Мастер-класс «Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук с детьми ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике
расширение знаний педагогов о нетрадиционных играх для развития мелкой моторики рук.
Система работы по развитию мелкой моторики.
Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие -детские поделки, рисунки
2. Социально-коммуникативное развитие -общение детей во время игровой деятельности.
3. Познавательное развитие - использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность.
4. Речевое развитие - стихи, загадки, скороговорки, пальчиковые игры.
5. Физическое развитие - утренние гимнастики, физкультминутки, физические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_individualnaya_rabota_po_melkoy_motorike_s_detmi_ovz.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук с детьми ОВЗ»
Цель мастер-класса: расширение знаний педагогов о нетрадиционных играх для развития мелкой моторики рук.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего дошкольного возраста четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Все упражнения мы дублируем: выполняем и правой, и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Дети ОВЗ с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, рука быстро устает, теряется рабочая строка, ребенок не укладывается в общий темп письма. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Развитие графических навыков – одно из условий подготовки руки к письму.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки), а также словарный запас.
Старший дошкольный возраст – это предшкольная пора, которую необходимо использовать для подготовки руки к письму, для развития ориентировке в пространстве и для познавательно-речевого развития, от этого зависят успехи в школе.
Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволяют определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка. А ведь уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок. Данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы, если не будет проведено специальной коррекционной работы. Поэтому в работе с детьми используются как традиционные формы работы, так и не традиционные.
Система работы по развитию мелкой моторики.
Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие -детские поделки, рисунки
2. Социально-коммуникативное развитие -общение детей во время игровой деятельности.
3. Познавательное развитие - использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность.
4. Речевое развитие - стихи, загадки, скороговорки, пальчиковые игры.
5. Физическое развитие - утренние гимнастики, физкультминутки, физические упражнения.
1 этап -подготовительный. Поставлена задача подготовить руку ребенка к выполнению сложных двигательных движений на дальнейших этапах. Использованы такие методы, как:
1. Массаж ладоней и пальчиков рук -это оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Для этого используем Су-Джок, зубные щетки, сосновые и еловые шишки, грецкие орехи.
2. Пальчиковая гимнастика: катание деревянных шариков различного диаметра по столу, перекладывание пуговиц, фасолей, карандашей и других предметов из одной руки в другую, балансир – закати шарик.
3. Пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением -дети учатся выполнять произвольные движения по команде взрослого, тем самым развивается не только мелкая моторика рук, но и речь, концентрация внимания, многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
4. Сенсорные игры - развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, расширение знаний о качестве предмета.
- Нанизывание пуговиц, крупных бусин, макарон на нитку -развивает у детей логику, усидчивость, тактильные ощущения, глазомер.
- Игры с прищепками, шнуровка, нитками - развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
- Игры с конструктором, пробками, пробками-конструкторами, мозаикой - способствуют интеллектуальному развитию детей, наглядно - образному мышлению, развитию памяти и мелкой моторики.
- Работа с песком, манкой, фасолью - развивает мелкую моторику пальчиков рук, воображение и творческие способности, улучшает память и пространственное мышление, внимание и усидчивость. Песок приятен на ощупь, а его текучие свойства позволяют расслабиться и получать удовольствие от процесса.
- Пальчиковый театр.
- Конструктор Банчемс - Это мягкие пластмассовые шарики, с цепкими, как у репейника щупальцами. Красивые, притягивают детей потрогать, что-то сделать. Конструктор развивает моторику, воображение, творческое и пространственное мышление, креативность, усидчивость.
2 этап -основной. Совершенствование развития мелкой моторики через продуктивно -творческую деятельность:
1. В процессе рисования происходит совместное развитие руки и глаза, т. к. на всех этапах необходим зрительный контроль, происходит формирование первоначальных графических навыков, ребенок обучается правильно держать карандаш, складывания большой, средний и указательный палец в «щепотку».
2. Работа с бумагой - один из любимых видов деятельности детей. Уверенно пользоваться ножницами помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос. В процессе занятий рука приобретает точность, гибкость и уверенность.
3. Конструирование - создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.
4. Лепка - главное ее преимущество то, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Ребенок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обеих полушарий головного мозга.
5. Изготовление поделок из природного материала процесс очень трудоемкий и кропотливый, т. к. природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Кроме этого развивается фантазия, воображение, образное мышление.
3 этап - заключительный. Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к письму.
Письмо -это сложный координированный навык, требующий слаженной работы мелких мышц всей руки, правильной координации всего тела.
В дошкольном возрасте не само обучение письму, а именно подготовка к нему является наиболее важным составляющим подготовки ребенка к следующей ступени образования.
Основной задачей является развитие умений при обращении с ручкой, карандашом, фломастерами для обеспечения согласованности и уверенности движений. Работа на данном этапе начата с ознакомления детей с тетрадью в клетку, с ее разлиновкой, рабочей строкой; дети учатся выполнять задание в ограниченном пространстве - клетке. Учатся ориентировке на листе, закрепляя понятия: «слева», «справа», «вверх», «вниз», середина листа.
