Тренинг для педагогов "Навыки самопрезентации педагога в работе с родителями"
методическая разработка на тему
Одно из направлений работы педагога-психолога ДОУ «Психологическая профилактика». Важнейшей составляющей профилактической работы в ДОУ является профилактика конфликтов, возникающих между субъектами образовательного процесса. Одним из инструментов, снижающих уровень конфликтов в ДОУ, является развитие конфликтологической компетентности педагогов ДОУ. Конфликтологическая компетентность является частью социально-психологической компетенции – это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конфликтной ситуации знания, необходимые для того, чтобы управлять конфликтом. Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу, так как «предметом» его профессии является другой человек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пронюшкина Н.Н., педагог-психолог МДОУ № 31 «Алые паруса» Г.о.Подольск.
Навыки самопрезентации педагога в общении с родителями.
Одно из направлений работы педагога-психолога ДОУ «Психологическая профилактика». Важнейшей составляющей профилактической работы в ДОУ является профилактика конфликтов, возникающих между субъектами образовательного процесса. Одним из инструментов, снижающих уровень конфликтов в ДОУ, является развитие конфликтологической компетентности педагогов ДОУ. Конфликтологическая компетентность является частью социально-психологической компетенции – это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конфликтной ситуации знания, необходимые для того, чтобы управлять конфликтом. Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу, так как «предметом» его профессии является другой человек.
В конфликтологическую компетентность педагога входят:
- понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
- формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;
- обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
- умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
- наличие навыков управления конфликтными явлениями;
- умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
- умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
- умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
- наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.
Показатели сформированности конфликтологической компетенции:
- степень разрешенности конфликта;
- уменьшение числа конфликтов в профессиональной среде в результате решения педагогом профессиональных конфликтологических задач по управлению конфликтом. психолога образовательного учреждения.
Педагоги дошкольной образовательной организации ежедневно общаются с родителями и нередко им приходится разрешать конфликтные ситуации. От умения педагога управлять конфликтами зависит не только его личный имидж, но и имидж всей дошкольной организации. Поэтому, работу по профилактике конфликтов необходимо начинать с развития навыков самопрезентации педагогов в работе с родителями. Эффективной формой реализации этой задачи является использование педагогом-психологом технологий групповой работы.
Мы предлагаем конспект семинара-тренинга для педагогов по данной теме.
Цель семинара-тренинга: развитие навыков самапрезентации у педагогов ДОУ.
Задачи:
- создание условий для приобретения каждым из участников семинара нового опыта, необходимого для успешной профессиональной деятельности в дальнейшем,
- создание условий для осознания педагогами личных и профессиональных качеств,
- формирование теоретических знаний по теме «Самопрезентация педагога и ее составляющие»,
- формирование умений и навыков самопрезентации в профессиональной деятельности, в частности в работе с родителями,
- развитие у участников умения наблюдать, понимать и осознавать собственное эмоциональное состояние, умения управлять им при помощи психотехник,
- развитие профессиональной компетенции педагогов за счет развития рефлексии.
Участники: педагоги ДОУ.
Продолжительность тренинга – 1 час.
Структура тренинга:
Разминка – 2 минут,
Теоретическая часть – 10 минут,
Практическая часть – 45 минут,
Подведение итогов – 3 минуты.
Содержание:
1. Сообщение участникам названия, цели и правил тренинга.
Цель: Формирование мотивации у участников тренинга.
2. Упражнение «Имя и настроение (метафоры)».
Цель: Знакомство педагога-психолога с частниками тренинга. Создание позитивной эмоциональной атмосферы.
Инструкция: «Назовите, пожалуйста, свое имя и настроение в виде предмета или явления, на которое похоже ваше настроение в настоящий момент».
3. Упражнение: «Я и родители» (в виде геометрических фигур).
Цель: Создание условий для осознавания установок по отношению к родителям воспитанников ДОУ.
Инструкция:
1 часть: «Сейчас мы будем делать упражнение, которое не будем обсуждать в группе, она делается только для вас, для лучшего понимания нашей темы. Пожалуйста, представьте себя и родителей ваших воспитанников в виде геометрических фигур. Изобразите, пожалуйста, себя и родителей с помощью геометрических фигур на пространстве листа».
Анализ рисунков:
- где расположены фигуры в пространстве листа?
- в виде каких фигур изображены вы и родители?
- есть в этих фигурах углы?
- что для вас означает наличие углов?
- на каком расстоянии от вас родители?
- сколько родителей?
2 часть:
Инструкция:
«Нарисуйте, пожалуйста, на второй странице как бы вы хотели «в идеале» изобразить себя и родителей».
Анализ:
- что изменилось?
4. Мозговой штурм: «Педагог-антипедагог».
