САМОАНАЛИЗ непосредственно - образовательной деятельности. занятия по развитию речи Тема занятия: "Лис и мышонок"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Мустафина Дамира Хашимовна

Анализ занятия я проводила мысленно разбив занятие на части их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е.необходимых и определённых качеств и свойствойств. я выбрала схему эффективности занятия:

1.Профессиональные качества воспитателя( уровень педагогического мастерства, культура речи, внешний вид, знание предмета)

2.Оценка деятельности воспитанников на занятии.(Степень познавательной активности, проявление самостоятельности, творчества, организованность, заинтересованность детей материалом занятия).

3. Оценка содержания занятия (целесообразность, отбора содержания занятия педагогом. дидактические принципы и их реализация (научность, доступность, актуальность знаний и связь с жизнью. оптимальность объёма материала)

4.Оценка эффективности занятия. (Уровень обратной связи в ходе занятия. оценка и контроль воспитателя за детьми. степень эстетического воздействия на детей. 

5. Оценка достижения цели и результативности занятия (Степень конкретности цели и задач- их формулировка для детей. реальность и достижимость цели)

Занятие интегрированное поэтому: сущность интегрированного занятия заключается  в том, что посредством различного содержания и видов деятельности решается одна основная дидактическая цель

     а/ Тема занятия и его основная цель.

     б/ Содержание и компоненты интеграции целесообразность их выбора.

     в/ Форма проведения интегрированного занятия.

     г/ Влияние интегрированных связей на развитие целостного представления об изучаемом объекте и на воспитание.

     д/ Результативность деятельности воспитанников на занятии.

           Вывод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югры

Урайский специализированный Дом ребенка

САМОАНАЛИЗ

непосредственно - образовательной деятельности
«познание»

 Тема «Мышонок и лис»

Первая младшая группа

                                                                          Подготовила воспитатель

Урайского специализированного

                                                                                         Дома ребёнка  группы №1

                                                                                       Мустафина Дамира Хашимовна

Г. Урай 2014г

Непосредственно - образовательная  деятельность составлена  в соответствии с программными задачами основной образовательной программы « От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой  (на основе ФГОСТ, возрастными и индивидуальными особенностями детей .

Непосредственно - образовательная  деятельность выстроена с учетом  принципа  интеграции образовательных областей: «Социализация»,  «Познание»,  «Физическая культура», «Творчество».

        В соответствии с основной образовательной программой, мной была  выбрана тема НОД: «Дикие животные», образовательная область «Познание».

Мной проведено занятие «Мышонок и Лис » Целью которого ,было  - Выполнение заданий воспитателя, рассчитанных на понимание речи и её активизацию.

Познакомить  детей с произведением В.Бианки «Мышонок и лис »

Учить помогать  воспитателю  договаривать слова и небольшие фразы.

 Побуждать детей выполнять практические действия,  Формировать у детей представлений   о  некоторых диких животных. Знакомство с окружающим миром .

Для того чтобы обеспечить закрепление основных программных  задач в разных видах детской деятельности и чтобы не нарушать логику воспитательно-образовательного процесса я провела предварительную работу с детьми: Создание предметно-развивающей среды.

Чтение художественной литературы: «Капризная мышка », «Путаница» авт. К.Чуковский.

Разучивание стихов и песен, загадывание загадок про животных.

Рассматривание иллюстраций «Дикие животные».

Просмотр мультфильмов: «Теремок», «Лиса и волк»,  и др.

Сюжетно-ролевая игра «Теремок.

Настольные игры «Чей домик».

Проведение кукольного театра на тему «Дикие животные и их жизнь в лесу». Складывание пазлов: «Лиса», «Мышка».

Работать над распознаванием звука «Ы».

Форма проведения подгрупповая -дети первой младшей группы

Длительность 15 мин.

Цель: Выполнение заданий воспитателя, рассчитанных на понимание речи и её активизацию.

Развивать пассивную и активную речь детей.

Познакомить  детей с произведением В.Бианки « Мышонок и лис»

Учить- помогать  воспитателю  договаривать слова и небольшие фразы

Задачи:

Образовательные:

Закреплять моторный образ звука «Ы»;

Закреплять слуховой образ звука «Ы».

Продолжать формировать навыки звукового  анализа слов и предложений.

Коррекционные:

Расширять пассивный и активный словарь по теме: дикие животные.

Продолжать  развивать навык сопоставления признаков с понятием.

Понимать значение  предлогов «В», «На»,  употреблять данный предлог в активной речи.  

Развивающие:

Развивать у детей умение свободно общаться с педагогом и сверстниками.

Развивать память, внимание, создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.

Развивать подвижность языка, губ, используя занимательную артикуляционную гимнастику.

Развивать зрительное и слуховое восприятие при рассматривании животных.

Развивать мелкую моторику, используя физ.минутку.

Воспитывающие: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызывать у детей желание заботиться о животных. Накопление и обогащение двигательного опыта детей в игровой деятельности.

