Программа по социально - личностному развитию детей дошкольного возраста "Дружба начинается с улыбки"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Леонтьева Елена Викторовна

Создание условий для формирования положительных взаимоотношений между сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_druzhba_nachinaetsya_s_ulybki.docx77.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПО СОЦИАЛЬНО -  ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ОТ 5 ДО 7

«ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»

Автор составитель:

Воспитатель первой категории

Леонтьева Елена Викторовна

Пояснительная записка

Введение

 

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

     Поэтому задачей дошкольного учреждения и школы является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

     Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с воспитанием и развитием детей: С.И. Семенака,  И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Б. Эльконин – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены  недостаточностью работы семейного воспитания.  Следовательно, в условиях ДОУ и школы у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я».

    Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности. Эмоционально – аффективная сфера , зафиксированная в памяти и отражённая в речи, является основой осознания и развития «Я-концепции» личности ребёнка. Самоощущения, самовыражение, самооценка, самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-экспрессивной деятельности, организованной специалистами.  

    Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее

быстро. Л. Н. Толстой писал: « От пятилетнего ребёнка до меня – один  шаг, а от  новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».  

     Дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя иерархию мотивов и первичные этические нормы. Деятельность личности регулируется соподчинёнными мотивами и этическими нормами и правилами. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не только цели, сколько средств и способов её осуществления – важное психологическое обеспечение развития личности ребёнка.


    Актуальность темы:  

    Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

      По мнению психолога Л.И.Катаевой, застенчивость - сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия - от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов. Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:

  • отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
  • невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся "недостаток". Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксации внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Для того чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

      Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Эмоции детей дошкольного возраста хотя и ярки, но очень ситуативны и неустойчивы. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях. Эмоции младших дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимися членами семьи, обычно вообще не бывают длительными.

На протяжении дошкольного детства эмоции ребёнка приобретают глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать подлинную заботу о близких людях, альтруистические поступки, направленные на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Одно из главных направлений развитий эмоций в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. «Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребёнка. Ребёнку трёх лет уже приятна похвала взрослых, его огорчает порицание.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления эмоций. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трёхлетнего, пяти - шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть страх и т.п. Он усваивает «язык эмоций» – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений,  интонаций голоса.

Общение с взрослыми и со сверстниками учит ребёнка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. К пяти годам сформировываются некоторые сознательно контролируемые выражения, например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремлённым в глаза взрослому, когда в действительности ребёнок что-либо утаивает. Однако в целом мимические реакции ребёнка до шести лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга.

Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребёнка утвердиться в своих моральных качествах. Ребёнок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки. Возникнув в процессе общения со взрослыми, потребность в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше всех». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников.

Осваивая социальное пространство – условия развития и бытия человека, которые определяются значениями и смыслами его прав и обязанностей, накапливая определённые знания о них, ребёнок ещё долго не осознает их значение. Поведение дошкольника меняется от ситуаций, в которых руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым  важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникшая иерархия мотивов придаёт определённую направленность всему поведению ребёнка. По мере её развития  проявляется возможность оценивать не только определённые поступки ребёнка, но и его поведение в целом.

В условиях ДОУ  у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих и переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и в общении со сверстниками простроить свой образ, структуру «Я». Этот процесс сопровождается отделением себя и своей деятельности от взрослого и детей.

Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности.

    Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на эмоционально – личностное развитие ребенка  в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование адекватной самооценки ребёнка, развивает его эмоциональную произвольность, с другой стороны – учит конструктивным способам управления собственным поведением, что во многом определяет степень готовности ребёнка к  обучению в школе.    

        Программа разработана на основе  Примерной  основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Детство» (Под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова).

Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это интегрированные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

Цель программы:

  • Создание условий  для  формирования  положительных  взаимоотношений между сверстниками.

