«В гостях у сказки» театрализованная деятельность в диагностической группе. Проект средней продолжительности, групповой, ролевой - игровой, творческий.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Баранова Татьяна Степановна

Цель проекта: способствовать развитию социальных отношений ребенка посредством различных театрализованных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 107» города Кирова

Тема проекта: «В гостях у сказки»

театрализованная деятельность в диагностической группе

                                                                 Воспитатель 1 квалификационной

                                                                 категории  Баранова Т.С.

2013- 2014 г.

Проект: средней продолжительности, групповой, ролевой - игровой, творческий.

Сроки реализации: октябрь 2013- май 2014 учебный год.

Актуальность проекта:

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

 Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театрализованная деятельность. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

 Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

         Все вышеперечисленное позволяет формировать у ребенка опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности и развитие социальных отношений.

 

Цель проекта: способствовать развитию социальных отношений ребенка посредством различных театрализованных игр.

Задачи проекта:

     

  • Развивать социальные навыки поведения;
  • привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
  • формировать представление о различных видах театра;
  • развивать речь, воображение и мышление;
  • помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру;
  • побуждать интерес к предлагаемой деятельности.

Ресурсное обеспечение:

  • настольные театры: «Теремок», «Колобок»;
  • пальчиковый театр: «Теремок», «Репка», «Курочка ряба»;
  • плоскостной театр: «Три медведя»;
  • костюмы к сказке «Маша и медведь»;
  • сюжетные картинки;
  • дидактические игры: лото «Сказки»,  «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок.

Участники проекта:

  • воспитатели;
  • учитель – логопед;
  • дети группы;
  • родители воспитанников;
  • педагог – психолог.

Ожидаемый результат:

  • дети должны научиться пользоваться разными видами театров;
  • сформировать у воспитанников умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
  • дети должны научиться взаимодействовать в процессе театрализованной деятельности.

     

Формы и методы реализации проекта

Раздел программы

Виды деятельности

Речь и речевое общение

  • рассказывание детьми сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса»,  «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке». Чтение стихотворений, потешек;
  • пение детских песенок «Два веселых гуся», «Песенка крокодила Гены», «Песенка Чебурашки», «Песенка мамонтенка»,
  • инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь»;
  • прослушивание звукозаписей детских сказки – «Маша и медведь».

Игровая деятельность

  • Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся»
  • Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «В театре»;
  • Игра «Превращение»;
  • Строительная игра «Теремок»;

Здоровье и физическое развитие

  • Комплекс утренней гимнастики – «Хомка - хомка хомячок», «Буратино», «Курочки», «Цветок», «Ветерок»
  • Подвижные игры -  «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки»
  • «Про продукты – полезные не полезные»

Изобразительная деятельность

  • Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»)
  • Лепка – колобок, волшебная палочка, снеговик, ежик, кит, заяц (сказки «Колобок», «Теремок»,  «Путаница», «Сказка об умном мышонке»)
  • Рисование – деревья, елка, домик (сказки «Маша и медведь».

Экологическое воспитание

Оформление стендов: «Здравствуй, Зимушка –зима!», «Приди, Весна Красная!».

Взаимодействие с родителями

  • Изготовление фигурок пальчикового театра, плоскостного театра, би-ба-бо
  • Пошив костюмов для театрализованной деятельности
  • Консультации на темы:

- «Театрализованная деятельность в детском саду»,

- «Театр как средство развития социальных отношений детей младшего дошкольного возраста»

Музыкальная деятельность

  • Слушание музыкальных произведений
  • Пение детских песенок
  • Разучивание танцевальных движений

Музыкальные произведения: 

«Колыбельная медведицы» Ю. Яковлев;

 «Песня Матроскина» Э. Успенский;

«Песенка о лете» Ю. Энтин;

 «Песенка мамонтенка»;

«Песня водяного» (из мультфильма «Летучий корабль»);

«Песенка паровозика «Ромашкино»;

«Песенка про Чебурашку»;

«Песня крокодила Гены».

Социальное развитие

  • Посещение кукольного театра с родителями;
  • Просмотр мультфильмов, диафильмов;
  • Итоговое мероприятие по проектной деятельности: театрализованное развлечение «Поляна сказок».

                                                                 

                                                                                    Приложение №1

Сценарий итогового мероприятия по проектной деятельности:

театрализованное развлечение

«Поляна сказок»

В одном из уголков группы стоят игрушки деда и бабы, а также курочки Рябы, мышки и золотого яичка. Чуть дальше оформлена сказка «Колобок». Посередине группы стоит дом – ширма, далее расположились герои сказки «Теремок» и непосредственно сам теремок.

