проект по адаптации детей к условиям ДОО
проект (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОО»
Выполнила: Полканова Галина Юрьевна
1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта
Адаптационный период - серьёзное испытание для детей раннего
возраста: из знакомой семейной обстановки они попадают в новые для них
условия, что неизбежно влечёт изменения поведенческих реакций ребёнка,
расстройство сна и аппетита.
Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и
зарубежными исследователями. Е.И.Морозова отмечала: «Можно с большей
долей вероятностью предположить, что этот период не проходит бесследно
даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-
психическом развитии ребёнка».
Научные исследования показали, что характер адаптации ребёнка
раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики
динамики состояния здоровья ребёнка при его адаптации не только к
детскому саду, но и к школе.
Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и
физического здоровья детей в период адаптации — является одной из
первостепенных задач, стоящих перед воспитателями группы раннего
возраста и родителями детей.
Анализ моей педагогической деятельности показал, что проблема
адаптации детей раннего возраста актуальна и насущна.
Поэтому и возникла необходимость в разработке «системы»
мероприятий для успешной адаптации детей к условиям МБДОУ. Мною был
составлен педагогический проект.
Для реализации данного проекта мне было необходимо
охарактеризовать имеющиеся возможности и преимущества участников
проекта
Имеющиеся возможности проекта — это:
-наличие педагогических и медицинских условий в группе;
-наличие воспитательных действий, усилий всех участников проекта;
- наличие объекта и субъектов взаимодействия.
Участники проекта имеют ряд преимуществ:
-повышение педагогических знаний у родителей детей раннего возраста;
-более успешная социализация детей в обществе;
-формирование у детей чувств защищённости и внутренней свободы;
-осознание важности родителями посещения детского сада — как базовой
ступени для развития ребёнка.
Проект краткосрочный, социальной направленности, простой с ограниченными ресурсами.
2.Концепция проекта
Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме — дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игрой к учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
Теоретической основой проекта являются:
-Конвенция ООН о правах ребенка;
-Устав МБДОУ;
-Закон Российской федерации «Об образовании»;
-Совокупность взаимообусловленных программ, направленных на
достижение целей, таких как:
-Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.Н Васильевой .
На этой основе мною была разработана модель организации адаптационного
периода детей раннего возраста (приложение №1)
Цель проекта:
-разработать «систему» мероприятий для успешной адаптации детей раннего
возраста к условиям МБДОУ
Задачи проекта:
-создать комфортные условия в группе для детей на период адаптации;
-организовать тесное взаимодействие с родителями для достижения
успешной адаптации детей;
Участники проекта:
заведующий, старший воспитатель, психолог, медсестра, воспитатель, дети, родители.
З. Стратегия и механизация достижения поставленных задач
С целью расширения теоретических знаний педагогов и родителей была подобрана методическая литература по вопросам и проблемам адаптации детей. Были так же проведены семинары, консультации, игры с родителями.
Для успешной адаптации детей были проведены следующие организационные мероприятия, представленные в таблице №1.
Таблица 1
№ | Проектные мероприятия | Дата | Ответственные | ||
1 | Создание банка данных о | Июнь 2015 | заведующий | ||
2 | «День открытых дверей»- | Июнь 2015 | воспитатель, старший | ||
3 | Родительское собрание на тему: | Июнь 2015 | заведующий, старший воспитатель, медсестра, психолог, воспитатель | ||
4 | Разработка памятки для | май 2015 | воспитатель психолог | ||
5 | Разработка памятки «Наличие у | май 2015 | психолог | ||
6 | Разработка «Адаптационного | май 2015 | психолог | ||
7 | Анкетирование родителей на | по мере |
| ||
8 | Оценка уровня физического | по мере |
| ||
9 | Усиленный контроль за | на время |
| ||
10 | Создание в группе уголков | июнь- август | воспитатель | ||
11 | Оформление альбома с | июнь- август | воспитатель, | ||
12 | Обогащение предметно - | в течение года | воспитатель, | ||
13 | Повышение квалификации | в течение года |
| ||
14 | Родительское собрание на тему: | июнь 2015 |
| ||
15 | Индивидуальные консультации | по мере | воспитатель | ||
16 | Проведение медико - | сентябрь 2015 | заведующий, старший |
При проведении «Дня открытых дверей» была организована экскурсия по детскому саду, показан музыкальный зал. Детей и родителей познакомили с группой и воспитателями, было организовано знакомство с предметно-развивающей средой, а также рассказано о предназначении каждой из комнат группы.
На родительском собрании старший воспитатель рассказала о программе, по которой будут обучаться дети, психолог дала рекомендации по подготовке детей к детскому саду.
Старшая медсестра рассказала о пользе соблюдения режима дня. Также был подписан договор между родителями и МБДОУ о правилах посещения детского сада.
Во время адаптационного периода вёлся усиленный контроль за состоянием ребёнка. При оформлении адаптационных карт отмечались: аппетит, сон, поведение ребёнка, взаимодействие со взрослыми и детьми, а также соблюдение режимных моментов.
На медико-педагогическом совещании были заслушаны доклады по итогам адаптации детей. Старшая медсестра доложила о статистике заболеваемости в период адаптации. Психолог рассказала о нервно-психическом состоянии детей на конец адаптационного периода. Воспитатель доложила об изучении особенностей характера и поведения детей и составления плана индивидуального развития.
Одним из этапов моей работы по проекту стала разработка
перспективного планирования на период адаптации, представленного в таблице №2.
