Тренинг как наиболее эффективный метод групповой работы с родителями
статья
Анализ семейной ситуации в группе помогают родителям взглянуть на себя со стороны, «глазами других» и тем самым объективизировать свое поведение. Они начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом их осознанного выбора, а обычно принимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из средств массовой коммуникации и информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_kak_naibolee_effektivnyy_metod_gruppovoy_raboty_s_roditelyami.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг как наиболее эффективный метод групповой работы с родителями
Изменения, происходящие в обществе, касаются различных сторон жизни. Тренинг детско-родительских отношений является проявлением одной из таких перемен в общественном сознании. Еще совсем недавно такая форма работы с родителями не была востребована обществом. Теперь ситуация коренным образом изменилась.
Родители нынешних детей были воспитаны своими родителями совершенно в другой экономической, социальной и психологической реальности. Поэтому испытанный метод «Меня воспитывали так, и ничего… хорошим человеком стал» сплошь и рядом дает сбой.
Неуверенность в воспитании, а особенно непоследовательность, очень быстро дают плоды в виде непредсказуемого, неустойчивого и неуправляемого поведения ребенка. Родители начинают осознавать, что корень проблем в поведении ребенка – в них самих. К неуверенности и непоследовательности прибавляются недовольство собой, обиды, чувство вины.
Актуальность данной темы обуславливает также возросшее количество неполных семей, неблагополучных семей, семей с низким, а также высоким материальным уровнем, вечная занятость родителей, отсутствие эмоционального тепла, конфликтность в семьях воспитанников, отсутствие у родителей необходимых психолого - педагогических знаний и умений эффективного общения с детьми, ошибки в воспитании. Всё это приводит к тому, что семья всё больше и больше утрачивает воспитательную, коммуникативную и другие функции, а наряду с этим способствует возникновению эмоциональных проблем у детей уже в дошкольном возрасте.
Социализация ребёнка проходит в тесном контакте с воспитывающими взрослыми, от качества общения зависит полноценное развитие личности ребёнка и его положительное эмоциональное самочувствие. К сожалению, непонимание потребностей ребёнка взрослыми, как родителями, так и воспитателями, приводит к постоянному накоплению у детей неудовлетворённости, общей апатии, исчезновению интереса к занятиям, угасанию познавательной мотивации. Кроме этих проблем у ребёнка возникает масса проблем во взаимодействии со сверстниками, особенно в старших группах. Ребёнка мучают возрастные страхи, о которых он не может рассказать ни в детском саду, ни дома. Переживания ребёнка редко волнуют взрослых, они не придают им особого значения в понимании поступков и в поведении ребёнка, а также своей роли в них.
Под эмоциональным неблагополучием понимается устойчивое отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, возникающее в различных ситуациях и связанные с ним формы отклоняющегося поведения (тревожности, агрессивности, застенчивости, замкнутости, детского негативизма, упрямства, капризы и другие).
В группе родители учатся признавать ценности ребенка, уважать его право быть таким, какой он есть. Родители получают опыт принятия, а не только читают о нем в умных книжках или слышат от психолога на индивидуальной консультации.
Анализ семейной ситуации в группе помогают родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других» и тем самым объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом их осознанного выбора, а обычно принимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из средств массовой коммуникации и информации.
В группе у них есть возможность либо осознанно принять их и последовательно и творчески пользоваться своими представлениями в процессе воспитания, либо также осознанно отказываться от чего-то, заменив более эффективными способами установления взаимоотношений. Кроме того, в процессе (или в результате) групповых занятий у родителей расширяются возможности понимания своего ребенка, улучшается рефлексия взаимоотношений в семье, вырабатываются новые навыки взаимодействия с ребенком. Кроме того, коммуникации в семье становятся более активными и созидательными.
Самое главное, у родителей появляется качество, называемое – компетентность. А это значит, у них не просто накапливаются знания, а формируется умение принимать эффективные решения в сфере воспитания. А что может быть важнее для нас, родителей единственного и уникального ребенка – прямо сейчас научиться делать это самое важное дело в жизни? Ведь завтра ребенок уже вырастет…
Наиболее эффективной и результативной формой работы, как с родителями, так и с детьми является психологическая технология-тренинг. Тренинг активизирует стремление участников к познанию себя и самосовершенствованию. Тренинг дает возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. Наблюдая происходящие в группе, каждый участник может идентифицировать себя с другими и использовать это при оценке собственных чувств и поведения. Также в процессе тренинга участники могут смоделировать и опробовать различные навыки анализа, общения которые в дальнейшем многие переносят в семейную жизнь.
