Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук
методическая разработка на тему

Захарова Юлия Анатольевна

Для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_ruk.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук

«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)

 «Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи: совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики; развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов; развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием; развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки.

Индивидуальные занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

ПЛАН

Раздел программы

Работа с ребенком

Работа с родителями /консультации, показ элементов НОД /

Развитие ручной моторики

Массаж пальцев и кистей рук мячиком-ежиком, точечный массаж

  • Консультация «Массаж и игровые упражнения для развития мелкой моторики»
  • Закрепление и выполнение дома массажа пальцев и кистей рук

развитие хватания: учить захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в  действиях форму, величину предмета (маленькие предметы  хватать одной рукой, большие – двумя руками),  учить хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

  • Консультация «Игры для развития хватательных движений»
  • Выполнение дома игр на развитие хватательных движений: сортировка мелких предметов, пересыпание сыпучих предметов, шнуровка, нанизывание бус на нить.

развитие соотносящих действий: учить использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

  • Консультация «Игры для развития соотносящих движений»
  • Выполнение дома игр на развитие соотносящих движений: разбор и складывание пирамидки, матрешки, рамок-вкладышей с учетом величины

подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

  • Консультация «Пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики»
  • Выполнение дома игр на развитие движений кистей и пальцев рук: пальчиковая гимнастика по лексическим темам, кинезиологические упражнения, шнуровка, застегивание пуговиц, молний,  закручивание лент, пробок на бутылки, выкладывание фигур из мозаики, счетных палочек

развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

развитие графических навыков: учить правильно держать карандаш; проводить прямые, ломанные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом; проведение линий по контуру с помощью трафарета и шаблона

  • Беседа «Развитие графических навыков»
  • Выполнение дома упражнений на развитие графических навыков.

Сенсорное развитие

  • ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми, с закрытыми глазами; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.);

нахождение на ощупь

  • Консультация «Игры на различение цвета, величины, формы»
  • Консультации на тему «Как научить ребенка различать цвета?»
  • Выполнение игр и упражнений на сенсорное развитие

  • необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
  • нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4);
  • определение по контуру с закрытыми глазами самого предмета;
  • нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Мелкую моторику рук развивают: Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Игры с песком и водой; Пальчиковый театр; Дидактические игры; Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

В работе используются: пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, разноцветные бусы, бусы для кукол, игры с прищепками,  игры с предметами: складывание мозаик, пазлов, Игры с предметами: конструирование, пирамидки, матрёшки, волшебные ленточки, игры с застёжками, шнуровками, крючками, пуговицами, рисование, пластилинография, сухой бассейн с крупами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Цель индивидуальной коррекционной работы: формирование правильного звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук. ...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Мастер-класс «Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук с детьми ОВЗ»

расширение знаний педагогов о нетрадиционных играх для развития мелкой моторики рук.Система работы по развитию мелкой моторики.   Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образо...

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики в логопедической группе - 18.10.2022 г

Перебирание  круп  в  различные  емкости   способствует  развитию   мелкой   моторики,  внимательности,  усидчивости...

План индивидуальной работы по развитию мелкой моторики для детей 2-3 лет

Цели:стимулирование речевой активности детей, развитие речи;развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;развитие мелкой моторик...

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики с различными предметами "Поможем Золушке"...