Ролево - игровой проект "Золотая хохлома"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В наши дни мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили русские люди?
Как работали и как отдыхали?
Что их радовало, а что тревожило?
Какие они соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
Эта тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, на наш взгляд, это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. Педагоги всегда относились к носителям русской народной культуры. Поэтому мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь,
к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hohloma_-_kopiya.doc | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Колосок»
Ролево - игровой проект
Разработала:
Елшанкина Елена Сергеевна
Воспитатель, стаж работы 6 лет.
г.о.Семеновский, 2017
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
П. Синяковский
Паспорт проекта
Возраст участников
Дети старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа).
Вид проекта
По количеству участников в проекте:
- индивидуальный.
По продолжительности выполнения проекта:
- краткосрочный (2 неделя).
По доминирующему виду деятельности:
- ролево - игровой.
Актуальность проекта
В наши дни мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили русские люди?
Как работали и как отдыхали?
Что их радовало, а что тревожило?
Какие они соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
Эта тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, на наш взгляд, это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. Педагоги всегда относились к носителям русской народной культуры. Поэтому мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь,
к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Гипотеза:
Если: | То: |
придумать увлекательный игровой сюжет | удастся превратить процесс обучения в игру |
знания через проигрывание игрового сюжета будут интегрироваться в течение дня в разные режимные моменты | Воспитание культуры будет всесторонним, реализующим не только обучающую функцию, но и воспитательную: воспитание нравственных качеств т.п. |
в игре предусмотреть образовательное содержание программных направлений развития «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Познавательное» | процесс формирования нравственной культуры дошкольника будет полноценным и успешным |
В игру включить родителей | Взаимодействие с родителями встанет на качественно новый уровень, они станут активными участниками образовательного игрового пространства группы |
Цель проекта:
Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам и явлениям, к творчеству мастеров.
Задачи проекта:
- Превратить обучение в действительно увлекательную игру.
- Усовершенствовать и обогатить предметно-развивающую среду в группе.
- Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей.
- Повышать интерес детей к знаниям, традициям и ценностям русского народа.
- Знакомить детей с художниками Хохломской росписи.
- Развивать умение выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики.
- Закрепить у детей знания о народных промыслах.
- Развивать умение самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
- Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
Новизна заложена в форме организации педагогического процесса – получение детьми знаний через проживание игрового сюжета. Такая форма помогает детям успешно и без переутомления осваивать необходимые для их возраста знания.
Практическая значимость
Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности его реализации в условиях любого дошкольного образовательного учреждения. Всё зависит от фантазии педагога. Представленный опыт по организации предметно-развивающей среды, как современный подход к проведению разных форм организации занятий позволит повысить интерес ребенка к истории своего города, повысит интерес детей к традициям и ценностям русского народа, увлечет в игру, а это уже почто 100% -ный результат успеха.
Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.
Образовательная область | Содержание
|
Физическое развитие | Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др. |
Социально-коммуникативное развитие | Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы. |
Художественно-эстетическое развитие | Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера. Знакомство детей с народным музыкальным творчеством. |
Речевое развитие
| Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок. |
Познавательное развитие | Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров. |
Форма работы:
- изучение литературы по теме;
- беседы;
- занятия по теме;
- изучение продукта детского творчества;
- организация выставки работ детей;
- оформление консультации для родителей о народном промысле – Золотой Хохломе;
- создание презентации.
