Программа по социально - личностному развитию детей дошкольного возраста "Дружба начинается с улыбки"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Создание условий для формирования положительных взаимоотношений между сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_druzhba_nachinaetsya_s_ulybki.docx | 77.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 7
«ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»
Автор составитель:
Воспитатель первой категории
Леонтьева Елена Викторовна
Пояснительная записка
Введение
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Поэтому задачей дошкольного учреждения и школы является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с воспитанием и развитием детей: С.И. Семенака, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Б. Эльконин – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы семейного воспитания. Следовательно, в условиях ДОУ и школы у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я».
Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности. Эмоционально – аффективная сфера , зафиксированная в памяти и отражённая в речи, является основой осознания и развития «Я-концепции» личности ребёнка. Самоощущения, самовыражение, самооценка, самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-экспрессивной деятельности, организованной специалистами.
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее
быстро. Л. Н. Толстой писал: « От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».
Дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя иерархию мотивов и первичные этические нормы. Деятельность личности регулируется соподчинёнными мотивами и этическими нормами и правилами. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не только цели, сколько средств и способов её осуществления – важное психологическое обеспечение развития личности ребёнка.
Актуальность темы:
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
По мнению психолога Л.И.Катаевой, застенчивость - сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия - от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов. Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.
Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:
- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
- невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся "недостаток". Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксации внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Для того чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Эмоции детей дошкольного возраста хотя и ярки, но очень ситуативны и неустойчивы. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях. Эмоции младших дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимися членами семьи, обычно вообще не бывают длительными.
На протяжении дошкольного детства эмоции ребёнка приобретают глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать подлинную заботу о близких людях, альтруистические поступки, направленные на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.
Одно из главных направлений развитий эмоций в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. «Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребёнка. Ребёнку трёх лет уже приятна похвала взрослых, его огорчает порицание.
Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления эмоций. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трёхлетнего, пяти - шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть страх и т.п. Он усваивает «язык эмоций» – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
Общение с взрослыми и со сверстниками учит ребёнка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. К пяти годам сформировываются некоторые сознательно контролируемые выражения, например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремлённым в глаза взрослому, когда в действительности ребёнок что-либо утаивает. Однако в целом мимические реакции ребёнка до шести лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга.
Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребёнка утвердиться в своих моральных качествах. Ребёнок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки. Возникнув в процессе общения со взрослыми, потребность в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше всех». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников.
Осваивая социальное пространство – условия развития и бытия человека, которые определяются значениями и смыслами его прав и обязанностей, накапливая определённые знания о них, ребёнок ещё долго не осознает их значение. Поведение дошкольника меняется от ситуаций, в которых руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникшая иерархия мотивов придаёт определённую направленность всему поведению ребёнка. По мере её развития проявляется возможность оценивать не только определённые поступки ребёнка, но и его поведение в целом.
В условиях ДОУ у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих и переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и в общении со сверстниками простроить свой образ, структуру «Я». Этот процесс сопровождается отделением себя и своей деятельности от взрослого и детей.
Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности.
Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на эмоционально – личностное развитие ребенка в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование адекватной самооценки ребёнка, развивает его эмоциональную произвольность, с другой стороны – учит конструктивным способам управления собственным поведением, что во многом определяет степень готовности ребёнка к обучению в школе.
Программа разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Детство» (Под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова).
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это интегрированные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.
Цель программы:
- Создание условий для формирования положительных взаимоотношений между сверстниками.
Задачи программы:
- Развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- Осознавать свою собственную уникальность;
- Формировать способность выражать, словом свои чувства;
- понимать другого, уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
- учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
Принципы реализации программы
В работе с детьми старшего дошкольного возраста я руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Планируемые результаты
Старшая группа
Целевые ориентиры:
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности в игре, общении;
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения к поступкам людей;
- Обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт;
- Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Сроки реализации и возраст детей
Занятия рассчитаны на 2 года и проводятся с Октября по Март месяцы включительно с детьми старшей и подготовительной групп. Сентябрь, Апрель - мониторинг.
Продолжительность занятий 25-30 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 8-10 детей или участниками образовательного процесса является вся группа.
Методические рекомендации по работе с программой.
СТРУКТУРА НОД:
1. Постоянный ритуал приветствия.
2. Беседа по теме.
