Перспективный план: "Книжкина неделя" старшая группа
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бондаренко Тамара Петровна

Перспективный план: "Книжкина неделя" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл persp.plan_knizhkina_nedelya.docx46.11 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми

(с 5 до 7 лет)

 Тема (проект):   «Книжкина неделя»

Тип проекта: информационно-творческий, познавательный, игровой.

Участники деятельности ( проекта): дети, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Продолжительность темы ( проекта): краткосрочный с 27.03. по 07.04.2017

Цель : Формирование интереса у детей к детской книге, посредством вовлечения воспитанников в  творческую и познавательную деятельность.

Задачи:  

1. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека. Познакомить детей с различными жанрами произведений.

2. Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь. Побуждать детей к сочинительству.
3.  Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.

4. Дать детям знание о роли библиотеки. Познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского.

5. Развивать творчество, воображение, фантазию. Создать условия для развития творческих способностей детей.

Название  итогового мероприятия :   Литературная викторина: «Путешествие в страну сказок». Час поэзии "Калейдоскоп стихотворений" - конкурс на лучшее прочтение любимых стихотворений. Показ театра: «Житейская история»

Дата проведения:   Театр: 29.03.17,   07.04.2017г. ФИО ответственного  _______________________________

Итоговый продукт с детьми:  Создание иллюстраций к книге: «Цветик семицветик»

Итоговый продукт с родителями: Выставка «Книжек-малышек» по сказкам.

Содержание работы по теме

Образовательные области

 Виды

детской

деятельности

Формы работы с детьми

Физическое развитие

Двигательная

Утренняя гимнастика «Муха-цокотуха» (см.приложение)

«Бодрящая гимнастика» «Пробуждение солнышка» (см. приложение)

Дыхательные упражнения «Бегемотики», «Чудо-нос», «Курочка», «Надуй шарик», «Вырасту большой», «Волна», «Петушок», «Хомячок», «Сердитый ёжик», «Подуем на..», «Ветерок» и др. из картотеки

Глазная гимнастика «Мостик», «Ветер», «Теремок», «Заяц», «Кошка», «Кот», «Качели», «Лучик солнца», «Отдыхалочка», «Прогулка в лес» и др.

Игровой самомассаж Массаж лица, шеи, рук, ног, спины, игры с массажными мячиками(см. карточки картотека).

Упражнения на профилактику осанки и свода стопы: «дорожка здоровья»;  

Физминутки «Сказки», «Веснянка», «Раз, два, три», «Отдых нам», «Сидели два медведя», «Быстро встаньте», «Буратино», «Любопытная Варвара», «Звероэробика», «Мы играем» и др.

Пальчиковая игра «Теремок», «Репка», «Мы на пальчиках считали и ужасно хохотали», «Мы делили апельсин», «Пальчики в лесу», «Тесто ручками помнём», «Домик», «Игрушки» и др.

Основные движения «Прокати мяч в ворота», «Лови бросай», «Прыжки на скакалке», «Ходьба по скамейке с мешочком на голове», «лазание по гимн. стенке», «Попади в цель», «Прыжки в длину с места» и др.

Строевые упражнения в колонну, в 2,3,4 колонны, повороты налево, направо, кругом, в круг, полукруг, врассыпную,в шеренгу, парами.

Спортивные упражнения: «Гонка мячей», «Забей в ворота», «Сбей кегли», «Попади в кольцо», «Сильный удар», «Пингвины с мячом», «Берег-море» (Прыжки по сигналу ведущего: «берег» (из круга), «море» (в круг)).

Другие формы работы (элементы простейшего туризма, целевые прогулки, спортивные досуги, эстафеты и т.д.) Экскурсия в библиотеку. Игра-ориентирование «АРХЕОЛОГИ». (Дети становятся группой археологов, отправляются в путешествие, по карте ищут «старинные рукописи», спрятанные на участке, сами составляют схемы поиска различных предметов).

