Семинар- практикум "Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ"
методическая разработка на тему
Материал по работе с родителями: упражнения, тесты, беседы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semminar-_praktikum_effektivnoe_obshchenie_s_roditelyami_vospitannikov_dou.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 68»
Семинар- Практикум
«Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ»
Подготовила: старший
воспитатель Галушкина С.А.
г.о. Саранск-2015г.
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Ход:
- Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»
Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
1."Очень я собой горжусь, я на многое горжусь". Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом.
2."Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача". Положив на лоб левую ладонь, затем правую.
3."Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
Потирая ладонь о ладонь.
4."Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего". Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо.
5. "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо". Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками
6."Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу". Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево.
7."Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна". Руки на поясе наклоны вперед-назад.
8. "Я бодра и энергична, и дела идут отлично". Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге.
9. "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается". Сложив руки в замок, делая глубокий вдох.
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
На мгновение включим фантазию и представим себе .... /Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Примерный кодекс общения:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
2. Банк идей.
Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?
3. Три «Я».
Воспитатель несёт ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему.
Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно, прежде всего, выбрать тональность, соответствующую тактике общения. Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я».
| Родитель | Ребенок | Взрослый |
Общее поведение | 1. Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. 2. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое | 1. Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. 2. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. 3. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное | Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь |
Типичные фразы | 1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». 2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя» | 1. «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!, «Мне без разницы», «Так тебе и надо». 2. «Я не верю в свои силы» «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». 3. «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!» | Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, др. все, что допускает возможность дискуссии |
Интона-ция, манера говорить | 1. Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. 2. Тепло. успокаивающе, сочувственно | 1. Громко, быстро, захлебываясь, печально. 2. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. 3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо | Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко |
Жесты | 1. Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. 2.Поглаживание по голове | 1. Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность. 2. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. 3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова | Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед |
В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трёх названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителями, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учётом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.
Упражнение на изменение ролевой позиции в общении (каждую фразу произнести во всех трёх ролях):
1. «Когда-нибудь вы поймёте, что мои требования к ребёнку были справедливы».
2. «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке».
3. «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании».
Упражнение «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»
- найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.
- найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним.
1. Извините, если я помешала…
2. Я бы хотела…
3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…
4. Вам будет интересно узнать…
5. Я бы хотела ещё раз услышать…
6. Мне представляется интересным то, что…
7. Я пришла к такому выводу, что…
8. Вы хотите…
9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…
10. Давайте с вами быстро обсудим…
11. Как вы знаете…
12. Хотя вам это и не известно…
13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…
15. А у меня на этот счёт другое мнение…
16. Конечно, вам уже известно…
17. Вы, наверное, об этом уже слышали…
Упражнение «Желаю Вам...»
Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.
Процедура выполнения
Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.
В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Анализ упражнения
1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?
Работа над правильностью речи.
1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.
2. Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.
3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.
4. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
4. Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.
1. Постановка психологической цели.
– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)
При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.
Проводить беседу с родителями стоит, если воспитатель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.
2. Организация начала диалога.
Церемония приветствия.
Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.
3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.
4. Создание обстановки диалога заключается в том, что продумывает продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.
Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.
Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).
Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.
Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.
Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут»), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.
Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».
Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».
Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».
При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.
Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.
Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще.
Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.
От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.
Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.
Конкретные советы должны даваться воспитатель только в том случае, если родитель просит у него совета.
Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.
Завершение диалога. Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания-«резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.
Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.
Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.
5. Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.
1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?
Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.
Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.
1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.
Следите за своей позой!
Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.
Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.
Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.
Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.
Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.
6. Итоги практикума.
- Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
Литература
«Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.
«Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» Автор: Н.В. Микляева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ "Правила эффективного общения с родителями воспитанников"
Семинар-тренинг посвящен знакомству педагогов с правилами эффективного общения с родителями (техника рефлексивного слушания, знакомство с типологией родителей), а также направлен на снятие психоэмоцио...
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....
Семинар - практикум «Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
«Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ» - семинар-практикум
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: 1. Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах ...