Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности :"Народная игрушка -деревянная игрушка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки  ее мастерами ,закрепляют знания о  промыслах и   символе  России  -матрешке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka.docx398.1 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Комплекс    средняя  общеобразовательная  школа - детский сад»

        

Конспект

по развитию речи

для детей  группы общеразвивающей

 направленности  «Б»

Тема: «Народная игрушка – деревянная игрушка»

            Воспитатель:

        Полозкова Т. В.        

2018г.

Цель:  продолжать формировать   знания детей  о  народной игрушке.

Задачи:

- продолжать   расширять знания  детей о русских народных промыслах, об изготовлении  народной игрушки из дерева.

богащать словарный запас детей;побуждать восхищаться народными умельцами их предметами творчества.

 - закрепить,   уточнить, знания детей о матрешке - как символе России.

 -дать возможность детям при помощи взрослого узнать о разновидностях матрешек и их мастерах.

- развивать  общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

- продолжать развивать активный словарь детей, пользоваться знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

-развивать умение  логически  излагать описательный  рассказ по схеме.  --владеть речью как средством общения и культуры.

 -продолжать воспитывать интерес к  устному народному творчеству.

 -воспитывать уважение к мастерам и создателям  народной игрушки - матрешки.

 - совершенствовать знания, умения и навыки в художественно - эстетической деятельности.  

 Виды деятельности:  коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Способы организации детей –подгрупповая 12 человек.

Оборудование_ мультимедийное оборудование, диапроектор, аудио гуашь,кисточки, баночки для воды, салфетки по количеству детей тканевые и влажные одноразовые, трафарет матрешек   для рисования,игрушка матрешка ,ёлочка искусственная, книжка – «Матрешка раскраска».

Словарная работа –Матреначурбачок,  токарный станок, шлифовка, грунтовка, роспись.

Методы и приемы -словесный (худ,   слово, беседа), наглядный, информативно - рецептивный (осмысление)   практический.

Ожидаемый результат -  повышение знаний  у детей    о народной культуре, развития интеллекта, творческих способностей, сформированность наглядно-образного мышления, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Ход образовательной деятельности

Раздается стук в дверь.

В- Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Скажите, пожалуйста, я   попала в подготовительную группу « Почемучки»? А  как называется ваш детский сад  ребята? Ответы.

Значит, я попала по адресу. Вы  узнали меня? Загадаю вам загадку:  

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Это? Русская  ---матрешка.

Молодцы, ребята. Я неспроста пришла в гости к вам.Я предлагаю,   вам поближе познакомится, и поиграть в игру.

Психологический настрой:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся и друг

Другу улыбнемся.

В:И сегодня мы с вами поговорим о народных игрушкахи  узнаем, какая  из игрушек является  символом России.

Вводно-организационный:

 В:

Скажите ребята, вам интересно узнать, как появилась матрешка, и кто её изготовил? Ответы.

Тогда присаживайтесь  на скамеечки, и мы посмотрим  на экран.

Самую первую матрешку создали в Японии.  В России матрешка была  изготовлена мастером   по фамилии  В.П.  Звездочкин.  А семеновскую игрушкуизготовил  мастер  Арсений Майоров. Умелец, побывав в Нижнем Новгороде, привез нераскрашенную деревянную заготовку домой. Его дочка Любаша посмотрела на игрушку взяла гусиное перо и нанесла все контуры, а затем раскрасила ее кисточкой анилиновыми красками. Деревянную куколку украшал большой ярко-красный цветок на сарафане. Из деревни куколка перебирается в г. Семенов.  Ее имя стало символическим для куклы, у которой может быть от пятнадцати до восемнадцати дочек. Столько их часто содержит семеновская матрешка

Головка покрыта платком со сложным рисунком и орнаментом по краям. Платье имеет рисунок по кругу. На переднике расположены крупные цветы. Ее ручки опущены вниз. Мастерицы выбирают для росписи яркие  краски: красную, синюю, зеленую. Это верные приметы, элементы семеновской матрешки. А как изготавливают матрешку?

В:Япредлагаю вам рассмотретьмнемотаблицу. Посмотрите на первый слайд.

Мы видим, что игрушку матрешку изготавливали и дерева липы, осины или березы.Дерево распиливали  их на чурбачки, снимали  часть коры, а концы обмазывали глиной, чтобы древесина не трескалась.Когда чурбачок, готов к работе мастер   бралчурбачок, и  вытачивал на станке фигурку матрешки. Готовую игрушкушлифовали (затирали наждачной бумагой), грунтовали. Грунтовка это эмульсия, которая образует   выравнивание  поверхности, подготавливая его к окрашиванию. Когда фигурка матрешки высыхала, рисовали карандашом лицо, платочек, сарафан, затем гуашью расписывали матрешку. Готовую матрешку покрывали лаком, чтоб она блестела и не покрывалась пылью.

И стала игрушка матрешка символом России, потому что ею играли не только дети, но и взрослые покупали для себя и люди  из других городов и стран мира.

В:из какого дерева изготавливают  матрешку?  Когда дерево просохнет, кто вытачивает  фигурку матрешки?  Зачем шлифуют  фигурку матрешку? Для чего грунтуют матрешку? Что делают после грунтовки?Кто расписывает матрешек? Зачем покрывают лаком матрешку? Ответы.

.

Мнемотаблица для составления описательного рассказа о матрёшке(2-3ребенка)

http://printonic.ru/uploads/images/2016/04/04/img_5702b2c01a577.jpg

1.Береза

http://images.myshared.ru/17/1139817/slide_4.jpg

чурбачок

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/134b/000074f2-5df1314c/img30.jpg

2. Вытачивание

фигурок на станке (токарь)

https://pptcloud3.ams3.digitaloceanspaces.com/slides/pics/002/832/878/original/Slide18.jpg?1490734292

3.Шлифовка

http://malutka63.ru/wp-content/uploads/2015/04/11.jpg

4.Грунтовка

http://noosfera-center.ru/biblio/master/matr_2.jpg

5.Роспись матрешки

http://kudesenka.ru/image/cache/data/incoming/upload/iblock/e8c/e8c3e4bc7ff514ec82b82888d653e8d9-650x650.jpg

6.Гуашь

https://i.ytimg.com/vi/FePgqy-0b9g/maxresdefault.jpg

7.Покрытие лаком

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=750x1280:format=jpg/path/seb6ba021dbaf218c/image/i83244a50524436ae/version/1413529998/image.jpg

8.Готоваяматрешка

Схема описательного рассказа - изготовление матрешки

Молодцы! Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали.

Физминутка: «Вновь у нас физминутка,

                           Наклонились- ну-ка, ну-ка!

          Распрямились, потянулись

 А теперь назад прогнулись.

        Разминаем руки, плечи,

                           Чтоб сидеть нам было легче

          Чтоб читать, считать, писать

                           И совсем не уставать

                           Голова устала тоже

 Так давайте ей поможем

                           Влево -вправо,раз и два

 Думай, думай голова

 Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.

Мотивационно – побудительный:

Ребята, а вы бы хотели, на    минутку превратится в  народных мастеров, и создать свою коллекцию матрешек? А как вы думаете, что  нужно сделать?  Ответы детей. Правильно можно расписать, разрисовать матрешку. Я вам предлагаю расписать  семеновскую   матрешку. Ту самую матрешку, которая является символом России. Посмотрите, а вот и она игрушка – матрешка.  Посмотрите, что находится внутри?Правильно - это  матрешка, но фартук матрёшки не расписан. Я предлагаю вам расписать фартук матрешки. Возьмите каждый из вас и проходите за столы.

Практическая работа-На экране  картинка  семеновской матрешки.  Рассмотрите  внимательно картинку. Давайте запомним  и уточним. На голове платок, какого  цвета? Сарафан, какого цвета? Что в  середине сарафана?  Цветы ярко красного,  синего и зеленого цвета. Обратите внимание на образец, нарисуйте  только фартук матрешке. Не забудьте что для росписи фартука используется три цвета:красного,  синего и зеленого цвета.Прежде чем начать расписывать матрешку, мы с вами разомнем пальчики.