3. Этюды (по необходимости)
4. Свободное или тематическое рисование (по необходимости)
5. Обсуждение с детьми.
6. Ритуал окончания занятия.
Занятия проводятся в групповой комнате, в которой все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на мягких пуфах или на ковре в кругу, так как форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
В начале и в конце тренинга используется ритуальная игра для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием ребятами какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга, игры.
Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Воспитатель должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.
Продолжительность зависит от качества внимания, степени развития творческого мышления, сложности предложенных задач.
Задания можно дополнять, менять, самим придумывать игры и упражнения. Виды заданий, составляющих занятия могут повторяться, усложняться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей, составляющих группу. Занятия проводятся в кругу.
- Слушание должно быть активным.
- Адаптируйте вопросы к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению.
- Все этюды выполняются вместе с детьми, не делайте замечаний! Все дети успешны
- На данных занятиях воспитателю надо быть актёром. Дети очень верят в образ и обязательно ответят чувством на чувство.
- Начало занятий часто будет одинаковым, своеобразным ритуалом: дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятно!
- Заканчивать занятие целесообразно прощальным ритуалом. Для этого подойдёт куплет песни, добрые слова прощаний.
- На занятиях старайтесь не говорить слишком громко, спокойствие и рассудительность принесёт здесь больше пользы.
- Если у детей возникает потребность повторить игры, этюды в повседневной жизни не отказывайте им. В течение всей недели поддерживайте интерес к предстоящему занятию.
- Элементы ИЗОтерапии, музыкальных игр не должны дублировать музыкальных занятиях и занятий по изодеятельности.
- Главное для педагога - эмоциональное выражение ребёнком своих чувств,
развитие творческого начала.
- Не беседуйте с детьми о том, что они плохо представляют. Обязательно проведите предварительную подготовку, убедитесь, что выбранная вами тема понятна детям.
- Можно предоставить детям возможность самим моделировать ситуацию.
- До начала занятий подготовьте место для общения в кругу - мягкие пуфики, стульчики.
- Каждый раз перед занятием давайте детям установку на внимание, взаимоуважение, терпение.
Взаимодействие с родителями.
Одна из важнейших задач – помочь родителям создать модель позитивных взаимоотношений с детьми. Поэтому очень важно установить тесные контакты, с родителями взяв за основу принципы: целенаправленность, системность, доброжелательность, открытость, учёт опыта родителей.
Формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, дни открытых дверей, индивидуальные консультации, наглядная информация, анкетирование, обмен опытом семенного воспитания, совместные праздники, театрализованные развлечения, выставки.
Специальная атрибутика:
- волшебный сундук;
- шапка-невидимка;
- ковёр-самолёт;
- волшебная палочка;
- камень-талисман;
- микрофон;
- театральная ширма.
- Кукла – домовенок «Кузя»
- Коврик мира.
- Шкатулка добрых слов.
- Волшебное зеркало.
Дидактический материал:
- Индивидуальные альбомы для рисования;
- фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями;
- схемы-эмоции.
Техническое оснащение занятий:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- музыкальный центр;
- цифровой фотоаппарат;
- система караоке.
Структура программы
Программа "Дружба начинается с улыбки" состоит из трёх разделов:
"Я и эмоции" Содержание этого раздела поможет понять эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует. Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.
"Я+Я" Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.
"Я и моё окружение" Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.
Задачи 1-го раздела:
Старшая группа
- углубить знания детей о базовых эмоциях радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса;
- учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям;
- учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации;
- развить у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
Подготовительная группа
- закреплять полученные знания об эмоциях;
- расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая их сравнивать;
- продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Задачи 2-го раздела:
Старшая группа
- способствовать осознанию ребёнком своего имени;
- учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка);
- формировать адекватную самооценку;
- способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств);
- помочь ребёнку поверить в свои силы;
- гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.
Подготовительная группа
- способствовать личностному росту детей;
- продолжать формировать позитивное отношение к своему "Я";
- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим;
- помочь детям регулировать, имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей;
Задачи 3-го раздела:
Старшая группа
- расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
- дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения;
- сформировать позитивное отношение к сверстникам;
- учить понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.
Подготовительная группа
- учить эмоционально, воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;
- дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности;
- сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
Структура занятия состоит из трёх этапов:
1. Подготовительный. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.