Задачи программы:

  • Развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • Осознавать свою собственную уникальность;
  • Формировать способность выражать, словом свои чувства;
  • понимать другого, уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
  •  учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

 

Принципы реализации программы

В  работе с детьми старшего дошкольного возраста я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Планируемые результаты

Старшая группа

Целевые ориентиры:  

  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности в  игре, общении;
  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам   во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,  пытается самостоятельно придумывать объяснения к поступкам людей;
  •  Обладает начальными знаниями о себе, о  социальном мире, в котором он живёт;
  •  Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 Сроки реализации и возраст детей

Занятия рассчитаны на 2 года и проводятся с Октября по Март месяцы включительно с детьми старшей и подготовительной групп. Сентябрь, Апрель -  мониторинг.

Продолжительность занятий 25-30 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 8-10 детей или участниками образовательного процесса  является вся группа.

Методические рекомендации по работе с программой.

СТРУКТУРА  НОД:
1. Постоянный ритуал приветствия.
2. Беседа по теме.
3. Этюды (по необходимости)
4. Свободное или тематическое рисование (по необходимости)
5. Обсуждение с детьми. 
6. Ритуал окончания занятия.

    Занятия проводятся в групповой комнате, в которой все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на мягких пуфах или на ковре в кругу, так как форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

    В начале и в конце тренинга используется ритуальная игра для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием ребятами какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга, игры.

  Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Воспитатель должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.

Продолжительность зависит от качества внимания, степени развития творческого мышления, сложности предложенных задач.
Задания можно дополнять, менять, самим придумывать игры и упражнения. Виды заданий, составляющих занятия могут повторяться, усложняться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей, составляющих группу. Занятия проводятся в кругу.
- Слушание должно быть активным.
- Адаптируйте вопросы к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению.
- Все этюды выполняются вместе с детьми, не делайте замечаний! Все дети успешны
- На данных занятиях воспитателю надо быть актёром. Дети очень верят в образ и обязательно ответят чувством на чувство.
- Начало занятий часто будет одинаковым, своеобразным ритуалом: дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятно!
- Заканчивать занятие целесообразно прощальным ритуалом. Для этого подойдёт куплет песни, добрые слова прощаний.
- На занятиях старайтесь не говорить слишком громко, спокойствие и рассудительность принесёт здесь больше пользы.
- Если у детей возникает потребность повторить игры, этюды в повседневной жизни не отказывайте им. В течение всей недели поддерживайте интерес к предстоящему занятию.
- Элементы ИЗОтерапии, музыкальных игр не должны дублировать музыкальных занятиях и занятий по изодеятельности.
- Главное для педагога -  эмоциональное выражение ребёнком своих чувств,

развитие творческого начала.
- Не беседуйте с детьми о том, что они плохо представляют. Обязательно проведите предварительную подготовку, убедитесь, что выбранная вами тема понятна детям.
- Можно предоставить детям возможность самим моделировать ситуацию.
- До начала занятий подготовьте место для общения в кругу - мягкие пуфики, стульчики.
- Каждый раз перед занятием давайте детям установку на внимание, взаимоуважение, терпение.

Взаимодействие с родителями.

Одна из важнейших задач – помочь родителям создать модель позитивных взаимоотношений с детьми. Поэтому очень важно установить тесные контакты, с родителями взяв за основу принципы: целенаправленность, системность, доброжелательность, открытость, учёт опыта родителей.

Формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, дни открытых дверей, индивидуальные консультации, наглядная информация, анкетирование, обмен опытом семенного  воспитания, совместные праздники, театрализованные развлечения, выставки.

Специальная атрибутика:

  • волшебный сундук;
  • шапка-невидимка;
  • ковёр-самолёт;
  • волшебная палочка;
  • камень-талисман;
  • микрофон;
  • театральная ширма.
  • Кукла – домовенок «Кузя»
  • Коврик мира.
  • Шкатулка добрых слов.
  • Волшебное зеркало.

Дидактический материал:

  • Индивидуальные альбомы для рисования;
  • фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями;
  • схемы-эмоции.

Техническое оснащение занятий:

  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • музыкальный центр;
  • цифровой фотоаппарат;
  • система караоке.

Структура программы

Программа "Дружба начинается с улыбки"  состоит из трёх разделов:

"Я и эмоции" Содержание этого раздела поможет понять  эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует. Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.

"Я+Я" Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.