Динамическая пауза: Ладошки вниз (на стол кладут)

                                                   Ладошки  вверх

         Ладошки на бочок

        И сжали в кулачок.

Сопровождение практической деятельности под музыку.Помощь воспитателя детям.

В:Выходите из -за  столов и покажите своих матрешек всем детям и  гостям.

Посмотрите, какие замечательные получились у вас матрешки. Где можно  разместить или что можно украсить нашими  матрешками? Какой скоро праздник? Правильно в Новый год наряжают ёлку игрушками. А можно ли нашими матрешками   украсить елку? А семеновская матрешка символ, какой страны? Пусть в Новый год у вас в группе будет елка с символом России – матрешкой.(Предлагаю повесить картинки на елочку).

Рефлексия. Заключительный этап.Кто у вас был в гостях?  Что вы узнали нового о матрешке? Что составляли по мнемотаблице?  Какое задание было самым трудным    для вас? О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?

Вы все хорошо поработали, иза  хорошую работу на занятии  Матрена вам  дарит книжку  « Матрешка раскраска».

Когда вы пойдете в школу  будите вспоминать с благодарностью ваш детский сад и матрешку, которая приходила к вам в гости. Занятие окончено.  

Самоанализ образовательной деятельности:

Тема образовательной деятельности: ««Народная игрушка – деревянная игрушка»

Форма образовательной деятельности: подгрупповая

Количество детей, возраст: 12 человек, 6-7 лет

Цель -  продолжать формировать   знания детей  о  народной игрушке.

Задачи  

Образовательные –

1.Продолжать   расширять знания  детей о русских народных промыслах, об изготовлении  народной игрушки из дерева.

2.Обогащать словарный запас детей; побуждать восхищаться народными умельцами их предметами творчества.  

3.Закрепить,   уточнить, знания детей о матрешке  - как символе России.

4.Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о разновидностях матрешек и их мастерах.

5.Развивать  общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Развивающие-

1.Продолжать развивать активный словарь детей, пользоваться знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

2. Развивать умение  логически  излагать описательный  рассказ по схеме. 3.Владеть речью как средством общения и культуры.

Воспитательные

1.Продолжать воспитывать интерес к  устному народному творчеству.

2.Воспитывать уважение к мастерам и создателям  народной игрушки - матрешки.

3.Совершенствовать знания, умения и навыки в художественно- эстетической деятельности.  

Предварительная работа:

Методы и приемы словесный (худ,   слово, беседа), наглядный,информативно - рецептивный (осмысление)практический.

Приемы:художественное слово, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создании мотивации, рассматривание картинок, практическая деятельность.    

Словарная работа:  Матрена,чурбачок,  шлифовка, грунтовка, роспись.  

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,  продуктивная.

Планируемые результаты:  повышение знаний  у детей    о народной культуре, развития интеллекта, творческих способностей, сформированность наглядно-образного мышления, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

  • Были ли решены поставленные задачи
  • Психологическая атмосфера была
  • Была смена видов деятельности
  • Динамическая пауза
  • Были соблюдены санитарно - гигиенические требования: освещение, безопасность, личная гигиена после работы с красками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Народная игрушка – деревянная Матрешка»

Проект для детей дошкольного возраста...

Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...

Занятие "Здравствуй мир" на тему: Народная игрушка - деревянная игрушка"

laquo;Народная игрушка — деревянная игрушкаПр.сод.: расширять знания детей о народной культуре. Развивать наблюдательность, речь.   Воспитывать эстетический вкус.Ход занятия...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (описание игрушки)

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе (Описание игрушки). Цель: продолжать обучать детей монологической речи с помощью описания игрушки....

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет "Экскусия в музей русской народной игрушки"

Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки» Цель: знакомство с национальной культурой России.Задачи:Образовательные: создать условия для получения детьми знаний о русских народ...