Этапы реализации проекта
Этап | Деятельность на этапе |
Организационный этап | -Изучение литературы по организации предметно-развивающей среды в группе -Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи); - Подбор произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных художественных промыслов, эстетически выразительных предметов бытового назначения; -Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами; -Подготовка картотеки подвижных народных игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики; -Подбор фото и иллюстраций для альбома «Знакомство с народными промыслами Семенова»; -Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей. Обогащение РППС в группе. |
Этап реализации | Познавательная деятельность: 1. Тематические беседы: «Народные промыслы города Семенова», «Золотая хохлома», «Путешествие к мастерам хохломы», «Композиции хохломского узора», «Колорит хохломской росписи». 2. Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Изготовление деревянной ложки», «В гостях у семеновских мастеров», «Русская изба». 3. Экскурсия на фабрику «Хохломская роспись» 4. Экскурсия в Дом Семена ложкаря. Речевая деятельность: 1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов: Чтение стихов: * Л. Гулыга «Пёстрый хоровод» * П. Синявский «Хохломская роспись» * Ю. Николаева «Чаша» * отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). 2. Разучивание стихотворений, частушек о народных промыслах. 3. Чтение русских народных сказок. Художественно творческая деятельность: 1. Рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала, изделий народных мастеров. 2. Знакомство с технологией составления хохломского узора из простейших элементов хохломской росписи (травяной орнамент, капельки, усики, завитки, кустики - листочки, ягодки). 3. Лепка: «Настенное панно с хохломским узором». 4. Рисование элементов хохломской росписи. 5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома». 6. Аппликация «Хохломские узоры в полосе». 7. Рисование. «Хохломской завиток». 8. Рисование «Хохломские ложки». Игровая деятельность: 1. Подвижные народные игры «Золотые ворота», «Горелки», «Горелки с платочком», «Цепи кованые», «Жмурки», «Ручеек». 2. Дидактические игры «Узнай элементы узора», «Узнай роспись», «Одень куклу», «Предметы русской старины», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Разрезные картинки»; художественно-дидактические игры «Обведи и раскрась», «Дорисуй и раскрась», «Составь узор», «Собери целое». Музыкально-фольклорная деятельность. 1. Слушание произведений музыкального фольклора: прослушивание аудиозаписи песни М. Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир», ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома», заучивание песни «Русские ложки» (муз. и сл. Г.Рузанова), частушек о Хохломе. 2. Музыкально-дидактические игры. Работа с родителями. Родителям предлагалось: 1.Консультации: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей»; «Мир Золотой Хохломы»; «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 2. Изготовление альбома «Хохлома глазами детей» 3. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми: музей «Золотая Хохлома», музей «Народных промыслов», музей «Дом Семена ложкаря» |
Результативный этап | - Интервью с художницы Красильниковой Н.В. - Выставка персональной выставки художницы Красильниковой Н.В. - Презентация проекта. -Публикация проекта в интернет сообществе (Приложение скриншот). |
Интересы участников проекта
Группа | Интересы участников проекта |
Дети |
|
Педагоги |
|
Родители |
|
Полученные в ходе реализации проекта результаты
Наиболее оказался интерес детей к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор, узнали много интересного и познавательного хохломской росписи и поделились своими знаниями с родителями; у детей появился интерес к творчеству народных мастеров. Дети владеют определенным уровнем знаний о русском фольклоре. Развиваются художественно-творческие способности, интегративные качества. Формируется осознанное отношение к Родине, ее традициям, любовь к русскому фольклору, красоте родной природы.
Вывод: Таким образом, данная тема очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
П. Синяковский
Читая строки стихотворения П. Синяковского, сражу же представляешь всю неповторимую и необычную красоту хохломской посуды, её красивый узор и необычное сияние, и взрослые и дети не могут оторвать взгляд от этой волшебной красоты. И мы с ребятами заинтересовались не только историю хохломы, но и захотели узнать кто же изготавливает такую красоту и как у них это получается.
Вначале мы с детьми изучали историю Золотой Хохломы, рассматривали различные иллюстрации, альбомы о изделиях хохломской росписи, читали стихи, сказки и рассказы о Хохломе. Далее мы просмотрели презентацию о том, как создаются изделия для росписи, как художники расписывают свои изделия необычной и удивительно неповторимой росписью. Познакомились с многообразием хохломской росписи.
На втором этапе ребята занимались проектной деятельностью: рисовали, лепили, занимались аппликацией, они узнавали как правильно распологать узор, как правильно писать хохломской узор, какие использовать цвета в своей работе и научились создавать композиции. Ребята в свободное время самостоятельно рисовали, повторяли узор, играли в разные дидактические игры, рассматривали журналы и иллюстрации с хохломской росписью. Воспитатели в группе провели консультации для родителей, опросили детей, что им особенно хочется узнать о хохломской росписи. Дети задавали много вопросов в ходе рассмотрения различных альбомов, но самый частый вопрос это был, как же правильно рисовать узор и ребятам хотелось узнать побольше о художниках.
Следующей идеей была создание в группе творческой группы из детей и их родителей. В ходе дискуссии мы узнали, что две родительницы нашей группы работают на фабрике, это Смирнова О.А, она работает бухгалтером и бывший работник Красильникова Н.В, она художница.
Родители вместе со своими детьми очень заинтересовались проектом и во многом нам помогали. Родители разделились на творческие группы.
- Журналисты.
Одна из родителей Смирнова О.А. помогла организовать для детей экскурсию на фабрику Хохломская роспись, она познакомила детей с работой фабрики, рассказала небольшую историю города Семенова и создание данной фабрики.
