Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Мы все равны»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Материал направлен на воспитание терпимого отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и формирование готовности им помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_my_vse_ravny_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение – детский сад №9  комбинированного вида г. Орла

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности на тему:

«Мы все равны»

(духовно-нравственное воспитание  детей дошкольного возраста

в рамках инклюзивного проекта)

(старший дошкольный возраст)

Орел-2016

Цель: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать.

Задачи:

образовательные:

  1. расширить представление детей о людях с ограниченными возможностями здоровья – слабовидящие, незрячие;
  2. познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;
  3. подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательными и терпимыми к слабовидящим, незрячим людям.

развивающие:

  1. развивать координацию движений и ориентировку в пространстве через игровую ситуацию «Слепой и поводырь»;
  2. развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кисти посредством игр «Узнай на ощупь», «Магазин» и ознакомление с буквами из шрифта для незрячих людей.
  3. пополнять, уточнять и активизировать словарный запас.

воспитательные:

  1. формировать доброжелательное отношение к слабовидящим, незрячим людям, стремление им помогать;  
  2. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Оборудование:  компьютер, мультимедийная презентация «», набор муляжей «Овощи-фрукты», шарфы  для ½ детей группы, 2 корзинки, 2-3 длинные веревки, буквы из  пластилина – шрифт для незрячих людей.

Ход беседы:

На экране компьютера высвечивается слайд «Больница». Воспитатель подзывает к себе детей. Ребята, посмотрите, куда нас сегодня приглашает компьютер? В больницу.  На приеме у какого врача мы уже были? Отоларинголога. Что мы узнали в кабинете врача-отоларинголога? Мы узнали о людях, которые страдают тугоухостью или глухотой и как им нужно помогать. Высвечивается второй слайд «Дверь с нарисованными очками».  Посмотрите, к какому врачу на прием мы отправимся сегодня? (Если дети не могут ответить, то воспитатель сам сообщает детям). Мы сегодня идем на прием к врачу-офтальмологу. Кто знает, лечением какого органа занимается офтальмолог? Глаз, зрения.Почему люди обращаются к врачу офтальмологу? Они плохо видят. Им прописывают очки, лекарства для лечения зрения. Среди окружающих нас людей тоже есть люди с плохим зрением. Они носят очки.  Как называют людей, которые плохо видят? Очкарики. Плоховидящие. Очкарики – это обидное прозвище, не стоит так называть людей с плохим зрением. Правильнее их назвать слабовидящие. Среди окружающих нас людей встречаются и люди совсем ничего не видящие или незрячие. Закройте глаза. Что вы видите? Какие чувства испытываете? Ничего. Темно. Страшно. Да, ребята, вы не видите своих товарищей, игрушек, книжек. Вокруг вас только темнота. И даже страшно стало.  Откройте глаза.  

Тяжело жить слепым людям. С  какими трудностями они сталкиваются ежедневно, мы постараемся сейчас узнать. Для этого нам необходимо разбиться на две группы. Одной группе детей, мы завяжем глаза. Они будут узнавать на ощупь, кто стоит перед ними. (Дети помогают воспитателю завязывать глаза   и перемешиваются. Игровая ситуация «Узнай на ощупь» проводится в парах.  После того, как дети узнали на ощупь своих сверстников, они меняются местами).  Трудно было угадывать? Да, нет. Почему тебе было трудно угадать? Ничего не было видно, Я не знал(а) кто стоит передо мной. А тебе легко? Я узнал ее по бантикам, прическе,… Да, я согласна с теми ребятами, которым было легко узнать товарищей, потому что вы хорошо  знаете  друг друга, и с теми, которым было трудно, они ответственно подошли к заданию и очень боялись ошибиться. Итак, подумайте и скажите, с какой трудностью сталкиваются незрячие люди?  Они не видят того, кто стоит перед ним, и не знают что делать. Им трудно узнать этого человека, мальчик это или девочка, а может быть взрослый. А как вы думаете, как ему помочь? Назвать свое имя. Сказать мальчик я или девочка. Правильно, незрячий человек не видит своего собеседника и ему нужно помочь, назвать себя. А еще взять его за руку, так он будет чувствовать себя спокойнее  увереннее. Возьмитесь за руки, почувствуйте друг друга. Так гораздо легче общаться. (Дети берутся за руки. Затем воспитатель предлагает детям сесть на стульчики).

А теперь мне нужны два добровольца, с которыми мы поиграем в игру «Магазин». (На отдельном столе разложены муляжи фруктов и овощей, желательно с мягкой шероховатой текстурой. Корзинки.). Вы сейчас отправитесь в магазин «Фрукты-овощи». Тебе (имя ребенка) мама поручила купить фрукты, а тебе (имя ребенка)  – овощи. Но покупать вы их будете с завязанными глазами. Основное правило игры – детям, сидящим на стульях не подсказывать. (Воспитатель завязывает глаза детям и по одному отводит их за руку к столу. Игра начинается по команде). Молодцы, выполнили поручение мамы, давайте проверим содержимое ваших корзинок. Сначала провериму тебя (имя ребенка). Ребенок поочередно достает из корзины муляжи  проговаривает, что он не правильно купил. (Аналогично проверяют вторую корзину). Ребята, почему же ошиблись (имена детей)? Им ничего не было видно, и никто им не подсказал. Правильно ребята ответили? Расскажите, что вы чувствовали, когда выбирали фрукты, овощи. (После ответов детей приободрить их, сказать, что и другие дети, да и сам воспитатель ошибся бы, похвалить за смелость. Отметить, что с остальные дети поиграют позже.) Так с какими еще трудностями сталкиваются незрячие люди? Умение выбирать продукты. Им ничего не видно, они могут перепутать все и купить не то, что нужно. А еще их нужно в магазин отвести, потому что им не видно дороги.