"Я и моё окружение" Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Задачи 1-го раздела:

Старшая группа

  • углубить знания детей о базовых эмоциях радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса;
  • учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям;
  • учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации;
  • развить у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

Подготовительная группа

  • закреплять полученные знания об эмоциях;
  • расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая их сравнивать;
  • продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Задачи 2-го раздела:

Старшая группа

  • способствовать осознанию ребёнком своего имени;
  • учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка);
  • формировать адекватную самооценку;
  • способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств);
  • помочь  ребёнку поверить в свои силы;
  • гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

Подготовительная группа

  • способствовать  личностному росту детей;
  • продолжать формировать позитивное отношение к своему "Я";
  • помочь ребёнку осознать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим;
  • помочь детям регулировать, имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей;

Задачи 3-го раздела:

Старшая группа

  • расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
  • дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения;
  • сформировать позитивное отношение к сверстникам;
  • учить понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
  • учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

Подготовительная группа

  • учить эмоционально, воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;
  • дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности;
  • сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Структура занятия состоит из трёх этапов:

1. Подготовительный. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.

2.Основной. В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:

  • развивающие игры-драматизации;
  • сюжетно-ролевые;
  • игры на развитие навыков общения;
  • упражнения подражательно -  исполнительского и творческого характера;
  • этюды;
  • сочинение историй;
  • беседы и рассказы;
  • мини-конкурсы;
  • тренинги;
  • психогимнастика;
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
  • дискуссии;
  • Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • Примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

3.Творческий.  Творческая часть: продуктивная деятельность и  обсуждение.

Мониторинг

Мониторинг  проводится в Сентябре месяце (за 1 месяц до начала занятий) и в конце учебного года в Апреле месяце (после окончания курса программы). При проведении мониторинга были использованы критерии комплексной программы «Детство» а так же Социометрические методы («Капитан корабля», «Два домика». Метод вербальных выборов (О.С.Смирнова)  Дети, перешедшие на 2-й год обучения диагностируются вновь на следующий учебный год. 

Показатель: «Я  + Я».

Критерии:

  1. Имеет чувства собственного достоинства, вежлив, правдив, скромен.
  2. Имеет понятия о хороших и плохих поступках.
  3. Умеет контролировать своё поведение в общении с окружающими людьми.
  4. Умеет принимать верные решения в различных ситуациях.
  5. Развиты самооценка, самоконтроль, стабильно эмоциональное состояние.
  6. Видит и учитывает достоинства и недостатки собственного поведения, и поведение окружающих взрослых.
  7. Знает и пользуется моральными оценками «честно - нечестно», «правильно –        неправильно.
  8. Видит связь между своим поведением и настроением взрослого.
  9. Знает нормы общения.

Показатель: «Я и моё окружение»

Критерии:

  1. Контактен, активен, коммуникабелен.
  2. Умеет оценивать свои и чужие поступки, сравнивает себя и других.
  3. Проявляет ответственность, самоконтроль.
  4. Знает и пользуется моральными оценками: добрый, честный.
  5. Знает нормы общения; готов поделиться, договориться, помочь.

Показатель: «Я  и эмоции»

Критерии  1. Понимает эмоциональное состояние сверстников, выраженных в мимике, пантомимике,      действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность).

  1.  Знание некоторых особенностей характера и поведения детей в группе.

3.  Понимает необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение).

4.Понимает, что недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребёнку, несправедливость по отношению к слабому.    

На основании выделенных критериев по показателям: «Я + Я», «Я  и моё окружение», «Я и эмоции» были определены следующие уровни освоения программы:

ВЫСОКИЙ. Поведение и общение ребёнка устойчиво положительно направлено, охотно вступает в общение с взрослыми и сверстниками. В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить интересные предложения.

Проявляет чуткость по отношению к другим, распознает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своём поведении, охотно откликается на просьбу. Интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, «что хорошо и что плохо»;

Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными формами и способами культурного поведения. Коммуникабелен.

Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров на игру или совместную деятельность.

Умеет логично и связно излагать свои мысли. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.

