Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности :"Народная игрушка -деревянная игрушка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки ее мастерами ,закрепляют знания о промыслах и символе России -матрешке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igrushka.docx | 398.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»
Конспект
по развитию речи
для детей группы общеразвивающей
направленности «Б»
Тема: «Народная игрушка – деревянная игрушка»
Воспитатель:
Полозкова Т. В.
2018г.
Цель: продолжать формировать знания детей о народной игрушке.
Задачи:
- продолжать расширять знания детей о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева.
-обогащать словарный запас детей;побуждать восхищаться народными умельцами их предметами творчества.
- закрепить, уточнить, знания детей о матрешке - как символе России.
-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о разновидностях матрешек и их мастерах.
- развивать общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
- продолжать развивать активный словарь детей, пользоваться знакомыми и новыми словами в диалогической речи.
-развивать умение логически излагать описательный рассказ по схеме. --владеть речью как средством общения и культуры.
-продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
-воспитывать уважение к мастерам и создателям народной игрушки - матрешки.
- совершенствовать знания, умения и навыки в художественно - эстетической деятельности.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Способы организации детей –подгрупповая 12 человек.
Оборудование_ мультимедийное оборудование, диапроектор, аудио гуашь,кисточки, баночки для воды, салфетки по количеству детей тканевые и влажные одноразовые, трафарет матрешек для рисования,игрушка матрешка ,ёлочка искусственная, книжка – «Матрешка раскраска».
Словарная работа –Матреначурбачок, токарный станок, шлифовка, грунтовка, роспись.
Методы и приемы -словесный (худ, слово, беседа), наглядный, информативно - рецептивный (осмысление) практический.
Ожидаемый результат - повышение знаний у детей о народной культуре, развития интеллекта, творческих способностей, сформированность наглядно-образного мышления, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Ход образовательной деятельности
Раздается стук в дверь.
В- Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Скажите, пожалуйста, я попала в подготовительную группу « Почемучки»? А как называется ваш детский сад ребята? Ответы.
Значит, я попала по адресу. Вы узнали меня? Загадаю вам загадку:
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Это? Русская ---матрешка.
Молодцы, ребята. Я неспроста пришла в гости к вам.Я предлагаю, вам поближе познакомится, и поиграть в игру.
Психологический настрой:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся и друг
Другу улыбнемся.
В:И сегодня мы с вами поговорим о народных игрушкахи узнаем, какая из игрушек является символом России.
Вводно-организационный:
В:
Скажите ребята, вам интересно узнать, как появилась матрешка, и кто её изготовил? Ответы.
Тогда присаживайтесь на скамеечки, и мы посмотрим на экран.
Самую первую матрешку создали в Японии. В России матрешка была изготовлена мастером по фамилии В.П. Звездочкин. А семеновскую игрушкуизготовил мастер Арсений Майоров. Умелец, побывав в Нижнем Новгороде, привез нераскрашенную деревянную заготовку домой. Его дочка Любаша посмотрела на игрушку взяла гусиное перо и нанесла все контуры, а затем раскрасила ее кисточкой анилиновыми красками. Деревянную куколку украшал большой ярко-красный цветок на сарафане. Из деревни куколка перебирается в г. Семенов. Ее имя стало символическим для куклы, у которой может быть от пятнадцати до восемнадцати дочек. Столько их часто содержит семеновская матрешка
Головка покрыта платком со сложным рисунком и орнаментом по краям. Платье имеет рисунок по кругу. На переднике расположены крупные цветы. Ее ручки опущены вниз. Мастерицы выбирают для росписи яркие краски: красную, синюю, зеленую. Это верные приметы, элементы семеновской матрешки. А как изготавливают матрешку?
В:Япредлагаю вам рассмотретьмнемотаблицу. Посмотрите на первый слайд.
Мы видим, что игрушку матрешку изготавливали и дерева липы, осины или березы.Дерево распиливали их на чурбачки, снимали часть коры, а концы обмазывали глиной, чтобы древесина не трескалась.Когда чурбачок, готов к работе мастер бралчурбачок, и вытачивал на станке фигурку матрешки. Готовую игрушкушлифовали (затирали наждачной бумагой), грунтовали. Грунтовка это эмульсия, которая образует выравнивание поверхности, подготавливая его к окрашиванию. Когда фигурка матрешки высыхала, рисовали карандашом лицо, платочек, сарафан, затем гуашью расписывали матрешку. Готовую матрешку покрывали лаком, чтоб она блестела и не покрывалась пылью.
И стала игрушка матрешка символом России, потому что ею играли не только дети, но и взрослые покупали для себя и люди из других городов и стран мира.
В:из какого дерева изготавливают матрешку? Когда дерево просохнет, кто вытачивает фигурку матрешки? Зачем шлифуют фигурку матрешку? Для чего грунтуют матрешку? Что делают после грунтовки?Кто расписывает матрешек? Зачем покрывают лаком матрешку? Ответы.
.