2.Основной. В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:
- развивающие игры-драматизации;
- сюжетно-ролевые;
- игры на развитие навыков общения;
- упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
- этюды;
- сочинение историй;
- беседы и рассказы;
- мини-конкурсы;
- тренинги;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- дискуссии;
- Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- Примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
3.Творческий. Творческая часть: продуктивная деятельность и обсуждение.
Мониторинг
Мониторинг проводится в Сентябре месяце (за 1 месяц до начала занятий) и в конце учебного года в Апреле месяце (после окончания курса программы). При проведении мониторинга были использованы критерии комплексной программы «Детство» а так же Социометрические методы («Капитан корабля», «Два домика». Метод вербальных выборов (О.С.Смирнова) Дети, перешедшие на 2-й год обучения диагностируются вновь на следующий учебный год.
Показатель: «Я + Я».
Критерии:
- Имеет чувства собственного достоинства, вежлив, правдив, скромен.
- Имеет понятия о хороших и плохих поступках.
- Умеет контролировать своё поведение в общении с окружающими людьми.
- Умеет принимать верные решения в различных ситуациях.
- Развиты самооценка, самоконтроль, стабильно эмоциональное состояние.
- Видит и учитывает достоинства и недостатки собственного поведения, и поведение окружающих взрослых.
- Знает и пользуется моральными оценками «честно - нечестно», «правильно – неправильно.
- Видит связь между своим поведением и настроением взрослого.
- Знает нормы общения.
Показатель: «Я и моё окружение»
Критерии:
- Контактен, активен, коммуникабелен.
- Умеет оценивать свои и чужие поступки, сравнивает себя и других.
- Проявляет ответственность, самоконтроль.
- Знает и пользуется моральными оценками: добрый, честный.
- Знает нормы общения; готов поделиться, договориться, помочь.
Показатель: «Я и эмоции»
Критерии 1. Понимает эмоциональное состояние сверстников, выраженных в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность).
- Знание некоторых особенностей характера и поведения детей в группе.
3. Понимает необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение).
4.Понимает, что недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребёнку, несправедливость по отношению к слабому.
На основании выделенных критериев по показателям: «Я + Я», «Я и моё окружение», «Я и эмоции» были определены следующие уровни освоения программы:
ВЫСОКИЙ. Поведение и общение ребёнка устойчиво положительно направлено, охотно вступает в общение с взрослыми и сверстниками. В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить интересные предложения.
Проявляет чуткость по отношению к другим, распознает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своём поведении, охотно откликается на просьбу. Интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, «что хорошо и что плохо»;
Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными формами и способами культурного поведения. Коммуникабелен.
Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров на игру или совместную деятельность.
Умеет логично и связно излагать свои мысли. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.
СРЕДНИЙ. Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представление о правилах культуру поведения и выполняет их в привычной для него обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оценённых взрослыми. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Проявляет интерес и стремление к своему будущему - к обучению в школе.
НИЗКИЙ. Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативное. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. Ребёнок испытывает трудности в общении со сверстниками.
Часто конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнёров по игре.
Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения. Отношение к будущему неопределённо.
Литертура
1.Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» Под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова.
Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2014
2. «Азбука Общения».
Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова.
С-П «Детство-Пресс» 2001
3. «Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей».
И.А.Пазухина. Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2005
4. «Тренинг развития личности дошкольника»
Р.Р. Калинина Санкт -Петербург 2001
5. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»
В.Я. Зедгенидзе Москва «Айрис Пресс» 2005.
6. «Социально – Нравственное воспитание детей 5-7 лет»
И.Ф.Мулько Москва 2004
7. «Нравственно- Этические беседы и игры с дошкольниками»
Е.А.Алябьева Москва 2004
8. «Театрализованные занятия в детском саду»
М.Д. Маханёва Москва 2004
9. «Моральное и Нравственное развитие дошкольников»
Е.О.Смирнова
Москва «Первое сентября» 2006
- «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
11. В.Петерина Москва «Просвещение» 1986
12. «Очень важный разговор»
Н.В.Дурова Москва «Мозаика-Синтез» 2000
13. «Культура общения дошкольников»
Г.П.Лаврентьева Киев «Радянська Школа» 1988
14. Занятия по культуре поведения с дошкольниками.
С.О.Николаева Москва 1999
15. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет.