СРЕДНИЙ. Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представление о правилах культуру поведения и выполняет их в привычной для него обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оценённых взрослыми. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль.  Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Проявляет интерес и стремление к своему будущему - к обучению в школе.

НИЗКИЙ. Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативное. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. Ребёнок испытывает трудности в общении со сверстниками.

Часто конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнёров по игре.

Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения. Отношение к будущему неопределённо.

Литертура

1.Программа развития и воспитания в детском саду «Детство»  Под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова.

Санкт-Петербург «Детство – Пресс»  2014

    2.  «Азбука  Общения».

         Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова.

         С-П «Детство-Пресс» 2001

    3.  «Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей».

         И.А.Пазухина. Санкт-Петербург  «Детство – Пресс» 2005

    4.  «Тренинг развития личности дошкольника»

         Р.Р. Калинина Санкт -Петербург 2001

    5.  «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»

         В.Я. Зедгенидзе   Москва «Айрис Пресс» 2005.

    6.  «Социально – Нравственное воспитание детей 5-7 лет»

         И.Ф.Мулько  Москва 2004

    7.   «Нравственно- Этические беседы и игры с дошкольниками»

         Е.А.Алябьева  Москва 2004

    8.  «Театрализованные занятия в детском саду»

         М.Д. Маханёва   Москва 2004

    9.  «Моральное и Нравственное развитие дошкольников»

         Е.О.Смирнова

         Москва «Первое сентября» 2006

  1. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

  11.  В.Петерина  Москва «Просвещение» 1986

12.  «Очень важный разговор»

       Н.В.Дурова  Москва «Мозаика-Синтез» 2000

13.  «Культура общения дошкольников»

       Г.П.Лаврентьева  Киев «Радянська Школа» 1988

14.  Занятия по культуре поведения с дошкольниками.

       С.О.Николаева  Москва 1999

15.  Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет.

       Г.Н. Жукова  Москва 2003

16.  Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей

       4 – 6 лет. Е.В. Рылеева Москва «Айрис Дидактика» 2003

17.  Коррекция социального и речевого развития детей 3 – 7 лет.

       М.А. Тарасова   Москва 2005

18.  Тематические дни и недели в детском саду.

       Е.А.Алябьева  Москва 2005

19.  Пословицы, поговорки и крылатые выражения.

       О.Д Ушакова  Санкт – Петербург 2005

20.  Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.

       Т.Н. Доронова  Москва 2002

21.  Детский сад – семья: аспекты взаимодействия.

       С.В.Глебова   Воронеж 2005

22.  «Изучаю себя, изучаю других».

        Ребёнок в детском саду № 4 – 2004

        Ребёнок в детском саду №3-  2004

  1. «Секрет дружбы» Ребёнок в деском саду №2 – 2006
  2. «Воспитание культуры общения» Ребёнок в детском саду№1-2002
  3. «Эмоциональное развитие дошкольников» Ребёнок в детском саду №2 – 2005
  4. «Педагогические знания родителям» Дошкольное  воспитание №6 -2003
  5. «Нужно ли учить детей играть»  Дошкольное воспитание№4 – 2005
  6. «Познай своё «Я»  Дошкольное воспитание№9 – 2004
  7. «Формирование толерантности у дошкольников»  Дошкольное воспитание №11 – 2003
  8. «Учитесь властвовать собой»  Дошкольное воспитание №4 – 1998
  9. «Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре  Дошкольное воспитание №3 – 1994
  10. « Детский сад и семья: как воспитать у детей уверенность в себе»  Дошкольное воспитание №12 – 2003
  11. «Коммуникативное развитие ребёнка и его педагогическая оценка в группе детского сада» Дошкольное воспитание №9 – 1999
  12. «Делимся опытом организации работы с родителями»  Дошкольное воспитание №3 – 2005
  13. «Формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками» Дошкольное воспитание № 10 – 2004
  14. «Развитие эмоционально – нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №10 -1999
  15. «Как помочь ребёнку осознать своё поведение»  Дошкольное воспитание №5 – 1999
  16. Практический журнал для воспитателей ДОУ №3/2009
  17. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» Москва 2003

Под ред.Л.В. Кузнецовой, М.А.Панфиловой


Перспективное планирование к программе по социально - коммуникативному развитию

«Дружба начинается с улыбки»  

Месяц

Непосредственно -образовательная деятельность

Интеграция

Образовательных

областей

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Диагностика.    Проведение диагностики по программе «Детство»
Цель: оценка личностного поведения детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками и выявление причин, влияющих на их поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми
.