Если дети не скажут о необходимости сопровождения незрячих людей, то воспитатель проговаривает сам. Высвечивается слайд показывающий переход дороги незрячим человеком. Для слабовидящих и незрячих людей  на улицах устанавливают «говорящие» светофоры и светофоры-звонки. Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Около него обычно висит знак,  предупреждающий водителей о том, что дорогу может перейти слабовидящий или незрячий пешеход. Скажите, а вам не встречались такие пешеходные переходы? (Ответы детей). Если вы окажитесь вместе с родителями около такого пешеходного перехода, посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь, возможно, необходимо кому-то помочь перейти дорогу.

А еще специально для слабовидящих и слепых людей дрессируют собак-поводырей, которые везде их сопровождают и  служат для них глазами. (Показывается слайд «Собака-поводырь»).

Ребята, давайте вспомним, как мы разбивались на две группы и поиграем в игру «Слепой и поводырь». (На свободном пространстве группы раскладываются 2-3 длинные веревки). Помогите друзьям завязать глаза – они будут незрячие люди, а вы – поводыри. Вы должны провести своих товарищей по веревке так, чтобы они не оступились и вовремя поворачивали на поворотах. Аккуратно проведите своих товарищей к веревкам и начинайте движение. (Воспитатель следит за ходом игры, помогает и регулирует движение детей. За тем дети меняются местами). Что вы испытывали, когда были поводырями? Боялись, что дети оступятся, упадут. А когда были незрячими людьми? Было страшно, не знал(а) куда идти.  Вот поэтому так важно быть внимательными и понимать трудности, с которыми сталкиваются слабовидящие или незрячие люди.(Дети садятся на стульчики).

Показывается следующий слайд «Девочка читает книжку». Посмотрите, что делает девочка? Читает, думает, смотрит на кого-то, … На самом деле девочка читает, только для незрячих людей печатаются специальные книги. Вместо букв в таких книгах – выпуклые точечки, которые можно почувствовать пальцами. Посмотрите, каждой букве соответствует определенное количество точек и расположены они по-разному. (Показывается слайд «Шрифт для книг незрячих людей). Дети рассматривают его. А теперь я хочу вам показать несколько таких букв. (Подходят к столу, где находятся буквы). Потрогайте их, какие они выпуклые, незрячему человеку удобно их различать и читать.

А еще незрячие люди пользуются компьютерами, для этого существуют определенные голосовые программы, рассказывающие обо всем, что появляется на экране. Можно слушать, учиться и работать. (Показывается слайд «Ребенок сидит за компьютером»).

Слушать книжки можно и на дисках (Слайд «Ребенок в наушниках»). Скажите, а вы можете слушать книжки на дисках? Да. У меня есть… Замечательно, наверное, такие же сказки слушают и незрячие дети.  

Высвечивается слайд «Закрытая дверь». Вот и закончилось наше приглашение компьютера в больницу. Вспомните, у какого врача мы сегодня были на приеме? О каких людях, живущих рядом с нами, беседовали. Что вы можете рассказать о них. (Воспитатель, выслушивая ответы детей, наводящими вопросами, наталкивает их на более полные ответы, отражающие и трудности с которыми встречаются незрячие люди, и то, как им можно помочь). Вот как много вы узнали о слабовидящих или незрячих людях, которые живут рядом с нами, ходят по улицам, читают книги, учатся, ходят по магазинам. Я надеюсь, что вы не забудете при встрече с ними о том,  что им нужна наша помощь. Мне очень понравилось……, особенно… (Воспитатель дает оценку деятельности детей). Молодцы, спасибо.

Использованная литература:

  1. Кравцова А.М. Познакомься – другом стань / А. М. Кравцова, А. В. Кукуруза // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2010. - № 1. – вкладыш «Мы вместе».
  2. Никифорова Л. А. Хотим быть добрыми / Л. А. Никифорова, В. В. Трихункова // Ребенок в детском саду. – 2008. - № 3. – С. 50-56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектнепосредственно-образовательной детельности по физической культуре на тему: "Весёлые воробушки"

Цель: Учить детей прыжкам через предметы (шириной 15-20 сантиметров).  Закреплять ходьбу между предметами; ходьбу по кругу;  ходьбу по гимнастической скамейке. Продолжать развивать интерес к...

Конспект НОД по ФЭМП на тему "Деление на равные части"

Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Познание» (Формирование элементарных математических представлений) «Сказка про Геометрика» (для старшего дошкол...

Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»

1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...

Конспект занятия по математике в младшей группе на тему "Сравнение двух равных групп предметов. Ориентировка на теле. "

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки....

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе на тему: «Сравнение две равные и неравные группы предметов» Предпросмотр

Программное содержаниеОбразовательные задачи: Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше, ме...