Рассказывала об изготовлении деревянных изделий раньше и в современных технологиях. Дети могли по - наблюдать, как изготавливают посуду из болванки и как ее готовят к дальнейшей росписи.
Ребята на фабрике выступали в качестве журналистов, они смогли познакомиться с настоящими художницами в цехе и задать им интересующие их вопросы. Ребята на перебой спрашивали, какую краску используют художницы, о технике росписи, почему они выбрали данную профессии и много другое.
Журналисты могли пройтись по всем цехам фабрики, даже побывали в цехе эксклюзивной продукции. Расспрашивали о знаменитых художниках фабрики, ребятам не только рассказали о них, о их работе и заслугах, но и показали изделия которые они расписывали на заказ. Смирнова О.А. рассказала детям, что каждый год в нашем городе проходит фестиваль Золотой Хохломы и поэтому изготавливается какой – нибудь символ фестиваля и вот расписать этот символ доверяют только лучшим художницам фабрики. Потом этот символ выставляю на главной площади города и все желающие могут им полюбоваться и оценить работу художницы.
- Дизайнеры.
Смирнова О. А. организовала для нас экскурсию в музей «Дом Семена Ложкаря» и «Музей Золотой Хохломы». Ребята там смогли побывать не только в роли художников, но и дизайнеров, смогли расписать своим индивидуальным узором лопатку. В «Музее Золотой Хохломы» ребят познакомили с историей краски, и какую краску для росписи использовали раньше и как ее изготавливали. Ребята узнали, очень много интересных фактов и смогли сами изготовить краску из обычных продуктов (черники, хны и свеклы). Ребята смогли использовать эту краску и разрисовать на листе бумаги «Перо Жар-птицы».
А в музее «Дом Семена Ложкаря», ребята смогли узнать историю о Семене Ложкаре и расписать современными красками себе необычную и индивидуальную лопатку. Ребята были в роли художников, учились держать кисть правильно, как настоящих художник фабрики и самым необычным подарком было для них это самая настоящая деревянная лопатка изготовленная на фабрике и расписанная ими. Такая экскурсия подарила детям радость и незабываемое воспоминания о экскурсии.
- Фотографы.
Двое детей захотели стать фотографами в нашей творческой группе и приготовили для нас небольшие фотокаллажи о своей семье и хохломе в жизни их семей. Красильникова Аня и Веселова Кристина приготовили не только фотографии, но и смогли защитить свои работы.
Веселова Кристина: Мы каждый год с моей семьей посещаем фестивали и фотографируемся у символа фестиваля. Хохлома для нас имеет большое значение, ведь она является символом нашего любимого города. А еще я с родителями очень люблю ходить в музей на экскурсии.
Красильникова Аня: Моя мама художница и она очень красиво расписывает хохломскую посуду, у нас ее очень много дома. Когда у нас собираются гости, то мама всегда выставляет сладости и угощения в хохломской посуде.
- Корреспонденты.
Корреспондентом у нас стала Красильникова Аня, она нам рассказала про свою маму Красильникову Н.В., которая работает художницей на фабрике.
В группе дети организовали пресс-конференцию для Красильниковой Н.В., на которой дети задали ей интересующие их вопросы и получали ответы. Наталья Владимировна представила ребятам ее индивидуальную персональную выставку своих работ, рассказала о них и объяснила, что такой рисунок неповторимый и лично ее. Рассказала, как к ней приходит вдохновение и как определяет, как будет писать свои изделия. Рассказала детям о том, чтобы стать художником, надо много и усердно учиться и, что у нее не сразу стало получаться, так красиво писать, но много терпения и труда помогли ей достигнуть таких хороших результатов.
Ребятам очень понравилось быть в роли журналистов, они были увлечены и игрой и задавали необычные и интересные вопросы. Все вопросы дети придумывали сами и они серьезно подошли к своей роли
Аня Кр.: моя мама Наталья Владимировна долгое время работа на фабрике «Хохломская роспись» художницей. Она научилась писать очень красивые изделия. На нашей выставке представлены ее лучшие работы, выполненные индивидуальной росписью.
Олеся: Скажите, пожалуйста, а почему вы выбрали данную профессию?
Н.В. Я с детства очень любила рисовать и рисовала даже на обоях дома, рисовала в свободное от школы время. Но больше всего мне нравилось расписывать деревянные изделия и я решила стать художницей. Когда я закончила школу, я поступила в художественный лицей и училась писать хохлому уже там.
