ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цель индивидуальной коррекционной работы: формирование правильного звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Имя ребёнка, возраст (6 лет).

2. Нарушено звукопроизношение: сигматизм свистящих, параламбдацизм, ротацизм. Лексико-грамматические категории языка нарушены, допускает ошибки в словах со сложной слоговой структурой, фонематическое восприятие не сформировано. Связная речь не соответствует возрастной норме. Заключение: Общее недоразвитие речи III уровня.  Стёртая форма дизартрии.

3. Ребёнок гиперактивный, низкая концентрация и неустойчивость внимания, снижен уровень работоспособности, кратковременная память, преобладает наглядно-образное мышление. Ребёнок контактен, выполняет те задания, которые ему интересны. Не всегда реагирует на замечания взрослого, добродушный.

4. Цель индивидуальной коррекционной работы:

 формирование правильного звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук.

5. Основными задачами являются:

* развитие мелкой моторики рук;

* развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;

* коррекция нарушений звукопроизношения;

* развитие связной речи;

* совершенствование движений рук;

* развитие психических процессов.

6. Исходя из индивидуальных и возрастных  возможностей ребёнка, и специфики моей работы (учитель – логопед) подобраны следующие упражнения:

- массаж пальцев: самомассаж тыльной стороны рук

  Упр. «Пунктиры» (И.п. подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движения назад-вперёд, смещаем кожу постепенно продвигаясь к запястью, тоже на другой руке), стихотворное сопровождение:

«Вниз ладошку поверну,

Сверху руку разотру.

Я у пальцев начинаю,

Вниз к суставу растираю».

Самомассаж ладоней

Упр. «Дорожки на ладошке» (проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальце другой руки, стихотворное сопровождение).

Упр. «Пила» (И.п. – левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз, тоже другой рукой, стихотворное сопровождение).

Упр. «Буравчик» (И.п. – фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони, тоже другой рукой, стихотворное сопровождение).

- массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук;

- пальчиковая гимнастика:

*рассказ руками потешек с частой сменой фигур: «Маша-хозяюшка» (игра на основе русского фольклора)

Наша-то Маша                                Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Сметлива была,

Всем в избе работу

Ныне задала  

Плошечку собачка                          Большой палец правой руки оттопырен – «ухо»,

Моет язычком                                 указательный согну, остальные выпрямлены.

                                       «Собачка» наклоняется к «плошке» - округлённой левой

                                       ладони, «моет её» - движения мизинца в сторону и обратно.              

 Мышка подбирает                         Согнутые мизинец и указательный палец правой руки-

Крошки под столом                        «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный

                                                         и  большой – «Мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь.

Кошка под окошком.                     Пальцы правой руки собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы изображающие мордочку, не прогнуты, а округлены.

Когтями скребёт                            Пальцы правой руки скребут ладонь левой.

Курочка в серёжках                       Правая ладонь «подметает» выпрямленную левую.

 Избушку метёт  

Вымела избушку,                          Энергичное встряхивание пальцев правой рук.

Потрусила голичок.                                    

                   (веник)

Лёг голичок                                   Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени.

Под порог на бочок.                     Сверху её накрывает левая рука.

При повторении игры руки меняются ролями.

*Составлять из пальцев фигурки животных, сопровождая рифмовками:

«Кошка»

Руки в кулачок сожму, кошечку я покажу.

Указательный с мизинцем вытяну, слегка согну.

(Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и слегка согнуты, средний и безымянный плотно прижаты большим к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами – «ушки шевелятся»)

«Крокодил»

Вот голодный крокодил пасть огромную открыл.

Но его мы не боимся, он из пальцев получился.

(Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный вытянуты вперёд, большой прижимается к ним снизу – «пасть»; движения производятся вытянутыми пальцами – «крокодил ест».)

- игры с мелкими предметами:

«счетные палочки» - (выкладывание фигур по образцу и по чертежу – схеме)

«изодеятельность» - карандаш (обведение фигур по трафарету и шаблону, обведение контура геометрической фигуры параллельной  линией, штриховка в разном направлении).

Для постановки и автоматизации звуков использую следующие игровые приемы:

Улиточка – ребенок проговаривает (пропивает)  изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

Пирамидка – ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Кнопочки – ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчик на «кнопочку» ( нарисованный кружок, квадрат, рыбку и т.д.) Сколько кнопочек, столько поворотов.

При работе с буквой использую следующие задания в игровой форме:

Печатные буквы включают в себя разные элементы, которые дети могут (раскрасить, вырезать по контуру, наклеить на лист бумаги, заштриховать, слепить из пластилина, сделать из картона, проволоки)

Так как ребенок неусидчивый, гиперактивный, в ходе индивидуальной работы, для  эмоциональной разрядки, смены деятельности, устойчивости внимания, обязательно включаю физминутки.

7. Сроки реализации плана работы.

План индивидуальной коррекционной работы составляется на один учебный год.

8.Для диагностики полученного результата использую: речевую карту (как учитель-логопед), и диагностическую карту обследования мелкой моторики руки. Оценка полученных результатов состоит в сформированности  и не сформированности навыков ребенка. По ходу реализации индивидуального плана, вношу необходимые коррективы, в зависимости от успехов в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Система работы по мелкой моторике у детей с общим недоразвитием речи

Блок I. Учимся смотреть и видеть. Основная цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания. [рисунки 1-8]   Особенности организации предметно-р...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...

«Система работы по развитию моторики у детей со стёртой формой дизартрии».

Стёртая дизартрия - это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах просодического и фонетического компонентов речи. Так как эти  расстройства возникают вследствие невыраженного микроорганич...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)

Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...