Г.Н. Жукова Москва 2003
16. Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей
4 – 6 лет. Е.В. Рылеева Москва «Айрис Дидактика» 2003
17. Коррекция социального и речевого развития детей 3 – 7 лет.
М.А. Тарасова Москва 2005
18. Тематические дни и недели в детском саду.
Е.А.Алябьева Москва 2005
19. Пословицы, поговорки и крылатые выражения.
О.Д Ушакова Санкт – Петербург 2005
20. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
Т.Н. Доронова Москва 2002
21. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия.
С.В.Глебова Воронеж 2005
22. «Изучаю себя, изучаю других».
Ребёнок в детском саду № 4 – 2004
Ребёнок в детском саду №3- 2004
- «Секрет дружбы» Ребёнок в деском саду №2 – 2006
- «Воспитание культуры общения» Ребёнок в детском саду№1-2002
- «Эмоциональное развитие дошкольников» Ребёнок в детском саду №2 – 2005
- «Педагогические знания родителям» Дошкольное воспитание №6 -2003
- «Нужно ли учить детей играть» Дошкольное воспитание№4 – 2005
- «Познай своё «Я» Дошкольное воспитание№9 – 2004
- «Формирование толерантности у дошкольников» Дошкольное воспитание №11 – 2003
- «Учитесь властвовать собой» Дошкольное воспитание №4 – 1998
- «Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре Дошкольное воспитание №3 – 1994
- « Детский сад и семья: как воспитать у детей уверенность в себе» Дошкольное воспитание №12 – 2003
- «Коммуникативное развитие ребёнка и его педагогическая оценка в группе детского сада» Дошкольное воспитание №9 – 1999
- «Делимся опытом организации работы с родителями» Дошкольное воспитание №3 – 2005
- «Формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками» Дошкольное воспитание № 10 – 2004
- «Развитие эмоционально – нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №10 -1999
- «Как помочь ребёнку осознать своё поведение» Дошкольное воспитание №5 – 1999
- Практический журнал для воспитателей ДОУ №3/2009
- «Формирование нравственного здоровья дошкольников» Москва 2003
Под ред.Л.В. Кузнецовой, М.А.Панфиловой
Перспективное планирование к программе по социально - коммуникативному развитию «Дружба начинается с улыбки» | ||||||
Месяц | Непосредственно -образовательная деятельность | Интеграция Образовательных областей | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями | |
Сентябрь | Диагностика. Проведение диагностики по программе «Детство» Социометрические методы («Капитан корабля», «Два домика». Метод вербальных выборов. Е.О.Смирнова; В.М. Холмогорова «Моральное и нравственное развитие дошкольников» | |||||
РАЗДЕЛ «Я И ЭМОЦИИ» | ||||||
Октябрь | «Радость» Цель: расширять представления об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку. Методы и приёмы: беседа, игровое упражнение на развитие чувства близости; проигрывание игровых ситуаций , продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое. | «Ритуал приветствия» Этюд «Ласка», «Первый снег», Продуктивная деятельность «Что может поднять настроение» «Ритуал прощания» | Работа у доски Включение в «Моё настроение» Проигрывание игровых ситуаций «Клоуны» Игра – концерт на лучший весёлый танец. | Вспомнить вместе с ребёнком случаи из жизни, когда он радовался. Поиграйте с ребёнком в игру «Какое у меня настроение» Как можно чаще включайте весёлую музыку для поднятия настроения с утра. | |
«Удивление» Цель: расширять представления детей об эмоции удивления; учить понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Методы и приёмы: беседа, разъяснение; приветствия, игровые упражнение, художественное слово, продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое. | «Ритуал приветствия» Беседа, рассматривание иллюстраций. Игр. Упр. «Зеркало» Игра -ассоциация «удивление» Этюд «Живая шляпа» Рисунок «Удивленный человек» | Рассматривание иллюстраций «Эмоции» Игр.упр. «Зеркало» | Чтение худ. Произведения Н.Носова «Живая шляпа». | ||
«Страх» Цель: расширять представления детей об эмоции «страх»; учит понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе. .Методы и приёмы: беседа, пиктограммы, игра , прослушивание музыки, продуктивная деятельность, игровое упражнение, | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое.Физическое развитие. | «Ритуал приветствия» Беседа «Что такое страх?» Игр.упр. «Расскажи свой страх» Игр.упр. «Гуси-лебеди» Игра - ассоциация «Страх» Игра «Жмурки» Рисование «Мой страх» «Ритуал прощания» | Рассматривание иллюстраций к сказкам «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Три поросёнка» Игра «Жмурки» | Предложить сделать волшебный мешочек для страхов. Чтение и обсуждение сказок. | ||