Цель: Рефлексия образа педагога. Формирование положительного образа педагога.
Инструкция: «Разделитесь, пожалуйста, на группы. Для этого возьмите листочки. Первая группы – педагоги с желтыми листочками, 2 – педагоги с красными листочками. Пожалуйста, представьте себя в роли родителя. Первая подгруппа обсуждает и записывает качества педагога, которого вы считаете идеальным. Вторая подгруппа обсуждает и записывает качества «негативного» педагога.
Работа в подгруппах.
Подведение итогов: из чего складывается образ идеального педагога/положительный имиджпедагога.
5. Теоретическая часть.
Цель: Формирование теоретических знаний по теме: «Самопрезентация».
Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.
Из чего складывается имидж? Из того как человек выглядит, того как он говорит и того как он поступает.
Инструментом создания положительного имиджа является обладание навыками самопрезентации.
Самопрезентация – это умение продемонстрировать собеседнику качества, наиболее выгодные для вас в данный момент с целью достижения поставленных целей.
Включает:
- умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и грамотной речью;
- умение расположить собеседника к себе, формируя установку: «Я профессионал, мне можно доверять»;
- умение показать уважительное отношение к партнеру по общению, формируя «сообщение»: «я Вас уважаю»;
- умение связно объяснить, ненавязчиво показать конкретному человеку те новые возможности, которые он получит от сотрудничества с вами и ДОУ;
- умение оптимальным образом организовывать общение, показать свою способность ценить своё и чужое время.
Структура «Образа Я» педагога.
Я-физическое. Мимика, Пантомимика, Речь.
Мимика:
Позитивно влияет на имидж: открытые позы, открытые жесты, контакт глаз.
Негативно влияет на имидж: закрытые позы, резкие жесты, жесты доминирования – похлопывание пол плечу, поддерживание под локоть и т.п., манипулирование каким-либо предметом, «указующие» жесты ручкой/карандашом.
Я – эмоциональное. Психотехники по теме: «Управление эмоциональным состоянием».
- «Моя поддержка»,
- «Экран»,
- «Воображаемый подарок».
Я-профессиональное. Упражнение: «Мое профессиональное Я»
Инструкция: «Сейчас мы сделаем упражнение, целью которого является самоанализ, мы не будем обсуждать его в группе. Пожалуйста, отметьте на схеме то, как вы сейчас оцениваете свои навыки/умения» (10-ти бальная шкала).
Шкалы: умение управлять своими эмоциями, эмпатия, рефлексия, навыки делового общения, грамотная речь, владение мимикой, пантомимикой, умение управлять психологическим климатом в группе, владение педагогическими методами и приемами, владение ИКТ.
Обсуждение.
6. Упражнение: «Кубок Конфедерации педагогов».
Цель: Закрепление знаний и умений самопрезентации.
Инструкция: «Сейчас, представьте, пожалуйста, что мы все приглашены на заседание Международной Конфедерации Педагогов. Используя те знания, которое вы получили сегодня на семинаре и психотехники, подготовьте выступление - самопрезентацию по теме: «Почему именно я достойна получить кубок Конфедерации педагогов».
Подготовка. Выступление участников. Награждение кубком Конфедерации.
7. Обмен впечатлениями. Рефлексия результатов тренинга.
Список литературы:
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. - 376 с.
- Анцупов, А.Я. Конфликтология. Схемы и комментарии: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.
- Козлов, А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. - 272 c.
- Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 543 c.
- Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб.: Речь, 2004. - 156 с.
- Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарика, 2003.
- Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М.: ИНФРА-М, 2007. - 368 с.
- Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. СПб.: Смысл, 2005. - 280 с.
- Михайлова Е.В. Составляющие успешности самопрезентации в публичном выступлении // Объединенный научный журнал. № 28 (120). 2004 С.41-47.
- Самохина Т.С. Эффективное деловое общение. М.: Р. Валент, 2005 - 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
Здесь вы можете посмотреть рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром. наряду со стандартными рекомендациями предлагается орг...
Консультация для педагогов: «Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г. В.)
Консультация для педагогов...
Семинар с элементами тренинга «Что нужно знать, чтобы эффективно работать с родителями?»
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в...
Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: « Работа с родителями»
Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Работа сродителями"....
Тренинг преодоления проявления агрессивного поведения ребёнка ( работа с родителями)
Цель: Знакомство родителей со стратегиями преодоления проявления агрессивного поведения у детейЗадачи:- знакомство участников тренинговой группы;- расширение информации о личности родителей и де...
Тренинг как наиболее эффективный метод групповой работы с родителями
Анализ семейной ситуации в группе помогают родителям взглянуть на себя со стороны, «глазами других» и тем самым объективизировать свое поведение. Они начинают лучше понимать собственные ст...
Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»...