Таблица №2
Время проведения | Мероприятие | Ответственный |
1 неделя адаптационного периода | Тема: «Мы знакомимся» -пальчиковая игра «Сорока, ладушки»; -ситуация «Домик для твоей одежды» | Воспитатель |
2 неделя адаптационного периода | Тема: »Мы привыкаем» -пальчиковая игра « Домик»; -знакомство со строительным материалом; -ситуация «В какие игры можно играть в группе» | Воспитатель |
3 неделя адаптационного периода | Тема: «Мы осваиваемся» -праздник «Музыки и красоты»; -игра «Превращение в зверушек»; -п/и «Гуси»; -пальчиковая игра «Зайка и барабан»; -чтение потешки-песенки «Баю, баю за рекою»; -ситуация «Как дети полюбили -игра «Чаепитие»; -построим «Теремок» | Воспитатель |
4 неделя адаптационного периода
| Тема: «Детский сад- наш дом родной» -праздник «От улыбки станет всем светлее»; -игра «Назови друга ласково»; -п/и «Самолеты»; -пальчиковая игра «За работу»; -д/и «Кто что делает»; -рассказывание сказки «Репка»; -строим домик из кирпичиков -игра «Угадай, что звучит» | Воспитатель |
4.Ожидаемые результаты от проекта
Для детей:
-Успешная, безболезненная, быстрая адаптация детей к новым
условиям МБДОУ
Для родителей:
-Приведение взаимоотношений между воспитателем и
родителями на уровень доверия;
-Повышение уровня компетентности родителями по теме
"Адаптация детей"
Для педагогов:
-Наличие "системы" для успешной адаптации детей;
-Повышение профессиональной компетентности по данной теме
Для МБДОУ:
-Уменьшение процента детей с тяжёлой степенью адаптации или
отсутствие таковых
5.Ресурсная база проекта
Для успешной реализации проекта мною были определены основные ресурсы проекта:
-кадровые;
-нормативно-правовые;
-организационные;
-мотивационные;
-материально-технические;
-информационные.
Кадровые ресурсы включают наличие воспитателя со средним
образованием, старшего воспитателя и психолога с высшим
образованием, старшей медсестры.
Нормативно-правовые ресурсы включают устав МБДОУ, договор
между родителями и МБДОУ, санитарные правила и нормы.
Организационные ресурсы предполагают разнообразие форм
проведения адаптационных мероприятий: занятия, беседы,
консультации.
Мотивационные ресурсы предполагают стремление воспитателей
и родителей на успешную реализацию проекта.
Материально-технические ресурсы предполагают наличие
музыкального зала, игрового уголка в группе, уголка по развитию
речи, уголка по ознакомлению с окружающим миром, уголка по
изодеятельности, музыкального и спортивного уголка в группе.
Информационные ресурсы предполагают наличие разнообразной
методической литературы по теме проекта.
6.Необходимая поддержка проекта
Для качественной реализации проекта необходима поддержка:
- со стороны родителей — активное участие при подготовке ребёнка
к детскому саду;
- со стороны администрации МБДОУ - предоставлены
необходимые условия для адаптации ребёнка: групповое
помещение и спальня, соответствующие санитарным нормам;
детская мебель;
- со стороны воспитателя — организация предметно-развивающей среды в группе, соблюдение режима дня в период адаптации; своевременное оформление карт нервно-психического развития и адаптационных листов.
7.Возможные риски проекта, способы их преодоления
№ | Риск проекта | Способ преодоления |
1 | Болезнь ребёнка в период адаптации | Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей: -закаливание в семье; -точечный массаж; -заваривания чая из лечебных трав; |
2 | Слабое осознание родителями своей важной роли в адаптационном процессе ребёнка | Беседа с родителями на тему: «Как семья может помочь ребёнку в период адаптации к условиям МБДОУ» |
3 | Перекладывание родителями ответственности за детей на воспитателя. | Просвещение родителей по нормативно-правовым документам. |
4 | Родители придают большее значение образовательному уровню ребёнка, а не его социальному развитию. | Просвещение родителей о значении социального развития и его влиянии на познавательную сферу ребёнка. |
Литература
1.Парамонова А.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»
2.Программа” От рождения до школы” под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.Н.Васильевой
З.Гамигузова Л.Н. «Развитие ребёнка от рождения до трёх лет» Справочник-пособие для родителей
4.Давыдова О.И.; Майер А.А. «Адаптационные группы» Журнал
«Управление ДОУ»
5.Доронова Т. «Адаптация ребёнка к ДОУ; новые подходы» Обруч №5 2006г
6.Костина В. «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста»
7.Мочалова О.А. «Адаптация детей к ДОУ» Ребёнок в детском саду №4
2006
8.Теплюк С.Н. ”Дети раннего возраста в ДОУ” Мозайка Синтез-М 2005г.
9.Севостьянова Е.О. «Дружная семейка»
10.Белкина П.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Проект: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка»
Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возраста. Она обладает психотерапевтическими свойст...
Проект по адаптации детей к условиям ДОУ
Сроки реализации проекта: среднесрочный, 3 месяца: сентябрь – ноябрь.Участники проекта: дети группы раннего возраста №2, воспитатели, родители.Цель проекта: - создание благоприятных условий...
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...
Проект по адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез» (вторая младшая группа)
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённ...
Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Будем знакомы»
Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Будем знакомы»...
Проект по адаптации детей к условиям детского сада гр. раннего развития возраст детей 1,5-2 года «В ДЕТСКИЙ САД БЕЗ СЛЕЗ»
Цель проекта: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям МБДОУ.«В детский сад без слез» Актуальность проекта: Период адаптации является очень важны...