«Гнев» Цель: расширять представление об эмоции «гнев»; учить понимать свои чувства и чувства других людей; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить преодолевать негативные настроения. Методы и приёмы: беседа, художественное слово, игры – драматизации, рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме, продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое. | «Ритуал приветствия» ИКТ просмотр отрывка К.И.Чуковский «Мойдодыр» Работа с пиктограммами, Игр упр. «Ругаемся овощами» Игра-ассоц «Злость» Игр.упр «Тигр на охоте» Упр «Уходи, злость, уходи!» Рисунок «Злой человек» Игра «Коврик мира» Ритуал прощания. | Игр.упр «Ругаемся овощами» Упр «Уходи, злость, уходи!» Рисование пиктограмм на различные эмоции. | Чтение художественной литературы с обсуждением поступков героев. Поощрять ребёнка за умение контролировать свои эмоции (гнев), находить выход из конфликтных ситуаций. | ||
НОЯБРЬ оябрь | «Горе» Цель: расширять представления об эмоции «горе»; учить их понимать свои чувства и чувства других; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные настроения. Методы и приёмы: беседа, обсуждение темы, Тренинг эмоции, игра, продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Работа с пиктограммой Беседа «Что такое горе» Игра –ассоциация «Горе» Этюд «Северный полюс» Рисунок «Грустный человек» Муз.упр «Дружба начинается с улыбки» «Ритуал прощания» | Создать своими руками подарки для детей младших групп, родителей, чтобы их порадовать. Обыгрывание русской народной сказки «Курочка Ряба» | Предложить родителям как можно чаще читать худ. Литературу поучительного характера обсуждать прочитанное, делать выводы. | |
«Наши эмоции» Цель: продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширять представления об эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение; развивать выразительность речи и движений; развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам.
Методы и приёмы: беседа, пиктограммы, игра, продуктивная деятельность , игровое упражнение, прослушивание музык. Произведений. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Игра «Кривые зеркала» Упр. «Слушаем музыку» Игра «Профессии» Рисование «Разные человечки». «Ритуал прощания» | Рисование «Угадай, какое у меня настроение» Подвижная игра «Где мы бы ли не скажем, а что делали покажем» | Предложить совместно нарисовать рисунок «Настроение моей семьи» Как можно чаще говорить ребёнку добрые слова, подбадривать его, если у него что-то не получается для поднятия настроения. | ||
РАЗДЕЛ «Я + Я» | ||||||
«Тайна моего имени» Цель: способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени. Учить обращаться друг другу по имени. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Игра «Эхо», «Маленькое имя», «Объясни имя», «Ласковое имя», Конкурс «Кто больше знает имён» Рисование «Моё цветное имя» Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» «Ритуал прощания» | Игра «Назови ласково» П. И «раздувайся пузырь». | Попросить ребёнка рассказать, что нового, интересного он узнал о своём имени. Используя интернет и более подробно узнайте значении имени вашего ребёнка, чтобы он мог поделиться информацией с друзьями. | ||
«Автопортрет» Цель: помочь детям понять собственную индивидуальность: внешность, возраст, рост. Воспитывать положительное отношение к себе «Я хороший» Методы и приёмы: беседа, чтение худ.литературы, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Игры: «Радио», «Ветер дует на…» «Угадай, кто тебя позвал» Рисование «Мой портрет» «Ритуал прощания» | Индивидуальная выставка рисунков каждого ребёнка. | Предложить выучить дразнилку или потешку, подставляя имя ребёнка. Предложить дома нарисовать рисунок «Портрет моей семьи» | ||
Декабрь | «Мой внутренний мир» Цель: учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям. Методы и приёмы: беседа, пиктограммы, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Упр. «Слушаем себя»; Игра «Свет мой зеркальце скажи»; Игра «Знакомство -представление»; Рисунок «Мне это нравится». «Ритуал прощания» | Работа у доски Включение в «Моё настроение» Проигрывание игровых ситуаций «Клоуны» Игра – концерт на лучший весёлый танец. | Вспомнить вместе с ребёнком случаи из жизни, когда он радовался. Поиграйте с ребёнком в игру «Какое у меня настроение» Как можно чаще включайте весёлую музыку для поднятия настроения с утра. | |
