Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС
консультация (подготовительная группа) на тему
Об организаци предметно - пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_predmetno.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС
Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно - пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной организации должна быть:
- содержательно – насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- эстетически – привлекательной.
Развивающая предметно – пространственная среда должна выступать как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое. В целом принцип динамичности - статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимые условия ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (книжный уголок, шкафчик с игрушками и т. д.).
При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в подготовительной группе детского сада, мной учитывались следующие принципы:
1. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро остваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда - это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.
2. Для развития самостоятельности, среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотек, игровых лабораторий и пр., которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно – пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.
3. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможности внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
4. Познавательная среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования).
5. Проектная деятельность стимулирует детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение - важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
6. Для самовыражения средствами искусств образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками из дерева и глины.
7. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать. Побуждать к подвижным играм. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных зон («Центры», «Уголки», «Площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающие оборудование и т. д.). Все предметы должны быть доступны детям. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают:
- уголок для сюжетно ролевых игр («Правила дорожного движения», «Театр», «Автобус», «Семья», «Магазин», «Почта», «Ателье», «МЧС», «Больница»);
- книжный уголок;
- зона для настольно печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Примерный план организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в подготовительной группе .
1. Выставка для детей и родителей «Проектная деятельность в детском саду».
2. Выставка творческих работ детей (поделки, рисунки, аппликации.)
3. Книжка – передвижка (Рекомендации для родителей по месяцам).
4. Спортивный уголок. Комплектация уголков: скакалки, обручи, шнуры, кольцеброс, мячи резиновые разных размеров, попрыгунчики, мячи или мешочки с песком для метания, корзины для игр с бросанием, мишень для метания или дартс с мячиками на липучках, кегли; выносной материал (по возрасту детей): мячи резиновые, мяч футбольный, бадминтон, скакалки, обручи, лыжи, хоккейные клюшки, санки и т. д.; наличие бубна для проведения утренней гимнастики.
5. Стенд информации для родителей (Сетка занятий, режим дня, консультации и рекомендации, объявления с мероприятиями в детском саду и в группе и т. д.)
6. Портфолио воспитанников (Папки с работами воспитанников).
7. Уголок природы. В уголке природы находится разнообразный природный материал: шишки, ракушки, камни, мох, семена растений. Имеется оборудование для ухода за комнатными растениями: леечки, пульверизатор, тазики, тряпочки, совочки, фартучки. Центральное место в уголке природы, конечно же, занимает календарь природы.
8. Уголок психологической разгрузки детей.
9. Стол для игры в шашки и шахматы.
10. Книжный уголок. Книги обновляются в соответствии с темой недели и ближайшими праздниками, материал должен соответствовать возрасту ребенку и быть доступным. В книжном уголке должны находиться книжки, литературные игры, викторины, сюжетные картинки и т. п.).
11. Уголок для сюжетно - ролевой игры «Семья».
12. Выставка детского творчества.
13. Уголок творческой деятельности. Материал, необходимый для творческой деятельности: тонированная бумага, кисти, палитра, непроливайка, акварельные краски, пастель, восковые карандаши, пластилин, доска для лепки и т. д.).
14. Уголок для конструктивной деятельности. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в выкатных ящиках, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.
15. Уголок дежурств по кухне. Уголок оформлен стендом с кармашками, в которых выставляются картинки с именами детей. Так же, здесь висят необходимые для этого атрибуты: фартуки и шапочки.
16. Уголок ряжения. Уголок для сюжетно – ролевой игры «Салон красоты».
17. Музыкальный уголок. Оборудование музыкального уголка включает в себя: игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования: пианино, металлофон, шарманки, дудки, бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т. д. Музыкально-дидактические игры и пособия (нотное лото, нотный стан, музыкальная лесенка), игры, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей. Аудио-, видео- диски и кассеты.
18. Уголок для сюжетно – ролевых игр: «Магазин», «Почта», «МЧС».
19. Уголки для сюжетно – ролевых игр: «Ателье».
20. Уголок для игрушек: машинки, куклы, мелкие игрушки (зоопарк, мебель для маленьких кукол).
21. Математический уголок: математические дидактические игры, счеты, часы и т. п.
22. Уголок для сюжетно – ролевой игры «Театр». Уголок театрально-игровой деятельности оснащен ширмой для кукольного театра, театральными игрушками, персонажами пальчикового театра.
23. Уголок для сюжетно – ролевой игры «Правила дорожного движения».
24. Музыкальный центр для прослушивания детских песен и проведения различных музыкальных мероприятий в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовета «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС»
Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовате...
Доклад на тему "Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС"
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образователь...
Консультация для воспитателей на тему «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»
Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действова...
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в соответствии с ФГОС ДОО.
Выступление на педагогическом совете ДОО на тему: Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в соответствии с ФГОС ДОО....
ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Консультация для молодых педагогов.Развивающая предметно-пространственная среда - определенное пространство, организационнооформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения ...
ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда-определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, ...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...