Игровая

Подвижные игры: «Путаница». «Кто быстрее». «Мы веселые ребята»; «Найди и промолчи»; «Беги - ловлю» «Гуси-гуси». «Карусель» «Шла коза по лесу», «С кочки на кочку», «Найди себе пару», «Вышли мыши как-то раз»,

Народные (хороводные) игры: «Мыши водят хоровод». «Жмурки с колокольчиком»; «КРАСКИ», «ХВОСТЫ», «Теремок», «Плетень»

Игры с элементами спорта: «Футбол», «Баскетбол», «Боулинг», «Школа мяча»

Игры-соревнования:  «Кто быстрее соберет атрибуты к сказке?», «Парный бег» Сказочно-спортивная эстафета, Поезд, Эстафета со скакалкой.

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование: Опыт «Чернила из молока» - тайнопись, показать ребятам свойства веществ. Магнит.

Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир) «РАНЬШЕ И СЕЙЧАС», «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ». (Игра-лото с изображением предметов окружающего мира – их внешний вид сегодня и несколько веков назад) Позн.исслед деят-ть: «Секретное письмо» О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» с 37. «Свойства бумаги, смешной рисунок»

 

Наблюдение «За сезонными изменениями в природе», «Наблюдение за грачом», «Облаками», «За высотой стояния солнца», «Растения и кустарники на участке», «За ветром», «Птицами, транспортом, работой дворника» и др.

ФЭМП:  В.И.Помораева Занятие № 1, 2 (стр. 58, 60) Рабочие тетради «Школа 7 гномов»

Проблемные ситуации «Как поступить если…», «Почему Саша грустный..», «Лучший подарок для друга»,»Как героям сказки теремок построить дом не используя лес?», «Как Буратино может достать ключ на дне колодца?»

Моделирование (замещение, составление моделей, деятельность с использованием моделей) Игра: «Живые слова» (упражнять в составлении предложений по структурной схеме) Составление модели «Как уберечься от простуды» и «Как вести себя во время болезни»

Конструирование

Строительный материал, детали конструктора: «Собираем книжную полку, шкаф»; из конструктора: «Строим библиотеку», «Домики для друзей Незнайки»

Оригами: Герои сказок: зайчик, лягушка, собачка и др.

Игровая

Дидактические игры «Сундук сокровищ», «Найди героев сказки»; «Собери сказку», «Части и целое» Д/и «Волшебный мешочек». Угадай игрушку на ощупь. Д/и «Шнуровка» «РАНЬШЕ И СЕЙЧАС»,  «Путаница» (Воспитатель загадывает континенты, дети одной команды превращаются в различных животных, живущих на нём (допуская ошибки). Дети другой команды исправляют их, «отлавливая» непослушное животное и отправляя его домой.) «Угадай героя сказки по силуэту», «Помоги герою найти свою сказку»,«Найди ошибку художника», «Угадай по описанию», «Найди одинаковые сказки» Д/ игра «Найди героев сказок Маршака, Чуковского и т.д»

Развивающие, настольные игры «Сказочный лес», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», "Собери и угадай", "Исправь ошибку", «Что сначала, а что потом». Раскладывание картинок. «Разбитое зеркало» «Развивающее лото»(Геометрические фигуры), «Цифры», «Четвёртый лишний»,игра: «Чем не Золушка?» (разложить крупу по разным банкам).

Конструктивные игры Блоки Дьеныша «домик», Игровое задание «ЗАКОРЮЧКИ»,«Сложи узор», счётны палочки, палочки Кюизинера и др.

Речевое развитие

Коммуникативная

Беседа  «ИСТОРИЯ КНИГИ» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок).  «Из чего состоит книга?» «Что такое библиотека?»; «Книга-наш друг». «Хочу все знать!», «Какие бывают книги» Беседа: «Что такое театр?»- познакомить детей с видами театра, какие бывают театры, кто работает в театре, правила поведения в театре. Беседа о мультфильмах, какие бывают мультфильмы (рисованные, пластилиновые, кукольные и т.д.), кто придумывает мультфильмы, какие мультфильмы можно смотреть, а какие лучше не смотреть и почему.

Моделирование речевой ситуации (интервьюирование, телефонный разговор) «РЕДАКЦИЯ». (Дети берут интервью друг у друга, обсуждают тему выпуска газеты или журнала, предлагают, какие статьи подошли бы к этой теме, вспоминают стихи на эту тему.) «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ, ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»

Освоение компонентов устной речи:

ЗКР  В.В.Гербова Дифференциация звуков «Л-Р» Занятие №2 (стр. 98) Проговаривание чистоговорок:Аз-аз-аз – читаем дружно мы рассказ,Шу-шу-шу – в библиотеку я спешу,Ке-ке-ке – книги в библиотеке,Ал-ал-ал – нам выдали журнал,Та-та-та интересная газета. «р» - ра-ра-ра - высокая го-ра. ; тра-тра-тра- мы сидели у костра. «Узнай, кто какие звуки издает?» Игра «Кто больше?».(слышать звук в слове и соотносить его с буквой. Игра «Цепочка».

Словарная работа: «Вставь словечко», Игра: «Назови три слова» (что можно купить, что можно варить, чем можно рисовать? И т.д) В.В.Гербова «Чтение стихотворений о весне» Занятие № 2 (стр. 99) Игра «Кто кем был или что чем было», «Назови как можно больше предметов», «Назови части предмета»

Грамматический строй речи Игра: «Рифмы», «Дом-домик-домишко» (образование существ. с помощью суффиксов), «Какой, какая, какое?», «Где начало рассказа?», «Чей, чья, чьё», «Близкие слова», «Кого я вижу, что я вижу?», «Прятки» (в, на, под), «Объясни почему», «Вы хотите, мы хотим», «Один-много» и др.

Связная речь «Расскажи свою любимую сказку» Занятие № 3 (стр.101). «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Словотворчество: «Что было бы, если …» (сочинить новый сюжет к известной сказке) Цветные сказки. Придумывание сказки, в которой все предметы одного цвета.

Диалоговая речь: развитие диалогового общения при рассматривании сюжетных картинок по теме (по выбору воспитателя), поощрять попытки ребёнка рассказывать  о событиях из личного опыта; «Заказ такси по телефону», «Звонок на работу маме, папе», «Волшебное эхо» (речевой этикет)

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение (слушание) С.Михалков «Дядя Стёпа» , К.И.Чуковский : «Сборник», А.Н.Толстой «Золотой ключик», «Сказка об умном мышонке», С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный», «Где обедал воробей», «Палочка-выручалочка» В.Г. Сутеев«Путешествие Незнайки и его друзей»-Н.Носов

Обсуждение прочитанного произведения (рассуждение) В.Катаев«Цветик-семицветик» К. Чуковский «Так и не так»

Рассказывание (пересказывание) Русские народные сказки. Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Разучивание Стихи А.Барто, присказки, концовки, считалки. В.В. Гербова Заучивание наизусть стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне реченька лесная» Занятие № 4 стр. 101

Малые фольклорные формы Знакомство с пословицами: Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится. Испокон века книга растит человека. Кто читает, тот много знает. загадки о героях сказок) Потешки: «Ай-ду-ду», «Кот на печку взошел».

Рассматривание иллюстраций Рассматривание портретов детских писателей: А. С Пушкин, С. Я. Маршак, Н. Некрасов, В. Бианки, С. Есенин, К. Чуковский. Рассматривание иллюстраций И.Я. Билибина и знакомство с его

творчеством. «Ребятишкины книжки» - презентация рукописных книжек-малышек, изготовленных совместно с родителями.

Ситуативный разговор (определение, объяснение  сложных (не понятных) слов, ситуаций) « Нужно ли беречь книгу?» «Что такое энциклопедия?» Как дети понимают пословицу «Книга твой друг, без нее, как без рук»? «Откуда можно узнать что-то новое?»

Просмотр презентаций, видеофильмов  Показ презентации-викторины «Угадай сказку». Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы. Азбука малыша» проведение беседы - презентации на тему "А у книжки именины!"– где и когда родилась "Неделя детской книги";

Игровая

Словесные игры (дидактические, игры-беседы, игры-загадки, викторины и другие) «Из какой сказки герой?»; « Закончи предложение»,«Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», «ВЕСЁЛЫЙ НАБОРЩИК» (назовите буквы, которые есть в словах журнал, газета, книга.Придумайте слова, начинающиеся с каждой буквы этих слов) Словесная игра «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ СЛОВО» (Предложить детям отгадать названия и авторов по цитате (сказки Маршака, Чуковского, Пушкина)).