Социометрические методы Капитан корабля», «Два домика». Метод  вербальных выборов. Е.О.Смирнова; В.М. Холмогорова «Моральное и нравственное развитие дошкольников»

РАЗДЕЛ  «Я И ЭМОЦИИ»

Октябрь

«Радость»

Цель: расширять представления об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Методы и приёмы: беседа, игровое упражнение на развитие чувства близости; проигрывание игровых ситуаций , продуктивная деятельность.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое.

 «Ритуал приветствия»
Беседа «Что такое радость», игра – ассоциация «На что похожа радость»

Этюд «Ласка», «Первый снег»,

Продуктивная деятельность «Что может поднять настроение»

«Ритуал прощания»

Работа у доски

Включение в  «Моё настроение»

Проигрывание игровых ситуаций «Клоуны»

Игра – концерт на лучший весёлый танец.

Вспомнить вместе с ребёнком случаи из жизни, когда он радовался.

Поиграйте с ребёнком в игру «Какое у меня настроение»

Как можно чаще включайте весёлую музыку для поднятия настроения с утра.

«Удивление»

Цель: расширять представления детей об эмоции удивления; учить понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Методы и приёмы: беседа, разъяснение; приветствия, игровые упражнение, художественное слово, продуктивная деятельность.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое.

«Ритуал приветствия»

Беседа, рассматривание иллюстраций.

Игр. Упр. «Зеркало»

Игра -ассоциация «удивление»

Этюд «Живая шляпа»

Рисунок «Удивленный человек»
«Ритуал прощания»

Рассматривание иллюстраций «Эмоции»

Игр.упр. «Зеркало»

Чтение худ. Произведения Н.Носова «Живая шляпа».

«Страх»

Цель: расширять представления детей об эмоции «страх»; учит понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе.

.Методы и приёмы: беседа, пиктограммы, игра , прослушивание музыки, продуктивная деятельность, игровое упражнение,

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое.Физическое  развитие.

«Ритуал приветствия»

Беседа «Что такое страх?»

Игр.упр. «Расскажи свой страх»

Игр.упр. «Гуси-лебеди»

Игра - ассоциация «Страх»

Игра «Жмурки»

Рисование «Мой страх»

«Ритуал прощания»

Рассматривание иллюстраций к сказкам «Гуси – лебеди»,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Три поросёнка»

Игра «Жмурки»

Предложить сделать волшебный мешочек для страхов.

Чтение и обсуждение сказок.

«Гнев»

Цель: расширять представление об эмоции «гнев»; учить понимать свои чувства и чувства других людей; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить преодолевать негативные настроения.

Методы и приёмы: беседа, художественное слово, игры – драматизации, рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме, продуктивная деятельность.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое.

«Ритуал приветствия»

ИКТ просмотр отрывка

 К.И.Чуковский «Мойдодыр»

Работа с пиктограммами,

Игр упр. «Ругаемся овощами»

Игра-ассоц «Злость»

Игр.упр «Тигр  на охоте»

Упр «Уходи, злость, уходи!»

Рисунок «Злой человек»

Игра «Коврик мира»

Ритуал прощания.

Игр.упр «Ругаемся овощами»

Упр «Уходи, злость, уходи

Рисование пиктограмм на различные эмоции.

Чтение художественной литературы с обсуждением поступков героев.

Поощрять ребёнка за умение контролировать свои эмоции (гнев), находить выход из конфликтных ситуаций.

НОЯБРЬ

оябрь

«Горе»

Цель: расширять представления об эмоции «горе»; учить их понимать свои чувства и чувства других; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные настроения.