Тренинг – это широкий класс методов направленного изменения психических свойств, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации. Важная особенность тренинга – его направленность на активное овладение участниками социально-психологическими и психокоррекционными знаниями, умениями и навыками. Тренинг позволяет модифицировать имеющие более глубокую связь с поведением личностные черты и установки.
Методы, применяемые при проведении тренинга, можно разделить на три группы:
1. Дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ ситуаций морального выбора, моделирование практических ситуаций и пр.)
2. Игровые методы: дидактические и творческие игры; ролевые игры; мозговой штурм.
3. Сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, осознания себя как родителя; тренировка адаптивной коммуникации в детско-родительских отношениях, эмпатии к ребенку).
Желательно при проведении тренинга применять все методы. Выбор метода обучения на тренинге зависит от: задач программы; длительности программы; уровня подготовленности участников, их прошлого опыта; степени ожидаемой активности участников; размера группы.
На таких занятиях много игр. Известно, что существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации (по мнению Э. Берна). Человек знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной действительности. Поэтому игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции. После каждой игры делается анализ проделанной работы.
Работая в группе и участвуя в играх, выступая в роли детей, родители наблюдают друг за другом, как за детьми, за собой, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать свои неудачи и радости, учатся сотрудничать друг с другом и вместе что-то создавать – пока в игре, а впоследствии и в деле.
В ходе тренинга отрабатываются навыки общения, рационализируются и преодолеваются страхи; устанавливаются цивилизованные и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, она социализируется, формируется культура общения и эмоциональной экспрессии, выявляются ролевые позиции, к которым они чаще прибегают в общении с друзьями, с коллегами, с детьми, часто вызывающие конфликты.
С помощью тренинговых упражнений родители учатся применять продуктивные ролевые позиции в общении в целом. С помощью наблюдения и подтверждения специальными методиками можно выявить агрессивное поведение детей и стилей воспитания, применяемых родителями, вызывающих такое поведение.
Элементы тренинга легко помогут выявить наличие у родителей неблагоприятных стилей воспитания и скорректировать в выборе продуктивных стилей воспитания.
У участников группы устраняется источник проблем, развивается позитивное взаимодействие, снижается количество конфликтов, возникает желание и умение общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций. Важно то, что все приобретенные родителями навыки, умения, способы взаимодействия, спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь
В результате данной работы взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации и без оценочно принимать собственного ребенка.
По существу результатом тренинга должно явиться создание у родителей убеждения в необходимости неукоснительного соблюдения в общении с ребенком следующих правил:
Дорожить любовью ребенка.
Не унижать ребенка. Это может сформировать у него навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будут его родители.
Не угрожать ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Не налагать запретов. В природе ребенка дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать.
Не опекать ребенка там, где можно обойтись без опеки; давать возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Не идти на поводу у ребенка, уметь соблюдать меру любви и меру родительской ответственности.
Не читать ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Быть всегда последовательными в своих требованиях. Хорошо ориентирроваться в своих «да» и «нет».
Не лишать своего ребенка права быть ребенком, дать ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном.
Родители, помните!
Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослыми. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители. Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наиболее эффективные формы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей.
В материале описаны формы работы логопеда с рдителями по преодалению ОНР....
Консультация для родителей "Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы"
Консультативный материал для родителей детей с ОВЗ...
Логоритмика как эффективный метод в работе с речевыми нарушениями у дошкольников
В данной презентации представлено несколько упражнений по логоритмике, которые можно использовать на занятиях учителю-логопеду....
«ТРЕНИНГ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ»
«ТРЕНИНГ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ»( Н. Е. Некрасова старший воспитатель, Кургушова Е.А. воспитатель, Макеева С.М. воспитатель, ...
Сообщение из опыта работы "«Цветотерапия, как инновационный и эффективный метод в работе с дошкольниками по здоровьесбережению»
Цветотерапия – это один из эффективных методов здоровьесбережения. Это инновационный. эффективный способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов....
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как наиболее эффективный метод познания окружающего мира»
В данном материале показана эффективность применения метода экспериментирования для разностороннего развития детей дошкольного воззраста....