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Коммуникативная

Свободное общение «Моя любимая книга» «Важно ли уметь читать?», «Кто пишет рассказы, стихи, сказки?», «Люди каких профессий создают книги?» (писатель, печатник, художник-иллюстратор)

Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.) «Как вести себя с больным?» Беседа «Правила обращения с книгой»; беседа о профессии журналиста, редактора, фотографа, наборщика.

Формирование основ безопасности (собственной жизнедеятельности, в природе, на дорогах) «АЙБОЛИТ РАССКАЗЫ-ВАЕТ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ».Игра: «Зачем, для чего, почему нужно это делать», «Запомните детки: таблетки-это не конфетки»

Игровая

Игровые ситуации «В гостях у Рассеянного», «Что бы ты хотел, что бы выросло на Чудо-Дереве?», «Берегите природу», «Книжка заболела» Путешествие по стране Сказок (дети, опираясь на карту-схему, передвигаются по стране Сказок и выполняют различные задания). Игровые ситуации по теме « Отгадай, кто я?»

Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин» «Семья». (Мама читает сказку на ночь), «Театр» «Редакция», «Юный журналист». «Издательский дом»;  «КНИГОИЗДАТЕЛИ» (Дети обыгрывают все профессии, причастные к созданию книги – от лесоруба, рабочего бмажной фабрики до продавца книг)

Игры-драматизации по сказке «Телефон» Настольный театр «Теремок»

Театрализованные игры «Айболит», «Муха-цокотуха»

Режиссерские игры (на основе готового содержания, предложенного взрослым или с сюжетами, придуманными детьми) «Спектакль игрушек» Постановка сказки «Красная Шапочка» настольным конусным театром;

Игры на развитие эмоций (этюды) Пластические этюды: лисичка, зайчик, волк, медведь. Игра-этюд: «Герои сказок оживают»

Коммуникативные игры «Как можно нас назвать по-разному», «Комплимент», «Угадай», «Походки», «Расскажи стихи без слов», «Западня», «Гляделки» и др.

Игры-фантазирования «Увеличения-уменьшения», «Оживи предмет», «Измени характер персонажа», «Разными глазами», «Опиши ситуацию» (по сюж картине с точки зрения разных персонажей), «Как мне повезло» и др.

Игры с правилами  «Собери сказку из частей», «Третий лишний», «Пустое место», «Кто может совершать эти действия?», «Лови да бросай цвета называй», «Чья голова?» и др.

трудовая

КГН Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать», Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов». «Каждой вещи своё место». «Кто правильно и быстро заправит постель».

Самообслуживание «Самый аккуратный шкафчик» Тренинг «Причёски» Игры на мелкую моторику «Застёжки» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке. Игра- тренинг  « Научи друга»

Общественно-полезный  труд Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница» Раскладывание книжек в книжном уголке.  «Дежурство зоне образовательной деятельности»  «Смена грязных полотенец». «Мытьё стульчиков». Влажная уборка модулей для конструирования.

Труд в природе собрать упавшие ветки на участке. «3еленый десант на комнатные растения»

 (убираем больные листья, подкормка).

Знакомство с трудом взрослых Библиотекарь, Рассказ воспитателя о профессии библиотекаря (Т. А. Шорыгина «Профессии какие они? » стр. 16) .костюмер, билетёр, и др.

Художественно-эстетическое направление

Художественно-эстетическое направление

изобразительная

Рисование (предметное, сюжетное, декоративное) Иллюстрации к сказке: «Цветик-семицветик» «Мои любимые книжные герои»»; «Обложка любимой книги». «Матрёшки» (полхов-майданская роспись)

Лепка «Мой любимый герой сказки»;

Аппликация «Закладка для книг»

Художественный труд (с бумагой, тканью, природным материалом) Изготовление пригласительных билетов к сказке: «Житейская история»; Изготовление карточек-разделителей для игры «Библиотека».