Методы и приёмы: беседа, обсуждение темы,

Тренинг эмоции, игра, продуктивная деятельность.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Работа с пиктограммой

Беседа «Что такое горе»

Игра –ассоциация «Горе»

Этюд «Северный полюс»

Рисунок «Грустный человек»

Муз.упр «Дружба начинается с улыбки»

 «Ритуал прощания»

Создать своими руками подарки для детей младших групп, родителей, чтобы их порадовать. Обыгрывание русской народной сказки «Курочка Ряба»

Предложить родителям как можно чаще читать

худ. Литературу  поучительного характера обсуждать прочитанное, делать выводы.

«Наши эмоции»

Цель: продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширять представления об эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение; развивать выразительность речи и движений; развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам.

 

Методы и приёмы: беседа, пиктограммы, игра, продуктивная деятельность , игровое упражнение, прослушивание музык. Произведений.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Игра «Кривые зеркала»

Упр. «Слушаем музыку»

Игра «Профессии»

Рисование «Разные человечки».

 «Ритуал прощания»

Рисование «Угадай, какое у меня настроение»

Подвижная игра

«Где мы бы ли не скажем, а что делали покажем»

Предложить совместно нарисовать рисунок «Настроение моей семьи»

Как можно чаще говорить ребёнку добрые слова, подбадривать его, если у него что-то не получается для поднятия настроения.

РАЗДЕЛ  «Я + Я»

«Тайна моего имени»

Цель: способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.

Учить обращаться друг другу по имени.

Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение,  продуктивная деятельность

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Игра «Эхо», «Маленькое имя», «Объясни имя»,

«Ласковое имя»,

Конкурс «Кто больше знает имён»

Рисование «Моё цветное имя»

Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

«Ритуал прощания»

Игра «Назови ласково»

П. И «раздувайся пузырь».

Попросить ребёнка рассказать, что нового, интересного он узнал о своём имени. Используя интернет и более подробно узнайте значении  имени вашего ребёнка, чтобы он мог поделиться информацией с друзьями.

«Автопортрет»

Цель:  помочь детям понять собственную индивидуальность: внешность, возраст, рост. Воспитывать положительное отношение к себе «Я хороший»

Методы и приёмы: беседа, чтение худ.литературы, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Игры: «Радио»,

«Ветер дует на…»

«Угадай, кто тебя позвал»

Рисование «Мой портрет»

«Ритуал прощания»

Индивидуальная выставка рисунков каждого ребёнка.

Предложить выучить дразнилку или потешку, подставляя имя ребёнка.

Предложить дома нарисовать рисунок «Портрет моей семьи»

Декабрь

«Мой внутренний мир»

Цель:  учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

Методы и приёмы: беседа, пиктограммы, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность.

 Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Упр. «Слушаем себя»;

Игра «Свет мой зеркальце скажи»;

Игра «Знакомство -представление»;

Рисунок «Мне это нравится».

«Ритуал прощания»

Работа у доски

Включение в  «Моё настроение»

Проигрывание игровых ситуаций «Клоуны»

Игра – концерт на лучший весёлый танец.

Вспомнить вместе с ребёнком случаи из жизни, когда он радовался.

Поиграйте с ребёнком в игру «Какое у меня настроение»

Как можно чаще включайте весёлую музыку для поднятия настроения с утра.

«Мой любимый сказочный герой»

Цель: продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (весёлый - грустный), учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку. способствовать самовыражению ребёнка; продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность.

«Мой ласковый и нежный зверь».

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных; продолжать воспитывать чувство заботы о животных, сострадание к бездомному животному; продолжать учить детей подражать характерным жестам, движениям, позам, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении; развивать воображение детей, выразительность их движений.

Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие

«Ритуал приветствия»

Игра «хоровод сказочных героев»;

Игра «Любимый сказочный герой»;

Рисунок «Мой любимый сказочный герой». Просмотр мультфильмов по желанию детей.

«Ритуал прощания»

Игра «Придумай клички животным по картинкам»;

Игра «Большой -маленький»;

Игра «Изобрази животное»;

Игра «Сказочная зверюшка»;

Рисунок «Сказочная зверюшка»

Обыгрывание русской народной сказки «Гуси лебеди»

Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам.