«Мой любимый сказочный герой» Цель: продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (весёлый - грустный), учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку. способствовать самовыражению ребёнка; продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность. «Мой ласковый и нежный зверь». Цель: закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных; продолжать воспитывать чувство заботы о животных, сострадание к бездомному животному; продолжать учить детей подражать характерным жестам, движениям, позам, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении; развивать воображение детей, выразительность их движений. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие | «Ритуал приветствия» Игра «хоровод сказочных героев»; Игра «Любимый сказочный герой»; Рисунок «Мой любимый сказочный герой». Просмотр мультфильмов по желанию детей. «Ритуал прощания» Игра «Придумай клички животным по картинкам»; Игра «Большой -маленький»; Игра «Изобрази животное»; Игра «Сказочная зверюшка»; Рисунок «Сказочная зверюшка» | Обыгрывание русской народной сказки «Гуси лебеди» Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам. Игр.упр. «Зеркало П.и «Дракон кусает свой хвост»; Игр.упр «Смешной рисунок» | Отгадывание загадок и кроссвордов по страницам знакомых сказок. Просмотр мультфильмов и обсуждение характеров и поступков героев. Предложить придумать свою сказку. Предложить сделать сказочное животное с помощью природного материала на выставку детского творчества «Животные неведанной страны» | ||
«Мой волшебный дом» Цель: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие внимания и интереса к партнёрам по общению; развитие самосознания и индивидуальности; снижение психоэмоционального напряжения. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Игра «Строители»; Упр «Стройка»; Упр. «Робот в доме»; Рисование «Мой волшебный дом» «Ритуал прощания» | Строительство сказочного городка. | Предложить ребёнку сделать в его комнате перестановку и украсить комнату поделками сделанными своими руками. | ||
«Я знаю, я умею, я могу!». Цель: закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и о своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Игра «Я и другие»; Игра «Колдун»; Игра «Я знаю, я умею, я могу»; Рисование «Наша группа». «Ритуал прощания» | Игр.упр «Лото настроений»; Игра «Зеркало» | Обсудить с ребёнком какие поручения он может делать дома самостоятельно. Хвалите ребёнка за самостоятельность и инициативность. | ||
РАЗДЕЛ «Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» | ||||||
Январь | «Мы так похожи». Цель: формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Игра «Ассоциации»; Игра «Подарок»; Игра «Мыльные пузыри»; Игра «Комната смеха» «Ритуал прощания» | Игра «Зеркало»; Игра «Составь портрет своего друга»; | Помочь ребёнку составить рассказ о своём брате или сестрёнке. |
«Мы такие разные». Цель: учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Игра «Башенка из игрушек»; Игра «Мы такие разные»; Игра «Спиной друг другу»; Игра «Знакомство – представление». Игра «Давайте говорить друг другу комплементы» «Ритуал прощания» | Игра «Здравствуй друг», Игра «Беседа сквозь стекло»; Рассматривание фотографий с изображением людей разной внешности, разной национальности. | Провести беседу об уважительном отношении ко всем людям независимо от национальности, внешности и пола. Предложить сделать сувенир для любого ребёнка в группе. | |
«Язык жестов и движений». Цель: расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Игра «Сквозь стекло»; Упр. «Артисты пантомимы»; Игра «Кто Я» Игра «Заколдованный ребёнок», «Ритуал прощания» | Игра «Сквозь стекло» Игра «Где мы были не скажем, а что делали покажем» | Поиграть с ребёнком в игры, которые знает ребёнок. | |
Февраль | «Давайте жить дружно» Цель: развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение со сверстниками; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие. | «Ритуал приветствия» Игра «Путанка»; Игра «Психологическая лепка»; Игра «Договорись взглядом»; Игра «Не намочи ноги»; Игра «Доброе животное» «Ритуал прощания» | Просмотр мультфильма «Крошка Енот»; Сюжетно - ролевая игра «Детский сад» | Побеседуйте с ребёнком дома на тему «Дружба», подводить ребёнка к тому, что необходимо учиться дружить со всеми детьми. |
«Доставляй людям радость добрыми делами» Цель: Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим, и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщить правила доброго, вежливого обращения. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Беседа по теме; Игра «Хорошо – плохо»; Игра «Школа вежливости»; Ролевое проигрывание ситуаций и их обсуждение; Этюд с неопределённым концом: «Как бы ты поступил» | Дежурство по столовой. Рассматривание иллюстраций к книге «Что такое хорошо и что такое плохо». | Спросите ребёнка, какие правила вежливости он знает. Проведите с ребёнком беседу на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» | |