Мнемотаблица для составления описательного рассказа о матрёшке(2-3ребенка)
1.Береза чурбачок | 2. Вытачивание фигурок на станке (токарь) | 3.Шлифовка |
4.Грунтовка | 5.Роспись матрешки | 6.Гуашь |
7.Покрытие лаком | 8.Готоваяматрешка | Схема описательного рассказа - изготовление матрешки |
Молодцы! Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали.
Физминутка: «Вновь у нас физминутка,
Наклонились- ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче
Чтоб читать, считать, писать
И совсем не уставать
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем
Влево -вправо,раз и два
Думай, думай голова
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.
Мотивационно – побудительный:
Ребята, а вы бы хотели, на минутку превратится в народных мастеров, и создать свою коллекцию матрешек? А как вы думаете, что нужно сделать? Ответы детей. Правильно можно расписать, разрисовать матрешку. Я вам предлагаю расписать семеновскую матрешку. Ту самую матрешку, которая является символом России. Посмотрите, а вот и она игрушка – матрешка. Посмотрите, что находится внутри?Правильно - это матрешка, но фартук матрёшки не расписан. Я предлагаю вам расписать фартук матрешки. Возьмите каждый из вас и проходите за столы.
Практическая работа-На экране картинка семеновской матрешки. Рассмотрите внимательно картинку. Давайте запомним и уточним. На голове платок, какого цвета? Сарафан, какого цвета? Что в середине сарафана? Цветы ярко красного, синего и зеленого цвета. Обратите внимание на образец, нарисуйте только фартук матрешке. Не забудьте что для росписи фартука используется три цвета:красного, синего и зеленого цвета.Прежде чем начать расписывать матрешку, мы с вами разомнем пальчики.
Динамическая пауза: Ладошки вниз (на стол кладут)
Ладошки вверх
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок.
Сопровождение практической деятельности под музыку.Помощь воспитателя детям.
В:Выходите из -за столов и покажите своих матрешек всем детям и гостям.
Посмотрите, какие замечательные получились у вас матрешки. Где можно разместить или что можно украсить нашими матрешками? Какой скоро праздник? Правильно в Новый год наряжают ёлку игрушками. А можно ли нашими матрешками украсить елку? А семеновская матрешка символ, какой страны? Пусть в Новый год у вас в группе будет елка с символом России – матрешкой.(Предлагаю повесить картинки на елочку).
Рефлексия. Заключительный этап.Кто у вас был в гостях? Что вы узнали нового о матрешке? Что составляли по мнемотаблице? Какое задание было самым трудным для вас? О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?
Вы все хорошо поработали, иза хорошую работу на занятии Матрена вам дарит книжку « Матрешка раскраска».
Когда вы пойдете в школу будите вспоминать с благодарностью ваш детский сад и матрешку, которая приходила к вам в гости. Занятие окончено.
Самоанализ образовательной деятельности:
Тема образовательной деятельности: ««Народная игрушка – деревянная игрушка»
Форма образовательной деятельности: подгрупповая
Количество детей, возраст: 12 человек, 6-7 лет
Цель - продолжать формировать знания детей о народной игрушке.
Задачи
Образовательные –
1.Продолжать расширять знания детей о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева.
2.Обогащать словарный запас детей; побуждать восхищаться народными умельцами их предметами творчества.
3.Закрепить, уточнить, знания детей о матрешке - как символе России.
4.Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о разновидностях матрешек и их мастерах.
5.Развивать общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Развивающие-
1.Продолжать развивать активный словарь детей, пользоваться знакомыми и новыми словами в диалогической речи.
2. Развивать умение логически излагать описательный рассказ по схеме. 3.Владеть речью как средством общения и культуры.
Воспитательные
1.Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
2.Воспитывать уважение к мастерам и создателям народной игрушки - матрешки.
3.Совершенствовать знания, умения и навыки в художественно- эстетической деятельности.
Предварительная работа:
Методы и приемы – словесный (худ, слово, беседа), наглядный,информативно - рецептивный (осмысление)практический.
Приемы:художественное слово, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создании мотивации, рассматривание картинок, практическая деятельность.
Словарная работа: Матрена,чурбачок, шлифовка, грунтовка, роспись.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Планируемые результаты: повышение знаний у детей о народной культуре, развития интеллекта, творческих способностей, сформированность наглядно-образного мышления, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
- Были ли решены поставленные задачи
- Психологическая атмосфера была
- Была смена видов деятельности
- Динамическая пауза
- Были соблюдены санитарно - гигиенические требования: освещение, безопасность, личная гигиена после работы с красками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Народная игрушка – деревянная Матрешка»
Проект для детей дошкольного возраста...
Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...
Занятие "Здравствуй мир" на тему: Народная игрушка - деревянная игрушка"
laquo;Народная игрушка — деревянная игрушкаПр.сод.: расширять знания детей о народной культуре. Развивать наблюдательность, речь. Воспитывать эстетический вкус.Ход занятия...
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (описание игрушки)
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе (Описание игрушки). Цель: продолжать обучать детей монологической речи с помощью описания игрушки....
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Богородская Игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Пояснительная записка«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»...
Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет "Экскусия в музей русской народной игрушки"
Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки» Цель: знакомство с национальной культурой России.Задачи:Образовательные: создать условия для получения детьми знаний о русских народ...