Другие формы работы (формирование представлений о видах и жанрах искусства) Коллективная работа. Лепка «У Лукоморья дуб зелёный», Картины русских художников к сказкам: «Иван-Царевич на сером волке» В.Васнецов, «Алёнушка», «Баба-Яга» и др. (Демонстр. материал)

музыкальная

Восприятие музыки (вокальное, инструментальное) Прослушивание «Песенка зайчика». Слушание увертюр из оперы Глинки «Руслан и Людмила», слушание сказочных песен, и песенок из мультфильмов. «Баба Яга» Муз. П.Чайковского«Вальс» Муз. Д.Кабалевского «Игра в лошадки»  Муз. П.Чайковского «Две гусеницы разговаривают» Муз. Д.Жученко«В пещере горного короля», муз. Э.Григ

Пение Народная песня «Ай  ду-ду». Колыбельные. Пение песни  «Сказки гуляют по свету» (муз.   Е. Птичкина,  сл. М. Пляцковского), с имитацией движений по тексту. «Песенка – чудесенка», муз.А. Берлина – песня «Зелёные ботинки» - песня

Музыкально-ритмические движения «Глашенька учит танцевать», «Солнышко», «Поскок», «По дорожке» «Прыжки», муз. Л. Шитте – музыкально – ритмические упражнения«Марш», муз. Н. Леви – музыкально-ритмические движения«Лиса по лесу ходила», р.н.м. – образно-игровые движения

Игра на музыкальных инструментах «Музыкальный театр», «Тук-тук молотком», «Оркестр» и др.

Творчество (пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах) Ритмические  игры по потешкам  Железнова «Едет котик на торжок», «В гнездышках», «Хлопы-шлёпы», «Лиса по лесу ходила», «Апрель» «Как под яблоней», «Чей кружок быстрее соберётся», р.н.м. - игра

Создание условий для самостоятельной деятельности

Игровая

сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Библиотека», «Книжный магазин»,

- настольные и развивающие игры: «Любимые герои сказок», «Кто в сказке живет?» «Лето», «Пазлы», «Эмоции».

Познавательно-исследовательская

 Портреты детских писателей. пустой аквариум,  ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. Для определения свойства бумаги – бумагу различной плотности, емкости для воды. Магниты.

Коммуникативная

рассматривание и общение: иллюстрационный материал к произведениям,  портреты детских писателей, Коммуникативные игры

Восприятие  худ/ литературы

Оформление выставки книг по следующим темам: «Умные книжки», «Книжки – малышки», «Волшебные сказки», «Моя любимая книга», «Сказки К.И.Чуковского энциклопедии, журналы, басни, авторские сказки. Рассматривание старых детских журналов ( «Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.), рассказы детей из собственного опыта о журналах, которые они читают, рассматривание газет

Конструирование

- конструктивные игры: настольный конструктор, прямоугольные листы бумаги

Различные виды лего, магнитный конструктор, деревянный строит. Материал, счётные палочки и т.д

Изобразительная

разноцветная бумага, картон, пластилин, карандаши, фломастеры, мелки, акварель, гуашь, альбомные листы, трафареты животных, людей, раскраски по теме.

Двигательная

мячи разных размеров, кольцеброс, серсо, обручи, скакалки, ориентиры,

Музыкальная

Музыкальные инструменты, шумелки, инсценировка сказок, - театрализованные игры: Маски животных, театрализованные костюмы музыкально ритмические движения. Подбор аудио

Трудовая

Трудовые поручения, дежурство по столовой, по занятиям,  в природе, хоз.быт. труд

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

Педагогическое просвещение

Вовлечение в образовательный процесс

Консультации для родителей:
«Читаем ребёнку вслух», «Чтобы ребёнок любил читать.
Анкетирование:«Приобщение ребёнка к художественной литературе»,

«Книжная ярмарка» - участие родителей в пополнении групповых мини – библиотек детскими книгами.

Изготовление «Книжки-малышки» по сказкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе программе "Радуга" (старшая группа"

В планирование представлен пла работы по всем дисциплинам, с рояснительными записками: познание,ФЭМП, чтение художественной литературы, безопвсность, конструирование и ручной тру......

Перспективно – тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (старшая группа)

Перспективно – тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речистарше 3-х лет (старшая группа)...

план книжкиной недели

планирование на неделю к юбилею К.Чуковского...

Календарно-тематический план "Книжкины именины" в старшей группе

Календарно-тематический план отражает организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность в режимных моментах, создание условий для самостоятельной деятельности дете...

тематический план "Книжкина неделя "

тематический план "Книжкина неделя" старшая группа...

Перспективное планирование в старшей группе по лепке в старшей группе

Вызвать у детей интерес к лепке простых предметов. Отметить и поддержать успехи детей.Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров.Учить подбирать в процессе работы пластилин нуж...