Никита: А тяжело учится научится рисовать?
Н. В.: Учиться всегда не тяжело, главное, что бы было желание и тебе очень хотелось. По началу у меня тоже не получалось красиво расписать, но со временем и за годы долгой практики и работы у меня пишется легко и красиво.
Злата: А как вы решаете что будете рисовать на изделии?
Н.В.: Ребята хохлому не рисуют, а пишут. А так у меня все зависит от настроения, я всегда стараюсь сделать изделие ярким, неповторимым и необычным. Иногда я пишу изделия к кому либо празднику, тогда тематика определяется сама за себя, а иногда просто хочется, чтобы новое изделие отличалось от других своей неповторимостью и красотой.
Захар: Вам нравится ваша работа?
Н.В.: Я очень люблю рисовать, т.к. я работаю не на фабрике, то все свободное от работы и домашних дел время провожу над своими творениями. Ведь когда я рисую у4 меня всегда поднимается настроение и сою любовь и хорошее настроения я и стараюсь передать в рисунок, чтобы он получился солнечным и ярким.
Паша: Много вы написали хохломских изделий?
Н.В.: Пока я работала на фабрике, то много и я набралась опыта, а вот дома я занимаюсь письмом только в свободное время, поэтому не много.
Вероника: А вы часто организуете выставки своих работ?
Н.В.: Нет, если честно, это первая выставка. Все мои работы находятся дома и мои друзья и родственники любуются на них у меня дома. Но многие работы я использую в своем хозяйстве, накрываю на стол и использую для праздников.
Ребята, я для вас приготовила сюрприз, я дарю вашей группе и вам вот такой сундучок, расписанный мною и пусть он вас радует каждый день.
Гриша: А вы еще придете к нам?
Н.В.: Обязательно приду с новыми работами.
Вот такая необычная пресс-конференция у нас прошла в группе. Дети были очень довольны и получили много полезной и интересной информации.
На мой взгляд, данный метод работы, где большую роль берут на себя дети, приносит много пользы. Дети становятся раскованными, они заинтересованы в своей деятельности и хотят как много больше рассказать и узнать. Ребята на протяжении всего проекта делились своим мнениями, информацией и даже спорили, данный проект сплотил группу и позволил детям научиться находить разные пути решения в любой ситуации. Дети от данной игры получили много положительных эмоций и полезной информации, на мой взгляд это самое главное в работе с детьми.
Список используемой литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. исправ. и допол. – М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /В.В. Гербова, Н.Ф.Губанова, О.В.Дыбина и др. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.
- Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Н.Г.Зеленкова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников(Подготовительная группа)-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.
- Т.С.Комарова Детское художественное творчество.Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Л.Ю.Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.
- М.М.Борисова Малоподвижные игры игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет – 2-е изд., испр. и доп. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- В.В.Гербова Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Т.С.Комарва Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений: подготовительная к школе группа. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.
Использованные интернет ресурсы:
- Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей». http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/
- Консультация для родителей «Искусство Золотой Хохломы» http://nsportal.ru/detskiy-sad/
- Конспект НООД «Русская изба» http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/
- Конспект НООД «В гостях у Хохломы» http://sundekor.ru/kursovaya-2/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролево-игровой проект "Морское путешествие"
В нашем детском саду комбинированного вида для ЧДБ детей проблеме сохранения и укрепления детского здоровья уделяется особое внимание. Сохранение детского здоровья педагогическими ...
Ролево-игровой проект «Здоровый малыш »
Ролево-игровой проект «Здоровый малыш» направлен на сохранение здоровья воспитанников дошкольного учреждения. Предлагаемые материал направлен на развитие и укрепление эмоциональной сферы детей, воспол...
Ролево - игровой проект "Рождественские колядки" для дошкольников
Актуальность проекта В наши дни мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.С уверенностью можно сказать, ч...
"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"
"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...
«В гостях у сказки» театрализованная деятельность в диагностической группе. Проект средней продолжительности, групповой, ролевой - игровой, творческий.
Цель проекта: способствовать развитию социальных отношений ребенка посредством различных театрализованных игр....
Конспект сюжетно - ролевой игровой деятельности "Доктор"
Дети играют в игровой комнате. вдруг слышат, плачь (плачет зайчонок). Дети идут в сторону, откуда слышен плачь, видят зайчиху у которой в руках зайчонок, который очень сильно плачет. Дети интересуются...
- Мне нравится (1)