"Народная игрушка"
методическая разработка

Буштинская Ирина Михайловна

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству, для детей.

Цель: Закреплять у детей знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, русская матрёшка, богородская игрушка).

Програмное содержание: Различать особенности,характерные для каждого вида промысла. Через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление.

Прививать любовь к народным промыслам. Развивать эмоциональное отношение к народной игрушке. Упражнять в слосообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов( деревянные, глиняные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_0.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по декоративно-прикладному искусству для детей средней группы «Народная игрушка».

Цель: Закреплять у детей знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, русская матрешка, богородская игрушка).

Программное содержание: Различать особенности, характерные для каждого вида промысла. Через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление.

Прививать любовь к народным промыслам. Развивать эмоциональное отношение к народной игрушке. Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные).

Под музыку заходит воспитатель в народном костюме.

Вос-ль: Здравствуйте ребята, я сегодня пришла к вам, чтобы пригласить вас в гости к народным мастерам.  

Вос-ль. (Воспитатель читает стихотворение)

По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом

Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.

В деревню мы старинную

Идем дорогой длинною

Идем дорогой трудною,

Дорогою крутой!

Перед нами дом большой

И красивый- то какой!

Кто же в доме том живет?

Кто нам двери отопрет?

( воспитатель с детьми подходят к первому столу)

А вот какие  мастера здесь живут, вы сами догадайтесь. Отгадайте мою загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Просто, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети.  Это дымковские игрушки.

Вос-ль. Давайте мы с вами присядем и внимательно рассмотрим игрушки и поговорим о них.

(дети садятся на стульчики,) выпрямим спинку, сядем поудобнее….И еще хочу вам напомнить, что вы уже старшая группа, и на мои вопросы постарайтесь отвечать полными от-ветами. А теперь продолжим нашу беседу.  Кто мне скажет, почему  игрушки называются дымковскими?

Дети. Они вылеплены в Дымково.

Вос-ль. Правильно, они названы по имени села,  в котором их сделали.

Вос-ль.  Из какого материала вылеплены игрушки?

Дети. Из глины.

Вос-ль. Значит они какие?

Дети. Глиняные.

Вос-ль. Молодцы! Посмотрите  и назовите, какие игрушки вы здесь видите?

Дети. Барышни, индюки, кони, олени и т.д.

Вос-ль. Давайте получше рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети. Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Вос-ль: Да, и краски эти яркие, праздничные.  Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?

Дети. Клеточки, полоски, лини, кружочки, точки, волнистые линии.

Вос-ль показывает детям  водоноску (картинку).

Вос-ль: У этой куклы необычное название – водоноска. Как вы думаете, почему ее так назвали?

Дети. Она ведра несет.

Вос-ль. Давайте представим себя дымковским мастерами, и украсим барышню-водоноску.

Игра «Собери водоноску»

(Дети разбиваются на две группы каждая собирает свою барышню на стенде )

Вос-ль.  Молодцы,  ребята, хорошо справились с заданием.

За студеною водицей водоноска-молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Вос-ль. Какое настроение создают все эти игрушки?

Дети. Веселое, радостное.

Вос-ль. Ай да молодцы дымковские мастера, порадовали нас своими яркими праздничными игрушками.

Вос-ль:                       А теперь идем мы дальше…

Снова дом встречает нас,

 кто  нас ждет на этот раз.

(воспитатель читает загадку)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается в бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская…(матрешка).

Вос-ль: Правильно самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. Из чего делают матрешек?

Дети. Матрешек делают из дерева?

Вос-ль. Значит они какие?

Дети. Деревянные.

Вос-ль. Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие. Как это получилось?

Дети. Раскрасили яркими красками, украсили цветами.

Вос-ль: Эти матрешки приехали из разных мест и они отличаются друг от друга. Можете мне показать , чем они отличаются?

Дети отвечают.

Вос-ль: Но,  несмотря на это, все матрешки имеют в чем то и схожесть. Чем похожи матрешки?

Дети. У каждой матрешки платочек на голове,  одежда  яркая, праздничная.

Вос-ль. Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.