Воспитывать слуховое и зрительное внимание, используя дидактические игры. 

Технология: проблемно – диалоговое обучение.

Структура представлена 4 частями:  

Решение проблемных ситуаций, игровое упражнение, чтение произведения,   итог -игровое упражнение.

Планируемые результаты:

Соответствие содержания особенностям детей выражалось:

Первый учебный момент решал задачу мотивации детей на деятельность решения проблемной ситуации: «Помогите мышонку, проводите до норы в лес», и закрепление правильного произношения  изолированных звука «Ы».

Для этого я  использовала репродуктивный метод, приём рассказа, приём решения проблемных ситуаций, а также приём привлечения внимания –модуляция голоса. Об эффективности можно судить  по вниманию детей во время прослушивания и желания узнать больше о мышке, помочь мышке.

Второй отрезок занятия был посвящён решению задач закреплению прочитанной сказки, был использован объяснительно - иллюстративный метод, репродуктивный метод (приём беседы) и практическая деятельность ( ответы детей).

Методы и приемы на  протяжения занятия:

Наглядный метод - как на занятии, так и в предварительной работе (наблюдение, показ, использование ИКТ, ТСО,  демонстрационный материал); Словесный метод  (объяснение, рассказ воспитателя, вопросы);

Практический метод  (выполнение практических заданий);

Игровой метод (игровая ситуация)

Дети слушают и понимают содержание рассказа о  мышке и лисе , проявляют эмоциональную отзывчивость на просьбу ответа на вопрос. С интересом рассматривают иллюстрации к занятию, могут по просьбе воспитателя показать элементы картины, отвечают на вопросы воспитателя. Владеют основными движениями в игре «фрукты дедушки Ым» по развитию мелкой моторики, физические упражнения.

 Принимают активное участие в рисовании картины для мышки.

Договаривают слова к фразам.

Ориентируются в величине предметов (большой - маленький);

Выполняют совместные игровые действия;

Благодарят за сюрприз вербальным и не вербальным способом;

Структура НОД вполне оправдана, так как каждая часть  направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

На этапе дошкольного детства очень важным является развитие образных форм познания окружающего мира: зрительного, слухового, тактильного восприятия, образного мышления, воображения.

Вводная часть состояла  из игровых упражнений направленных на создание эмоционального настроя на предстоящую деятельность: 

беседа о мышке, была направлена на развитие социальных и коммуникативных навыков,  дети показывали основные элементы  картины ( какой домик у мышки, какая мышка маленькая, какие деревья большие и большая лиса.

Проведена пальчиковая гимнастика «фрукты дедушки Ым», направленная на развитие мелкой моторики;

Создание игровой мотивации: воспитатель предлагает размять ротик.

Считаю, что я заинтересовала детей, переключила внимания детей на предстоящую деятельность, создала соответствующий эмоциональный настрой.

Основная часть образовательной деятельности  была направлена на выполнение практических действий на основе объяснения педагога детям о месте проживания животных. Формирование  умения слушать и воспринимать объяснения воспитателя. Активизирование речевой активности;

Формирование  умения сопереживать.

Формирование познавательного интереса к животным.

Знакомить детей с названием мест обитания диких животных.

Развитие  умения передавать знакомую информацию о характерных особенностях диких животных.

Слушая и воспринимая рассказ воспитателя, дети выполняли различные игровые задания:

Упражнение «кто  стоит близко, а кто далёко» - направленно  на развитие познавательной активности и умение взаимодействовать друг с другом;

Упражнение «со звуком Ы» направленно на формирование умений детей; Закреплять моторный образ звука «Ы»;

Закреплять слуховой образ звука «Ы».

 Во время упражнения, «Какие животные маленькие, а какие большие» закреплялись знания о величине (большой, маленький);

Игра «пойдём в лес» была направлена на формирование умений выполнять 2-х ступенчатую инструкцию и развитие мелкой и общей моторики;

Во время рисования травки для мышонка, формировалось умение рисовать кисточкой прямые линии.

Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения и развития, повысила речевую активность детей и позволила сохранить интерес на протяжении всей НОД.  

 Осуществляя дифференцированное обучение детей,  я придерживалась положений теории развития Л.С. Выгодского: работа в зонах актуального и ближайшего развития с учетом индивидуальных возможностей детей и оказанием разных мер помощи (стимулирующей, направляющей и организующей).  Например, задания:  «Где живут дикие  животные», «Какие животные маленькие, а какие большие»;  «Какое время года»; «рисование травы» - Для двоих детей это была работа в зоне актуального развития: они легко справились с заданием самостоятельно, а для других  двоих детей - это была работа в зоне ближайшего развития, с оказанием им помощи воспитателя (затруднение  во временах года;  соотнесение размеров: большой – маленький; ответов на вопросы;

 Применение мной наглядных, словесных методов, методов повышения познавательной активности было направлено на развитие речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, взаимодействовали друг с другом и со мной.