Ход развлечения:

- Здравствуйте, дети. Как хорошо, что вы пришли сегодня на  «поляну сказок». Здесь сегодня произойдет много интересного. Ребята, идите за мной (идем к 1 сюжету).

- Кто здесь живет? (Ответы детей). Верно,  дед и баба. И у них есть, курочка Ряба, а что им снесла курочка? А какое яичко? Верно, золотое. А теперь вы мне скажите, как называется эта сказка?                                                                                                                   (Похвалив детей, предлагаю посмотреть и назвать героев следующей сказки (2 сюжет).

- Какие герои живут в этой сказке?

- Правильно, колобок и лиса. А кто испек колобок? От кого ушел колобок? Кого встретил колобок? Правильно, зайца, волка, медведя. А какую песенку он им пел? Дети исполняют песенку колобка. Кто обхитрил и съел колобка? Конечно же, лиса. И называется сказка…? (Ответы детей). Молодцы!

-Посмотрите, какой интересный домик в лесу стоит. Какие интересные жители в этом домике! И все дружно живут и весело. Назовите их всех по порядку. (Ответы детей).

Каждый раз, как только дети неправильно называют персонаж, даю точное его определение: зайка – попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок, мишка - топтыжка.

- Мы рассмотрели в этом домике всех. А теперь вспомните, как называется сказка?  Правильно, «Теремок», вот он каков терем-теремок. Вы молодцы много сказок знаете.

-А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Раздувайся пузырь». (Играем  2 раза. В это время переодеваются дети - участники следующей сказки. А я надеваю на плечи платок и превращаюсь в бабушку-сказочницу. Детям предлагаю сесть на стульчики около сказочного домика.

Когда дети рассядутся, открываю окошко и начинаю свой рассказ.)

- Здравствуйте, детишки! Я бабушка-сказочница. Сегодня  я вам расскажу сказку, но не просто расскажу, а покажу, сказка называется «Репка», исполнят её дети нашей группы. (Начинаю рассказывать, а дети - артисты под мой рассказ показывают сказку.)

-Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Артисты и бабушка-сказочница кланяются. Рассаживаются на свои места, действие продолжается.

-Вы уже отгадали сказки по сюжетам, посмотрели сказку «Репка», а сейчас отгадайте сказки  по картинкам. (Показываю картинки из сказки «Волк и семеро козлят». Если дети затрудняются, то читаю небольшой отрывок.

Далее читаю отрывок из сказки «Три медведя», которую дети должны тоже отгадать.

Дети еще раз обходят поляну. Пока они обходят поляну, выставляется             «Чудо-дерево» все в конфетах.)

- Пока мы были на поляне сказок, здесь выросло «Чудо-дерево». Не листочки на нем, не цветочки на нем, а вкусные конфеты. А что еще может вырасти на «Чудо - дереве»? (Калоши, ботинки, штанишки, гамаши).

- Молодцы, помните! А сейчас подходите к «Чудо - дереву» и угощайтесь конфетами.

Приложение

Сценарий русской народной сказки «Репка» для 2 мл. группы

Действующие лица:

Бабушка-сказочница, Дед, Бабка, Внучка, Собачка Жучка, Кошка, Мышка, Репка.

Бабушка-сказочница:

«Жили-были дед с бабкой. Как-то раз посадил дед репку» (держась за руки, выходят дед с репкой, дед репку «сажает»)

«Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет - потянет, вытянуть – не может. Позвал дед бабку»

Дед:

«Бабка! Пойдем репку тянуть!» (выходит бабка, держится за поясницу, кряхтит – ой-ой)

Бабушка-сказочница:

«Стали они репку вместе тянуть – дедка за репку, бабка за дедку – тянут, потянут, вытянуть – не могут. Позвала бабка внучку»

Бабка:

«Внучка! Пойдем репку тянуть!» (выходит внучка вприпрыжку, ручки на юбочке, поет песенку – ля-ля-ля)

Бабушка-сказочница:

«Стали они репку втроем тянуть – дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку – тянут, потянут, вытянуть – не могут. Позвала внучка Жучку»

Внучка:

«Жучка! Пойдем репку тянуть!» (выходит собачка Жучка, гавкает аф-аф-аф)

Бабушка-сказочница:

«Стали они вчетвером репку тянуть – дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку – тянут, потянут, вытянуть - не могут. Позвала Жучка кошку»

Жучка:

«Кошка! Пойдем репку тянуть!» (выходит кошка, мяукает мяу-мяу-мяу)

Бабушка-сказочница:        

«Стали они репку впятером тянуть: дедка за репку, бабка за дедку, внучка а бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку - тянут, потянут, вытянуть – не могут. Ух, устали!» (проводят по лбу рукой, тяжело вздыхают)

«Позвала кошка мышку»

Кошка:

«Мышка! Пойдем репку тянуть!» (выбегает мышка на носочка, пищит  пи-пи-пи)

Бабушка-сказочница:

«Стали они репку все вместе тянуть: дедка за репку, бабку за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку. Тянут, потянут, тянут, потянут – вытянули репку!»

«Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!»

(актеры поворачиваются к зрителю лицом, берутся за руки, поднимают руки вверх - кланяются)

Приложение

Сценарий сказки «Маша и медведь».

Вед. Заблудилась в тумане деревня,

        Поднимается солнце в зенит

        На высоком пригорке деревня,

        Посредине пригорка стоит,

        А в той деревне:

        Жили - поживали горя, бед не знали дедушка и бабушка,

        Маша – внучка лапушка.

(В зал вбегает Машенька, целует бабушку и дедушку)

Вед. Машенька всегда была добродушна , весела

Деда с бабой уважала и во всем им  помогала.

(Машенька берет веник и подметает.)

Машенька. Я у бабушки живу, я у дедушки живу

Им во всем  конечно помогу, в доме чисто приберу,

Пол везде я подмету.

Потому что очень их  люблю. (Ставит веник.)

Баб. (гладит внучку по голове.)

 Ай да Машенька, ай да умница!

Все прибрала, подмела.

Дед. А теперь сядь, попей с нами чай.

(маша присаживается за стол.)

А можно я в лес с подружками пойду?

Баб и дед. Что ты милая заблудишься.

Маша. Нет,  я от подружек не отстану.

        Ну пожалуйста!

Подружки. Ну подруженька, скорей, собирайся веселей.

Хоровод : (Подружи расходятся, Маша остается одна.)

Вед. Малину Маша собирала от подруг своих отстала.

Глядь по сторонам, только елки тут и там.

(Маша садиться на пенек и плачет. Выскакивают зайцы.)

1й. Я зайчонок самый смелый.

2й.Я зайчонок самый белый.

3й. Я зайчонок самый умный.

4й.Ну а я конечно шумный.

Вместе. Не плачь Машенька,

Здесь в лесу стоит избушка

Мы тебя проводим к ней.

(Провожают Машу к избушке.)

Маша. Тук – тук - тук!

Кто здесь в домике живет?

Кто мне двери отопрет?

Медведь. Это кто меня поднял?

Кто спокойно спать не дал?

Маша. Это я, Машенька,

В лесу малину собирала

От подруг своих отстала.

Медведь. Ну коль в лес ко мне пришла

Будешь жить ты у меня.

Будешь кашу мне варить,

Будешь печку мне топить.

Вед. Что же делать как мне быть?

Как медведя обхитрить?

Чтобы Машу отпустил,

Да в деревню проводил!

Вед. Ребята, а  вы знаете, как Маше можно помочь?

Дети. Нужно пирожков напечь.

Маша. Спасибо, так я и сделаю!

Вед. А мы Машенька, тебе поможем.

Физминутка «Лепим пирожки»

Вед. У Маши пирожки румяные да вкусные.

  1. Й Ночью нас  Маша пекла
  2. Й Спать не ложилась она
  3. Й И пирожков напекла
  4. Й Не сосчитать никогда.

Вместе. А теперь ,а теперь в короб полезай скорей.

Маша. Скоро Мишенька придет,

Пирожки мои возьмет,

А я в короб влезу,

Пирожки себе на голову поставлю.

(Маша уходит с пирогами за ширму.)

Возвращается медведь с дровами.

Медведь. Маша уже и пирожков напекла,

Отнесу их в деревню бабушке и дедушке.

( Берет короб  и идет по залу.)

Ох устал, сяду на пенек, съем пирожок.

Маша из-за ширмы. Не садись на пенек,

Не ешь пирожок, неси бабушке , неси дедушке.

Медведь. Вот какая  глазастая, высоко сидит,

Далеко глядит. (Встает и идет по лесу.)

Ох, устал! Сяду на пенек ,съем пирожок.

Маша. Не садись на пенек, не ешь пирожок,

Неси бабушке, неси дедушке.

Медведь. Вот какая глазастая ,

Высоко сидит, далеко глядит.

( Встает, идет по лесу, подходит к домику, ставит короб.)

Вед. Дети, а кого боится медведь?

Дети. Собак.

Вед. А как лают большие собаки?

Дети. Гав, гав!

Вед. А как тяфкают маленькие щенки?

Дети. Тяф! Тяф!

Вед. А давайте вместе поможем собаке прогнать медведя.

( Выбегает собака, лает, ей помогают дети.)

Вед. Медведь бросил короб у крыльца, испугался и убежал.

(Баба и дед открывают короб.)

Ай, да Машенька, ай да молодец! Вылезай скорей!

