Анализ пространственной предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
статья на тему
Пространственная предметно-развивающая среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno_razvivayushchaya_sreda.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ пространственной предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
Провела: Драч Юлия Викторовна
Заместитель директора по дошкольному воспитанию МБОУ «Кулунскя ООШ».
Пространственная предметно-развивающая среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей их развития.
Предметно-развивающая среда в дошкольной группе служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно- пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.
В МБОУ «Кулунская ООШ» одна разновозрастная дошкольная группа. Наше учреждение реализует основную образовательную программу дошкольной группы МБОУ «Кулунская ООШ», разработаную на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования, Утвержденного Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
Кроме того учтены концептуальные положения используемой в МБОУ Образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа определяет организацию воспитательно-образовательной деятельности (содержание, формы) в МБОУ «Кулунская ООШ».
Основная образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
В связи с внедрением в ДОУ основной образовательной программы дошкольного образования возникла необходимость пересмотреть предметно-развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2017-2018 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.
Организация развивающей среды в дошкольной группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Перед педагогами дошкольной группе, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Создавая предметно- пространственную развивающую среду учитывали следующие принципы:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В группе создано место для детской экспериментальной деятельности.
При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Наша группа оснащена:
материалами и оборудованием для игровой деятельности;
материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
материалами и оборудованием для двигательной активности.
Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.
Для речевого развития созданы:
-серии сюжетных картинок, для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;
- детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т. д. ;
- уголок театрализации с различными видами театров, в ДОУ присутствует ширма, костюмы, шапки-маски, записи детских песен и сказок.
Для умственного развития созданы:
- математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;
- уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, часами, лейками, микроскопом.
Для эстетического развития созданы:
- уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д.;
- музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами.
В группе имеются сюжетно-ролевые игры: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека», «Больница», «Гараж», «Мастерская».
Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
В группе для детей младшего возраста есть каталки, качалки, машины и другие двигательные игрушки. Старшие ребята с увлечением играют конструктором «Лего», собирают пазлы, с большим удовольствием играют в шашки. Включают в игру небольшие игрушки, фигурки животных, людей, машинки.
При создании предметно-развивающей среды педагогами учитывается и региональный компонент: представлены альбомы, художественная литература, бросовый и природный материал для художественного труда.
Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группе имеется спортивный уголок, который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки.
Для родителей оформлен информационный уголок, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголок детского творчества.
После проведенного анализа организации предметно - пространственной развивающей среды в группе, в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:
Материал и оборудование в дошкольной группе подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.
Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей каждого возрастной группы.
Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в группе мальчиков и девочек.
При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом).
Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, а так же обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитии. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовета «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС»
Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовате...
Доклад на тему "Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС"
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образователь...
Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС
Об организаци предметно - пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС...
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в соответствии с ФГОС ДОО.
Выступление на педагогическом совете ДОО на тему: Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в соответствии с ФГОС ДОО....
Анализ пространственной предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО
Анализ пространственной предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО...
ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Консультация для молодых педагогов.Развивающая предметно-пространственная среда - определенное пространство, организационнооформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения ...
Анализ пространственной предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС ДОО первой младшей группы.№1
При создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО опиралась на требования ФГОС, где учитывала закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и к...