В работе с детьми используются графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Особое место занимают такие задания как штриховка, обведи рисунок по контуру, по точкам с использованием карандашей, что помогает развивать глазомер, усидчивость, мелкую мускулатуру рук. Ребенок учится проводить линии в различных направлениях: наклонные, ровные, короткие, длинные, не очень заметные, яркие, волнообразные, зигзагообразные, не отрывая руки и не выходя за пределы контура. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка.
Графические диктанты развивают у детей произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, умение ориентироваться в тетради, знакомиться с разными способами изображения предметов. Своевременно начатые занятия позволят устранить отставание в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используются:
1.Су-Ждок – массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком стимулируют зоны на ладонях, а массажные колечки одевают на пальчики.
Массажный мяч благотворно воздействует на нервные окончания, находящиеся на пальчиках ребенка. Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения мячика между ладонями, перекатывание мячика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение мячика кончиками пальцев, сжимание мячика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание мячика с последующим сжатием между ладонями и т. д. Вначале дети выполняют упражнения молча, затем с проговариванием текста:
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
2. Массаж – массажным кольцом:
Раз-два-три-четыре-пять
Вышли пальцы погулять (разгибать пальцы по одному)
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец, дальше аналогично)
Этот пальчик для того, чтоб наказывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит по середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Игры с прищепками
Следует помнить, что прищепки не должны быть слишком тугими.
Варианты использования прищепок:
- Нанизывание прищепок на шнурок и получаем бусы. Можно усложнить задание чередованием определенных цветов.
- Поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой.
Исходное положение: согнутая в локте рука на столе, прищепка удерживается указательным и большим пальцами. Дети ритмично открывают и закрывают прищепку, проговаривая слова, например:
В зоопарке воробей пообедал у зверей,
а зубастый крокодил чуть его не проглотил
(на последней строчке «кусать» за палец левой руки, от большого пальца к мизинцу или наоборот)
Гусенок
Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок:
- Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне. (О. Крупенчук)
(Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу)
4. Игры с грецкими орехами (аналогично игре Су-Джок)
Прокачу я свой орех по ладоням снизу- вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
5. Массаж еловыми и сосновыми шишками.
6. Игры со счетными палочками:
Цапля
Очень длинный клюв у цапли, (Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки)
Вы длинней найдете вряд ли. (Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки)
Клювом меряться пришли (Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки)
Аисты и журавли. (Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки. Затем проделывают те же действия левой рукой).
О. Крупенчук
7. Массаж зубной щеткой:
Я возьму зубную щетку, (Растирают щеткой подушечки
Чтоб погладить пальчики, пальцев правой, затем левой,
Станьте ловкими скорей, начиная с большого пальца и затем
Пальчики-удальчики! С мизинца)
8. Игры с шестигранными карандашами:
- «Волчок» - вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами:
По столу круги катаю
Карандаш не выпускаю.
- «Каталочка» -прокатывание карандаша между пальчиками:
Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет.
- «Добывание гоня» - прокатывание карандаша между ладонями.
- «Утюжок» - прокатывание карандаша по поверхности стола.
Карандаш я покачу вправо- влево – как хочу.
9. Проводилки двумя руками – разные дорожки.
10. Игры с бусами
11. Выложи по контуру. (Бархатный картон и толстая нитка, образец)
12. «Наведем чистоту» - ребенок комкает платочек или бумагу, начиная с уголка, так чтобы платок или бумага уместился в кулачок. При этом говорит слова:
Сгребаем, сгребаем мы мусор с земли.
Чтоб к свету росточки пробиться могли.
Своевременно начатые занятия позволят устранить отставание в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость.
Список литературы
1. О. А. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013. — 96 с.
2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004. – с. 78-82.
3. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.
4. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед – 2010. № 1.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - Литера, 2008.
6. Новикова О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.
7. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.
8. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»
Работа с родителями, является неотъемлемой частью работы воспитателя. В этой публикации я хочу показать вам как можно привлечь родителей к обучению детей....
мастер - класс для родителей на тему" Развитие мелкой моторики"
Мастер - класс для родителей детей средней группы Цель : развитие мелкой моторики, с использованием пальчиковых игр и работы с ножницами....
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники развития мелкой моторики: рисование манной крупой с детьми младшего дошкольного возраста»
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники развития мелкой моторики: рисование манной крупой с детьми младшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики и речевого развития на основе пальчиковых игр"
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей....
Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"
Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"...
Родительский университет. Мастер – класс на тему: «Практикум по развитию мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте при помощи работы с пластилином».
Мастер - класс для родителей и детей старшего дошкольного возраста по пластилинографии в рамках районного дня семьи....