Игр.упр. «Зеркало

П.и «Дракон кусает свой хвост»;

Игр.упр «Смешной рисунок»

Отгадывание загадок и кроссвордов по страницам знакомых сказок. Просмотр мультфильмов и обсуждение характеров и поступков героев. Предложить придумать свою сказку.

Предложить сделать сказочное животное с помощью природного материала на выставку детского творчества

«Животные неведанной страны»

«Мой волшебный дом»

Цель: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие внимания и интереса к партнёрам по общению; развитие самосознания и индивидуальности; снижение психоэмоционального напряжения.

Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Игра «Строители»;

Упр «Стройка»;

Упр. «Робот в доме»;

Рисование «Мой волшебный дом»

«Ритуал прощания»

Строительство сказочного городка.

Предложить ребёнку сделать в его комнате перестановку и украсить комнату поделками сделанными своими руками.

«Я знаю, я умею, я могу!».

Цель: закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и о своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Игра «Я и другие»;

Игра «Колдун»;

Игра «Я знаю, я умею, я могу»;

Рисование «Наша группа».

«Ритуал прощания»

Игр.упр «Лото настроений»;

Игра «Зеркало»

Обсудить с ребёнком какие поручения он может делать дома самостоятельно. Хвалите ребёнка за самостоятельность и инициативность.

РАЗДЕЛ «Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ»

Январь

 «Мы так похожи».

Цель: формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Игра «Ассоциации»;

Игра  «Подарок»;

Игра «Мыльные пузыри»;

Игра «Комната смеха»

«Ритуал прощания»

Игра «Зеркало»;

Игра «Составь портрет своего друга»;

Помочь ребёнку составить рассказ о своём брате или сестрёнке.


«Мы такие разные».

Цель: учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.

Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Игра «Башенка из игрушек»;

Игра «Мы такие разные»;

Игра «Спиной друг другу»;

Игра «Знакомство – представление».

Игра «Давайте говорить друг другу комплементы»

«Ритуал прощания»

Игра «Здравствуй друг»,

Игра «Беседа сквозь стекло»;

Рассматривание фотографий с изображением людей разной внешности, разной национальности.

Провести беседу об уважительном отношении ко всем людям независимо от национальности, внешности и пола. Предложить сделать сувенир для любого ребёнка в группе.

«Язык жестов и движений».

Цель: расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.

Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Игра «Сквозь  стекло»;

Упр. «Артисты пантомимы»;

Игра «Кто Я»

Игра «Заколдованный ребёнок»,

«Ритуал прощания»

Игра «Сквозь стекло»

Игра «Где мы были не скажем, а что делали покажем»

Поиграть с ребёнком в игры, которые знает ребёнок.

Февраль

«Давайте жить дружно»

  Цель: развивать групповую сплочённость;   преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение со сверстниками; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

  Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Игра «Путанка»;

Игра «Психологическая лепка»;

Игра «Договорись взглядом»;

Игра «Не намочи ноги»;

Игра «Доброе животное»

«Ритуал прощания»

Просмотр мультфильма «Крошка Енот»;

Сюжетно - ролевая игра «Детский сад»

Побеседуйте с ребёнком дома на тему «Дружба», подводить ребёнка к тому, что необходимо учиться дружить со всеми детьми.

«Доставляй людям радость добрыми делами»

Цель: Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и  предупредительность к окружающим, и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщить правила доброго, вежливого обращения.

   Методы и приёмы: беседа, игра, игровое      упражнение.

   Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Беседа по теме;

Игра «Хорошо – плохо»;

Игра «Школа вежливости»;

Ролевое проигрывание ситуаций и их обсуждение;

Этюд с неопределённым концом: «Как бы ты поступил»

Дежурство по столовой.

Рассматривание иллюстраций к книге «Что такое хорошо и что такое плохо».

Спросите ребёнка, какие правила вежливости он знает. Проведите с ребёнком беседу на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо»

«Мальчики и девочки».

 Цель: учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навыки общения мальчиков с девочками.

  Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

Физическое  развитие

«Ритуал приветствия»

Игра «Петушки»

Игр.упр «Приглашение на танец»;

Игра «Лужа»;

Игра «Найди свою пару»;

Игра «Комплементы по кругу».

