

1

2

3

8

Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела

1

2

3

9

Как и прежде, я занимаюсь тем, что меня привлекает

1

2

3

10

С годами я ощущаю все большую усталость от жизни

1

2

3

11

Ощущение возраста не беспокоит меня

1

2

3

12

Когда я оглядываюсь на прожитые годы, испытываю чувство удовлетворения

1

2

3

13

Я ничего не стала бы изменять в своей жизни, даже если бы представилась такая возможность

1

2

3

14

Я наделала в своей жизни значительно больше глупостей, чем сверстники

1

2

3

15

Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников

1

2

3

16

У меня есть планы, которые я намерена осуществить в ближайшее время

1

2

3

17

Оглядываясь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустила в жизни

1

2

3

18

Я чаще, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии

1

2

3

19

От жизни я получила довольно много из того, чего ожидала

1

2

3

20

Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее

1

2

3

Сумма баллов, подсчитанная с помощью «ключа»

«КЛЮЧ»: Ответы на вопросы с номерами 1, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19 оцениваются следующим образом: за ответ «согласен» - 2 балла; «не согласен» - 0; «не знаю» - 1 балл.

Ответы на вопросы с номерами 2, 3, 4, 6, 10, 14, 18, 20 – оцениваются так: за ответ «согласен» - 0 баллов; «не согласен» - 2; «не знаю» - 1 балл.

Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и будет индексом жизненной удовлетворенности. Чем выше индекс, тем выше степень удовлетворенности человека жизнью.

  • 24 балла и выше – у вас все в порядке;
  • От 20 баллов до 24 – вам есть о чем подумать и понять причины самочувствия и проблем во взаимоотношениях с окружающими;
  • меньше 20 баллов – необходимо заняться собой

«Методика диагностики уровня невротизации»/по Л.И.Вассерману/

Инструкция. Ознакомьтесь с приведенными ниже суждениями и ситуациями, выбирая ответ «да» или «нет», который запишите напротив номера утверждения.

1. В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощущение мурашек, онемение.

2. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

3. Раз в неделю или чаще я бываю очень взволнованным или возбужденным.

4. Голова у меня болит часто.

5. Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары.

6. В последнее время я чувствую себя хуже, чем когда – либо.

7. Почти каждый день случается что–нибудь, что пугает меня.

8. У меня бывали периоды, когда из-за волнения нарушался сон.

9. Обычно работа стоит мне большого напряжения.

10. Иногда я бываю так возбужден, что это мешает мне заснуть.

11.Большую часть времени я испытываю неудовлетворенность жизнью.

12.Меня постоянно что–нибудь тревожит.

13. Я стараюсь реже встречаться со своими знакомыми и друзьями.

14. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

15. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

16. Я очень устаю за день.

17. Я верю в будущее.

18. Я часто предаюсь размышлениям.

19.Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно.

20. Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой.

21. Я почти всегда о чем-нибудь или о ком-нибудь тревожусь.

22. У меня мало уверенности в себе.

23. Я часто чувствую неуверенность в себе.

24. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

25. Иногда у меня бывает такое чувство, будто передо мной выросло столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

26.

5. Деловая игра

Наша деловая игра будет состоять из пяти частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога, банка идей.

1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье) 
  2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс) 
  3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи) 
  4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, , внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками) 
  5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.) 
  6. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности) 
  7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах) 
  8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.) 
  9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей) 

2 часть. Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?»

– Задание: придумать конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)

– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

  1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
  2. Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
  3. Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

3 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога.

Упражнение 1 «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.

Тезисы.

  1. Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
  2. Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  3. Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
  4. Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
  5. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
  6. В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
  7. Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
  8. Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

Упражнение 2 «Желаю Вам...»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

Вопросы после упражнения:

  1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
  2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
  3. Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

4 часть. Банк идей.

Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

4. Презентация статьи в родительский уголок.

– Предлагаю каждому из участников игры презентовать свою статью: обосновать выбор темы, почему именно так оформлена и будет ли востребована родителями.

5. Итоги семинара.

- Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с педагогами.Эффективное общение с родителями.

Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Активная форма проведения семира позволяет наиболее полно...

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогическое общение"

Цель семанара-практикума: сформировать положительный эмоциональный фон в педагогическом коллективе, создать атмосферу доброжелательности и защищенности, через психологические упражнения....

Семинар – практикум «Формирование навыков педагогического общения по ФГОС»

Представленный материал будет полезен для работы с педагогическим составом дошкольной образовательной организации. В практической части размещены  игры и упражнения для групповой и индивидуа...

Семинар – практикум для педагогов: «Педагогическое общение»

Семинар - практикум "Педагогическое общение" направлен на  выявление  позитивных средств общения,  выработки умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максим...

Семинар-практикум "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:актуализировать существующие проблемы во взаимодействии п...

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение с родителями»

Семинар направлен  на повышение уровня профессионального  мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. В ходе семинара познакомятся  с методами предупрежд...

Семинар-практикум Как эффективно выстроить общение с родителями

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....