        Рефлексия основывалась на оценке результатов деятельности детей, направленной на формирование у детей положительных эмоций, чувства удовлетворения за оказанную помощь мышке, которые попросила нарисовать травку на картине.

По окончанию образовательной деятельности  детей ожидал сюрприз, который способствовал умению детей благодарить за подарки от мышки, вербальным способом. Таким образом, задачи заключительной части были полностью выполнены. Так же выполнены были и планируемые результаты.

НОД проводилась в игровой форме, продолжительность занятия соответствует Сан.Пи.Ну, гигиеническим требованиям и нормам,  в соответствии с возрастом и развитием детей. Присутствовала группа детей, которым исполнилось  2 года 6 мес - 3 года (первая младшая группа). С эмоциональной речи я смогла нацелить  детей на предстоящую деятельность, создала соответствующий  настрой.

Во время занятий  дети были активны, эмоциональны, подвижны. Предложенный  материал воспринимали с удовольствием и интересом. Дети ощущали себя комфортно и непринуждённо. Смена видов деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одного вида деятельности к другому. Как сказал Л. Н. Леонтьев: «Психика формируется в движении», поэтому в ход образовательной деятельности были включены приемы из образовательной деятельности «Физическая культура», дети много двигались, перемещались в пространстве групповой комнаты, использовалась  пальчиковая гимнастика, ходьба, развитие общих движений («Идём в лес»),

Мной, на протяжении всей образовательной деятельности использовался метод контроля и стимулирования детей в виде одобрения и похвалы.

В ходе образовательной деятельности были активизированы следующие психические процессы:  слуховое внимание в работе над звуком «Ы»,  наглядно - действенное мышление, зрительное восприятие. Как необходимый элемент  образовательной деятельности, мною использовались задания на развитие мелкой моторики, и на развитие практических навыков. Для достижения оптимального результата  занятия, я ввела приёмы, непринужденно, повышающие мотивацию (сюрпризные моменты появление  персонажей), старалась поддерживать интерес к занятию за счёт смены деятельности детей.

На занятии моя речь была доступна, логична, эмоциональна, по возрастным  и физиологическим  особенностям  детей. Свободно владела материалом занятия, речь была выразительна, богата формулировками вопросов, которые побуждали к  совместному диалогу. Я продуманно использовала паузы, поисковые и проблемные вопросы. Так же использовала  различные жесты и мимику. Умело применяла методы и приёмы мотивирующие процесс познания. Психологическая дистанция между воспитателем и детьми – «вместе». Давая самооценку, я полагаю, что, все этапы непосредственно – образовательной деятельности  были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме. Цель непосредственно-образовательной деятельности  была достигнута.  

Вывод:

       Таким образом, в непосредственно-образовательной деятельности   дети были ориентированы на общение с педагогом и друг с другом: они слышали  педагога, удерживали  свое внимание на педагоге,  работали  в заданном темпе. Такая  организация  повысила их внимание и активность. Активность детей адекватна запросам учебного процесса. На протяжении всей образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками. Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой познавательной сферах).
       Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Поставленные задачи полностью реализованы. Дети выполняли задания.

В процессе работы были и трудности, ведь наши дети не такие, как дети живущие с родителями: здоровые физически и психически, поэтому приходится много самообучаться и обучаться на семинарах и учёбах, как работать с такими детьми и как эффективнее дать знания и умения.

И я справилась со всеми предложенными заданиями. Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии, считаю, что с поставленной целью и решением ряда задач, дети справились полностью.  Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.

В работе на будущее я буду стараться дать детям знания. Работать с детьми по закреплению навыков и умений,  полученных  в ходе непосредственно-образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности. Образовательная область: развитие речи Тема: «В гостях у Игруши Игруньевны»

Данное занятие проводится с группой детей  общеразвивающей направленности 5-6 лет по теме «В гостях у Игруши  Игруньевны» Цель занятия:  Продолжать совершенствовать диалогич...

Конспект образовательной деятельности по области «Развитие речи» Тема: звуковая культура речи «Звук [ш]; [ж] в старшей группе.

Цель: дифференциация звуков [ж] и [ш] в словах, предложениях.Программные задачи:Образовательные: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить согласовыв...

Конспект организационно-образовательной деятельности, образовательная область: «Развитие речи» тема: «Подводный мир», возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Конспекторганизационно-образовательной деятельностиобразовательная область: «Развитие речи»тема: «Подводный мир»возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)...

Конспект организованной совместной образовательной деятельности (занятие). по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Красивой Речи»

Конспекторганизованной  совместной образовательной деятельности (занятие).по развитию речи в подготовительной группев соответствии с ФГОС«Путешествие в страну Красивой Речи»...

Основная образовательная деятельность (занятие) по развитию речи с детьми старшего возраста с тяжёлым нарушением речи

Основная образовательная деятельность (занятие) по развитию речи с детьми старшего возраста с тяжёлым нарушением речи.Воспитывать у детей любовь и интерес к родному городу, гордость за ...