Рисование эмблемы

 «Я - девочка»,

«Я -мальчик».

«Ритуал прощания»

Сюжетно –ролевая игра «Семья»

Д.и «Кому это нужно»

Д.и «Профессии»

Напоминать мальчикам об уважительном отношении к девочкам. Чтение художественной литературы С.Маршак «О девочках и мальчиках».

Март

«С кем я живу».

Цель: помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

   Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Беседа «Что такое семья»;

Упр. «Кто кому кто»;

Беседа «Чем порадуем родителей»;

Игра «Мы очень любим»;

Рисунок «Особый день моей семьи».

«Ритуал прощания»

Сюжетно  -ролевая «Семья»;

Д.и «Детёныши и его семья»;

Игра «Назови ласково»,

Рисование «Моя дружная семья».

Предложить в домашней обстановке посмотреть семейный альбом. Сделать герб своей семьи.

«Зачем нужен друг»

   Цель: Воспитывать и развивать осознанные       взаимно доброжелательные отношения с  ровесниками, понятия о дружбе, друзьях. Выработать понимание, что дружеские отношения сверстников зависит от того, как ребёнок взаимодействует с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником в игре.

  Методы и приёмы: беседа, игра, игровое упражнение, продуктивная деятельность.

«Мы поссоримся и помиримся»

Цель: Учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтной ситуаций. Учить детей пользоваться общими игрушками, уступать друг другу и считаться друг с другом, уместно употреблять различные формы извинений. Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

    Методы и приёмы: беседа, игра, игровое    упражнение.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Д.и «Кого не стало»

Беседа по теме;

Прослушивание грамзаписи о дружбе;

Ролевое проигрывание ситуаций;

Этюд «Скажи доброе слово, комплемент другу». «Ритуал прощания»

«Ритуал приветствия»

Игра «Хоровод»

Беседа по теме;

Упр. «Умей извиниться»;

Чтение худ.литературы А.Кузнецова «Поссорились»;

Ролевое проигрывание ситуаций; рассказы детей из личного опыта.

Игра «Коврик мира»

«Ритуал прощания»

Сюжетно -ролевые игры «Строители»,

«Разведчики»

Игра «Здравствуй друг».

Сюжетно – ролевые игры по желанию детей.

Игра «Совместный рисунок»;

Игра «Здравствуй друг».

Обратить внимание на то, что он должен учиться находить себе друзей, ведь одному быть скучно, грустно и плохо. Поощряйте общение ребёнка с другими детьми, его вопросы, высказывания, рассказы о новом друге.

Попросите вспомнить ребёнка, какие вежливые слова он уже знает. В повседневной жизни побуждайте ребёнка уместно употреблять различные формы извинений. Учите ребёнка избегать ссор, мириться, и просить прощения, обязательно обращаясь к обиженному по имени и глядя в глаза

«Мы готовимся к школе»

Цель: Сформировать понятие готовности к поступлению и обучению к школе, обсудить как необходимо вести себя в школе. Развивать социальные навыки общения; развивать способность к самооценке.

    Методы и приёмы: беседа, игра, игровое    упражнение, продуктивная деятельность.

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное, Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

«Ритуал приветствия»

Беседа по теме;

Игра - упражнение «Выполни задание»;

Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов»;

Этюд с неопределённым концом:  «Как бы ты поступил»;

Игра -конкурс «Кто быстрее соберёт портфель»

Изготовление медалей будущим первоклассникам.

«Ритуал прощания»

Сюжетно -ролевая игра «Школа»;

Рассматривание иллюстраций по теме «Школа».

Организуйте целевую  ребёнку к школе. Покажите дорогу по которой он будет ходить в школу. Напомните ребёнку вежливые слова, которые необходимо употреблять обращаясь с просьбой.

Леонтьева Елена Викторовна МБДОУ д/с «Рябинушка»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию  детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...

Программа по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нормам и правилам поведения в обществе на основе гуманистических ценностей....

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

План- программа по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Цель: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Комплексно-целевая программа рассчитана на 1 год и направлена на решение следующих задач: создание...

Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»

Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду» ...