Физкультурная минутка «Матрешки» (под музыку)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки               (хлопки перед собой)

На ногах сапожки                 (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

                        Топают матрешки                 то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись,                            (Наклоны влево - вправо )  

Всем знакомым поклонись.                         (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки              (хлопки перед собой)

На ногах сапожки                  (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

                        Топают матрешки                  то правую ногу, то левую)        ( идут дальше)

Вос-ль.

Идем с друзьями мы вперед

Дорога нас опять зовет

Кто же встретит нас сейчас

И расскажет свой рассказ

Ребята! А  теперь попробуйте догадаться, к мастерам, какой игрушки мы сейчас с вами попали?.

Раскинулась близ Тулы деревня Филимоново

Что издавна прославилась игрушкою своей

Из глины: белой, красной, розовой и черной

Лепили барышень, зверюшек и коней

Игрушки эти не простые

А только лишь свистульки расписные

Дети. Филимоновские игрушки.

Вос-ль. А хотите узнать почему их так называют? Легенда говорит, что жил здесь когда-то дед Филимон, он и делал эти игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Это очень забавные игрушки. Мне они напоминают африканских жирафов и зебр. Как вы думаете, почему эти зверюшки схожи с жирафами и зебрами?

Дети. У них вытянутые шеи и раскрашены как зебры.

Вос-ль. Кто мне скажет, какими  элементами расписаны эти игрушки?

Дети. Тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.

Вос-ль. Какие краски использовали мастера?

Дети. Красные, желтые, белые и зеленые.

Вос-ль. Ребята, это  игрушки расписывали не кисточкой, а гусиным пером, а краску разводили на молоке. Эти игрушки любят дети и взрослые. Знаете почему? Потому что это игрушки-свистульки.  Незатейливы эти игрушки, но радуют всех – значит делали их добрые руки. И у нас с вами добрые ручки, и сейчас мы с вами тоже попробуем раскрасить филимоновского петушка. Украсим хвостик петушка теми элементами, которые нарисованы на ваших листочках.

Вос-ль:

Снова в путь зовет дорога

Нам идти совсем не много

Вот ворота перед нами…

Тук- тук, щёлк- щёлк,

Медведь, мужик, коза и волк..

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки-

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

Скажите, вы  знаете, какие игрушки  всех смешат? Это игрушки-забавы. В них любят играть все дети. А еще они называются Богородские, потому что сделаны в селе Богородское.

Давайте все вместе произнесем их название…Богородские.

Вос-ль. Скажите, из  чего вырезаны эти игрушки?

Дети. Эти игрушки сделаны из дерева.

Вос-ль. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют натуральный цвет дерева. И у  них есть своя хитрость. Хотите узнать какая?

Дети. Да.

Вос-ль.  Богородские мастера придумали такую хитрость, что игрушки двигаться умеют: потянешь за две палочки – вот уже медведь и мужик пилят дрова. А на этой дощечке куры быстро, быстро, клюют зерно. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят. После занятия и мы с вами в эти игрушки поиграем.

Вос-ль.    Ну а теперь нам пора расставаться, мне  тоже уже домой возвращаться пора.  Давайте мы с вами сейчас вспомним, к кому мы сегодня заходили в гости. К каким мастерам?

Дети. К мастерам из Дымково, Филимоново, к тем, кто делает матрешек и игрушки забавы.

Вос-ль.

                                                Отдохнули мы – по праву!

Мастерам воздали славу!

Что ж теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем,

Долго-долго помнить будем.

Все вы молодцы, много всего знаете, Вырастайте здоровыми, сильными, трудолюбивыми, помните о народных умельцах.

На прощание подарю вам небольшие подарки на память о нашем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).

Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы",  в з...

Проект по ознакомлению с народной игрушкой "Матрешка русская игрушка"

Проект " Матрешка русская игрушка" предназначен для I младшей группы. Цель его, развивать интерес у детей к народно-прикладному искусству....

Конспект НОД в средней группе "Дымковская игрушка – народная игрушка"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художестыенно-эстетическое развитие)...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Нарядные народные игрушки» (итоговое занятие, закрепляющее полученные ранее знания об игрушках).

Цели: 1. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине через познание народной культуры.2. Дать представление о многообразии народных промыслов.3. Воспитывать бережное отношение к труду людей.4.  Разви...

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности :"Народная игрушка -деревянная игрушка"

В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки  ее мастерами ,закрепляют знания о  промыслах и   символе  России  -матрешке....