Вед. Герои доброй сказки нас удивить старались.

Сегодня вместе с нами, они желают всем,

Чтоб все почаще улыбались и не старились совсем.

А ты Миша не серчай с нами польку начинай.

Танец « Дружба»

                                                                                                Приложение №4

Подвижные игры, гимнастика

Хомка

Хомка, Хомка, хомячок –      (наклоны в стороны, руки на поясе)

Полосатенький бочок!           (гладим себя по бокам)

Хомка рано встает,                 (тянемся вверх)

Шейку моет, щечки трет.       (массажируем шею, щеки)

Подметает Хомка хатку         (махи рукми)

И выходит на зарядку:

1, 2, 3, 4, 5!                               (упражнения на выбор воспитателя)

Хочет Хомка сильным стать! (выпрыгиваем вверх, хлопаем над головой)

        

Буратино

Буратино потянулся,               (тянемся вверх)

Раз нагнулся, два нагнулся.    (наклоны вперед)

Руки в стороны развел –          (руки в стороны)

Видно ключик не нашел.         (руки на пояс, качаем головой)

Чтобы ключик нам достать,    (проговариваем слова шепотом)

Надо на носочки встать!          (выпрыгиваем вверх, хлопки над головой)

Ветерок

Ветер дует нам в лицо,         (махи руками по направлению к себе)

Закачалось деревцо.              (руки вверх, наклоны в стороны)

Ветер тише, тише, тише.      (руки в стороны, приседаем)

Деревцо все выше, выше!     (выпрыгиваем, высокие прыжки на месте)

Цветок

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок.

(Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

(Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Мыши водят хоровод

Мыши водят хоровод,

На скамейке дремлет кот.

Тише мышее, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот

Разобьет ваш хоровод!

(дети водят хоровод вокруг одного ребенка - «кота», на последней строчке кот просыпается, мышки убегают от него)

У медведя во бору

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И меня рычит!

Лукошко опрокинулось

(дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко)

Медведь за нами кинулся!

(Дети разбегаются, а "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем")

Гуси

Гуси, гуси! - Га-га-га.

Есть хотите? - Да-да-да.

Так летите же домой!

Нет-нет-нет,

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Зубы точит,

Съесть нас хочет.

Ну летите как хотите,

Только крылья берегите!

(На последних словах дети машут руками – «крыльями» и бегут к воспитателю, уворачиваясь от «волка»)

Смелые мышки

Вышли мыши как-то раз                 (водят хоровод)

Посмотреть, который час.

Раз – два – три - четыре,                  (4 хлопка)

Мыши дернули за гири.                   (руки сверху резко опустить вниз)

Вдруг раздался страшный звон!           

Убежали мышки вон.                       (разбегаются в стороны)

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(дети подносят ладони к голове, шевелят ими, поворачиваясь вправо и влево)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

(дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

(Все прыгают на одном месте)

Зайку волк испугал!

(«волк» рычит)

Зайка тут же убежал!

(Дети разбегаются врассыпную)

Лиска-лиса

Лиска-лиса,                      (водят хоровод вокруг «лисы», дразнят ее)

Девья краса!

Рыжий хвост,

Долгий нос!

Ну-ка, поймай меня!       (убегают от лисы)

                                                                                      Приложение №2

                                      Консультация на тему:

«Театрализованная деятельность в детском саду»

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

    Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

    Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

           «Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».                           Б. М. Теплов

Построение среды для театрализованной деятельности.

    Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

  • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • Особенности его эмоционально-личностного развития;
  • Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • Возрастные и полоролевые особенности;

       Театр и родители

    Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

     Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

     Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

                                                                                              Приложение №3

                                     Консультация на тему:

"Театр как средство развития социальных отношений детей младшего дошкольного возраста"

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!                                                                            

                                                                                                        С. И. Мерзлякова

Для младших школьников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией.

Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно  взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж - решать вам и вашему ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.

В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка.

Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к ее рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине - кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у сказки" Театрализованное занятие в старшей группе.

Театрализованная игра является огромным стимулом для развития речи ребенка и ее совершенствования в ненавязчивой форме. Ведь театр-это ига, а в игре дети прежде всего общаются, а общение является необ...

«В гостях у сказки» - театрализованное занятие – 2 младшая группа

Задачи: 1. Развитие речевой активности.2. Приобщать детей к театрально-исполнительской деятельности.3. Учить строить диалог.4. Приобщать детей к театральной культуре,5. Знакомить с разными видами теат...

Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Актуальность проекта:Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, п...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

ПРОГРАММА дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная деятельность в детском саду.

ПРОГРАММА  дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная  деятельность в детском саду....

Проект «В гостях у сказки». театрализованная деятельность в средней группе

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувство...