Конспект тематического утренника в рамках недели толерантности «Поделись своей добротой» с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кузьмина Наталья Владимировна

Тематический утренник, в ходе которого у воспитанников формируется толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями, воспитывается бережное отношение к своему и чужому здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podelis_svoey_dobrotoy.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 компенсирующего вида  Невского района Санкт-Петербурга

Конспект тематического утренника в рамках недели толерантности «Поделись своей добротой»

 с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Составила

 воспитатель Кузьмина Наталья Владимировна

Санкт-Петербург

2015

Цель: воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

образовательные:

  • расширить представление детей о людях с ограниченными возможностями здоровья – слабовидящие, незрячие;
  • познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;
  • подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательными и терпимыми к слабовидящим, незрячим людям.

развивающие:

  • развивать координацию движений и ориентировку в пространстве через игровую ситуацию "Переведи через дорогу";
  • развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кисти посредством игр "Узнай товарища", "Узнай букву",
  • развивать слух посредством игры "Угадай звук"
  • пополнять, уточнять и активизировать словарный запас.

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью;
  • формировать доброжелательное отношение к слабовидящим, незрячим людям, стремление им помогать;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми посредством игровой деятельности.

Современные образовательные технологии.

I. Здоровьесберегающие технологии.

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья.

- пальчиковая гимнастика, речь с движением,

- фонопедическая гимнастика по методу В. Емельянова

  1. Технология обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ).

- зрительная гимнастика

  1. Коррекционные технологии.

- артикуляционная гимнастика, зеркальное рисование

II. Игровые технологии (дидактические игры и упражнения, театрализованные игры)

III. Технологии сотрудничества.

IV. Информационно-коммуникативные технологии

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, разметка для "Пешеходного перехода", шарфы для 1/2 группы, объемные буквы, звуки (падающая монета, скрип двери, рычание льва, вой волка, жужжание мухи, шум дождя), маленький фонарик.

Ход занятия

        I. Чтение стихотворения:

Глаза у Вари – карие,
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно...

Наталия Орлова

        II. Беседа.

Воспитатель. Закройте глаза. Что вы видите? Какие чувства испытываете?

Дети. Ничего. Темно. Страшно.

Воспитатель. Да, ребята, вы не видите своих товарищей, игрушек, книжек. Вокруг вас только темнота. И даже страшно стало. Откройте глаза. Среди окружающих нас людей встречаются люди совсем ничего не видящие или незрячие. 13 ноября отмечается Международный день слепых. Международный день слепых – это не праздник. Это способ напомнить всем, что рядом с нами живут незрячие люди, и жить им несравнимо сложнее, чем нам. 

III. Игровая ситуация "Узнай товарища" 

Воспитатель. С какими трудностями они сталкиваются ежедневно, мы постараемся сейчас узнать. Для этого давайте встанем в круг. Один человек встанет в центр. Ему мы завяжем глаза.

(Обращаясь к водящему) Ты должен узнать на ощупь, кто стоит перед тобой. (Повторить еще с одним ребенком в роли водящего)

Воспитатель. Трудно было угадывать?

Дети. Да (нет).

Воспитатель. Почему тебе было трудно угадать?

Дети. Ничего не было видно, Я не знал(а) кто стоит передо мной.

Воспитатель. Да, я согласна с теми ребятами, которым было легко узнать товарищей, потому что они хорошо  знают  друг друга и догадались по одежде, по прическе. Но некоторым все равно было тяжело понять, кто перед ним. А незрячие люди не могут подойти к незнакомому человеку и узнать его на ощупь, это запрещают правила этикета. Итак, подумайте и скажите, с какой трудностью сталкиваются незрячие люди?  

Дети. Они не видят того, кто стоит перед ними, и не знают, что делать.

Воспитатель. А как вы думаете, чем можно ему помочь?

Дети. Назвать свое имя, представиться.

Воспитатель. Правильно, незрячий человек не видит своего собеседника и ему нужно помочь, назвать себя. А еще взять его за руку, так он будет чувствовать себя спокойнее,  увереннее. Возьмитесь за руки, почувствуйте друг друга. Так гораздо легче общаться. (Дети берутся за руки). 

IV. Беседа "Незрячие люди и дорога"

Воспитатель. Слабовидящие и незрячие люди ходят с белой тростью, с помощью которой они находят препятствия на дороге. (Слайд "Переход дороги незрячим человеком")

Для них  на улицах устанавливают «говорящие» светофоры и светофоры-звонки. Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Около него обычно висит знак,  предупреждающий водителей о том, что дорогу может перейти слабовидящий или незрячий пешеход. (Слайд "Дорожный знак")

Скажите, а вам не встречались такие пешеходные переходы? (Ответы детей). Если вы окажитесь вместе с родителями около такого пешеходного перехода, посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь, возможно, необходимо кому-то помочь перейти дорогу.

V. Игра "Переведи через дорогу".

Воспитатель. Представим себе эту ситуацию. Разбейтесь на пары и встаньте друг за другом. Один из вас будет незрячим, а другой - его помощником, который переведет через дорогу по пешеходному переходу и посадит на стул. (Завязать глаза одному из пары)

Воспитатель. (Вопрос к тем, кто не видел) Смогли бы вы без помощника перейти дорогу? Помогли вам сопровождающие?

А еще специально для слабовидящих и слепых людей дрессируют собак-поводырей, которые везде их сопровождают и  служат для них глазами.

VI. Беседа "Как сохранить хорошее зрение"

        Воспитатель.  Еще больше среди окружающих нас людей не слепых, а просто с плохим зрением. Они носят очки.  Как называют людей, которые плохо видят?

Дети. Очкарики, плоховидящие.

        Воспитатель.  Очкарики – это обидное прозвище, не стоит так называть людей с плохим зрением. Правильнее их назвать слабовидящие. Люди в очках - такие же, как и все и даже выглядят серьезнее, чем люди без очков.

        Давайте подумаем, что нужно и чего нельзя делать, чтобы сохранить хорошее зрение?

Дети. Правильно питаться, заниматься спортом - особенно теннисом, бадминтоном и плаванием, защищать глаза от солнца, нельзя долго смотреть телевизор - не более 20 мин, не сидеть близко от телевизора, не читать в темноте, и т.д.

        VII. Гимнастика для глаз.

        Воспитатель.  А еще, чтобы сохранить хорошее зрение нужно делать гимнастику для глаз.

Мы устали все чуть - чуть.

Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

В тишине представить море,

Свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна,

А в округе тишина.

Наши глазки так устали,

Мы писали, рисовали,

Встанем дружно по порядку,

Сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно

Поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо.

Повторяем все еще.

        VIII. Игра "Узнай букву".

        Воспитатель. Посмотрите, что делает девочка? (Слайд  "Девочка читает книжку".)

        Дети. Читает, думает, смотрит на кого-то.

        Воспитатель. На самом деле девочка читает, только для незрячих людей печатаются специальные книги. Вместо букв в таких книгах – выпуклые точечки, которые можно почувствовать пальцами. Посмотрите, каждой букве соответствует определенное количество точек и расположены они по-разному. (Слайд "Шрифт для книг незрячих людей").

        Давайте и мы попробуем угадать буквы на ощупь, с закрытыми глазами. (Завязать глаза двум  детям и подвести к столу). Выберите букву, потрогайте ее руками и постарайтесь узнать. Повернитесь к товарищам, назовите букву. Так же поиграть с еще несколькими детьми или гостями.

Слушать книжки можно и на дисках. Скажите, а вы можете слушать книжки на дисках?

Дети. Да. Мы слушаем в группе. 

Воспитатель. Замечательно, наверное, такие же сказки слушают и незрячие дети. А еще у слабовидящих людей отличный слух. А какой слух у вас, мы сейчас проверим.

IX. Игра "Что за звук?"

Воспитатель. Поиграем в игру "Что за звук?" (включать поочередно звуки природы и окружающих предметов).

X. Итог.

        Воспитатель. О каких людях, живущих рядом с нами, беседовали?

        Дети.  О слепых, слабовидящих людях.

Воспитатель. Да, мы сегодня многое узнали о слабовидящих или

незрячих людях, которые живут рядом с нами, ходят по улицам, читают книги, учатся, ходят по магазинам. Я надеюсь, что вы не забудете при встрече с ними о том,  что им нужна наша помощь. Но добрые поступки и слова нужны не только таким людям, но и всем нам. Давайте опять станем в круг и, передавая кусочек света, подарим друг другу добрые слова.

Литература:

Кравцова А.М. Познакомься – подружись // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2010. - № 1. – вкладыш «Мы вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  Сентябрь октябр...

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В содержании рабочей программы деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к организации кор...

Перспективный тематический план по (ФЦКМ) «Ознакомлению с предметным и социальным окружением», «Ознакомление с природой в детском саду» в старшей (5-6) группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2020-2021 учебный

Перспективный тематический план по (ФЦКМ) «Ознакомлению с предметным и социальным окружением», «Ознакомление с природой в детском саду»в старшей (5-6) группе компенсирующей - н...