Проект "Книжкина неделя"
проект по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Светлячок»
Кулундинского района Алтайского края
Разработала
Клевко А.И.,воспитатель
Кулунда 2017
Познавательный проект «Книжкина неделя»
Тема: «Книга – мой лучший друг»
Вид проекта: познавательный, детско-взрослый, краткосрочный.
Продолжительность проекта: одна неделя
Участники проекта: дети младшего и старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Место для проведения проекта: групповые комнаты, музыкальный зал. Деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, во время совместной деятельности педагога с детьми.
Актуальность:
Современные дети, к сожалению, все меньше интересуются книгами. Им просто не интересно проводить вечер за книгой, если есть альтернатива в виде экрана или монитора. А бывает и так, что и рад бы, да нечего почитать, потому, что дома просто нет книг. Из-за отсутствия опыта общения с книгой, вытекает и грубое с ней обращение. Cтрадает словарный запас ребенка, не развивается фантазия, отсутствует интерес к обучению чтению.
Прогнозы неутешительны, к моему глубокому огорчению. Чтобы бумажные книги не исчезли, просто необходимо сблизить детей и книги;
прививать любовь дошкольников к книге, которая даст знания и образцы поведения. Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.
Участие дошкольников в проекте «Книжкина неделя» позволит им обогатить представления о книге, о ее значимости, развивать связную речь, и, конечно же, творческие способности. Самое главное при работе над проектом, опираясь на активность и инициативность дошколят, на их любовь к чему-то новому, раскрыть и показать, что книга, это источник знаний – это верный друг.
Цель проекта:
формирование у дошкольников ценностного отношения к книге через познавательную и творческую деятельность.
Задачи проекта:
расширять представления детей о многообразии и значимости книг, о том, как создаются книги;
формировать у детей познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать;
воспитывать бережное отношение, любовь к книге;
способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы;
воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции;
развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное, в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении);
дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка.
Решение задач с родителями
Консультация-практикум «Читаем вместе». Родителям дана информация о роли книги в развитии речи ребенка.
Были предложены дидактические игры для проведения в домашних условиях «Я начну, а ты продолжи», «Угадай-ка», «Одним словом».
Родителям предложено совместно со своими детьми изготовить книжку-малышку на тему «Моя любимая сказка».
Наглядная информация: «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей!», «Какие сказки читать детям?», «Читаем всей семьёй!», «Воспитание художественной литературой!», «Игры с детьми по развитию речи», «Характеристика речи ребёнка дошкольника».
Решение поставленных задач с детьми
Детям предложено совместно со своими родителями принять участие в создании выставки «Книжкин дом»; в конкурсе рисунков «Мой любимый герой».
В группе был проведен день детской книги. В этот день читались различные сказки, потешки, стихи, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки.
По сюжету сказок и стихов были организованы сюжетно-ролевые игры. Пословицы и поговорки применялись в общении.
Результат
Родители получили информацию о важности художественной литературы в развитии ребенка.
Изготовили совместно с детьми выставку рисунков.
Для дальнейшего контроля совместно с родителями была оформлена выставка на тему «Любимая книга моего малыша».
Предполагаемый результат:
Дети научатся распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
привлечение родителей к жизни детского сада;
у детей будут формироваться знания и представления о книге, а так же бережное отношение и интерес к ней;
детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям;
инсценировка по прочитанным произведениям в исполнении детей;
будет оформлена выставка «Закладка для книжки своими руками», «Любимая книга моего малыша»; проведение акции «Подари книгу детскому саду»;
оформление уголка «Книжкин дом»;
Этапы работы над проектом:
I этап Подготовительный
- Определение цели проекта и решение поставленных задач
- Подбор загадок, пословиц о книге
- Включение в планы дня мероприятия по проекту
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей, набор настольного театра
- Оформление уголка «Книжкин дом».
II этап Основной
План мероприятий по проекту «Книжкина неделя»
План мероприятий тематической недели
«Книга – мой лучший друг!»
Дата | Тема дня | Мероприятия | Участники | Ответственные |
19.06.17 ПН. | День книги | 1.Открытие тематической недели «Книга – мой лучший друг!» | все возрастные группы | воспитатели |
2. Беседы с детьми о важности книги для человека «Книги разные нужны, книги разные важны» 3.Игра-занятие «Книжка заболела» 3. Акция «Подари книгу детскому саду» | все возрастные группы | Воспитатели младших и старших групп Родители всех групп | ||
20.06.17 ВТ. | День великого сказочника | 1.Беседы о творчестве К.И.Чуковского Развлечение «Путешествие по сказкам К.Чуковского» «Добрый мир сказок Чуковского» «В гостях у дедушки Корнея» | младшие группы средняя группа старшая группа | Воспитатели: КлевкоА.И., Мартыновская Т.Н. Пиманова О.А. Жукова К.Д. |
2. Домашнее задание: Нарисовать любимых героев произведений, и подготовить рассказ о нем (из какой сказки, что он делает, во что одет и т. д.) | все возрастные группы | родители всех возрастных групп | ||
21.06.17 СР. | День знатоков книги | 1.Литературные викторины: «Страничка потерялась» «В гостях у сказки» «Хочу всё знать» |
младшие гр. средняя гр. старшая гр. | Воспитатели |
2. Выставка «Книжкин дом» | все возрастные группы | Воспитатели | ||
22.06.17 ЧТ. | День творчества | 1. Изготовление закладки «Весёлый карандаш» «Закладка для Совы» | старшая гр. младшая гр. | Воспитатели Жукова К.Д. Клевко А.И. |
2. Книжная выставка «Любимая книга моего малыша». «По страницам русских народных сказок» | младшая гр. старшая гр. | Воспитатели, родители, дети | ||
23.06.17 ПТ | День детского таланта | 1. Конкурс чтецов «А.Л.Барто – детям» 2. Подведение итогов конкурса 3. Закрытие тематической недели «Книга – мой лучший друг!» | все возрастные группы | Музык.рук., воспитатели родители всех возрастных групп |
Совместная работа с детьми и родителями в соответствии с поставленной целью
Работа с родителями
- Беседа на тему: «Читаем вместе»
- