Выступление на педагогическом совете ДОУ «Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников»
методическая разработка
В дошкольном возрасте ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_0.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Выступление на педагогическом совете ДОУ
«Использование мнемотаблиц, схем
в познавательно - речевом развитии дошкольников»
Подготовил: воспитатель
Довгаль В.М.
г.Гагарин
2023 г.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
В дошкольном возрасте ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.(слайд 2)
Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.(слайд 3)
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.(слайд 4)
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.(слайд 5)
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Ткаченко Татьяна Александровна называет эту методику предметно-схематическими моделями. Большева Т. В. – коллажем. (слайд 6)
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. (слайд 7)
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). В детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.(слайд 8)
Процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания Т.А.Ткаченко разделен на несколько этапов:(слайд 9)
- Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
- Составление рассказа по следам продемонстированного действия.
- Пересказ текста с использованием магнитной доски.
- Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.
- Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.
- Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.
- Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Методика коллаж Т.В. Большева. Одним из приемов используемый в работе с коллажем - это лист картона, на который наноситься различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д. (слайд 10)
Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. Дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения. (слайд 11)
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. (слайд 12)
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Хочу предложить вашему вниманию этапы работы с детьми по заучиванию стихотворения с помощью мнемотехники.(слайд 13)
Мы считаем, что использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Заучивая с детьми стихи с помощью мнемотаблиц, мы проводим следующие этапы работы над стихотворением:(слайд 14)
- Выразительно читаем стихотворение.
- Сообщаем детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Помогаем детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения.
- Выясняем, какие слова непонятны детям, объясняем их значение в доступной для детей форме.
- Читаем отдельно каждую строчку стихотворения.
- Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем, моделей нам удалось достичь следующих результатов: (слайд 15)
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появился интерес к заучиванию стихов и потешек;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше дети начнут рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателей...
Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников
В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. У детей с общим нед...
Использование мнемотаблиц ,схем, в познавательно-речевом развитии дошкольников
Использование мнемотабиц для развития речи....
Выступление на РМО. Тема:«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»
Полезный для нашей работы материал. Сама широко использую в работе с детьми мнемотаблицы. Детям очень нравится....
Презентация «Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»
Презентация к выступлению на РМО . Тема: "Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно-речевом развитии дошкольников"...
Мастер-класс "Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"
Обогащение словарного запасаОбучение пересказуСоставление рассказовРазучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорокОтгадывание загадокПостоновка звуковАвтоматизация звуковДифференциоация зв...
«Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников"
Константин Дмитриевич Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,...