«Мальчики и девочки». Цель: учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навыки общения мальчиков с девочками. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие | «Ритуал приветствия» Игра «Петушки» Игр.упр «Приглашение на танец»; Игра «Лужа»; Игра «Найди свою пару»; Игра «Комплементы по кругу». Рисование эмблемы «Я - девочка», «Я -мальчик». «Ритуал прощания» | Сюжетно –ролевая игра «Семья» Д.и «Кому это нужно» Д.и «Профессии» | Напоминать мальчикам об уважительном отношении к девочкам. Чтение художественной литературы С.Маршак «О девочках и мальчиках». | |
Март | «С кем я живу». Цель: помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Беседа «Что такое семья»; Упр. «Кто кому кто»; Беседа «Чем порадуем родителей»; Игра «Мы очень любим»; Рисунок «Особый день моей семьи». «Ритуал прощания» | Сюжетно -ролевая «Семья»; Д.и «Детёныши и его семья»; Игра «Назови ласково», Рисование «Моя дружная семья». | Предложить в домашней обстановке посмотреть семейный альбом. Сделать герб своей семьи. |
«Зачем нужен друг» Цель: Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях. Выработать понимание, что дружеские отношения сверстников зависит от того, как ребёнок взаимодействует с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником в игре. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность. «Мы поссоримся и помиримся» Цель: Учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтной ситуаций. Учить детей пользоваться общими игрушками, уступать друг другу и считаться друг с другом, уместно употреблять различные формы извинений. Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. | «Ритуал приветствия» Д.и «Кого не стало» Беседа по теме; Прослушивание грамзаписи о дружбе; Ролевое проигрывание ситуаций; Этюд «Скажи доброе слово, комплемент другу». «Ритуал прощания» «Ритуал приветствия» Игра «Хоровод» Беседа по теме; Упр. «Умей извиниться»; Чтение худ.литературы А.Кузнецова «Поссорились»; Ролевое проигрывание ситуаций; рассказы детей из личного опыта. Игра «Коврик мира» «Ритуал прощания» | Сюжетно -ролевые игры «Строители», «Разведчики» Игра «Здравствуй друг». Сюжетно – ролевые игры по желанию детей. Игра «Совместный рисунок»; Игра «Здравствуй друг». | Обратить внимание на то, что он должен учиться находить себе друзей, ведь одному быть скучно, грустно и плохо. Поощряйте общение ребёнка с другими детьми, его вопросы, высказывания, рассказы о новом друге. Попросите вспомнить ребёнка, какие вежливые слова он уже знает. В повседневной жизни побуждайте ребёнка уместно употреблять различные формы извинений. Учите ребёнка избегать ссор, мириться, и просить прощения, обязательно обращаясь к обиженному по имени и глядя в глаза | |
«Мы готовимся к школе» Цель: Сформировать понятие готовности к поступлению и обучению к школе, обсудить как необходимо вести себя в школе. Развивать социальные навыки общения; развивать способность к самооценке. Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие. | «Ритуал приветствия» Беседа по теме; Игра - упражнение «Выполни задание»; Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов»; Этюд с неопределённым концом: «Как бы ты поступил»; Игра -конкурс «Кто быстрее соберёт портфель» Изготовление медалей будущим первоклассникам. «Ритуал прощания» | Сюжетно -ролевая игра «Школа»; Рассматривание иллюстраций по теме «Школа». | Организуйте целевую ребёнку к школе. Покажите дорогу по которой он будет ходить в школу. Напомните ребёнку вежливые слова, которые необходимо употреблять обращаясь с просьбой. | |
Леонтьева Елена Викторовна МБДОУ д/с «Рябинушка»Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...
Программа по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нормам и правилам поведения в обществе на основе гуманистических ценностей....
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
План- программа по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
Цель: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Комплексно-целевая программа рассчитана на 1 год и направлена на решение следующих задач: создание...
Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»
Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду» ...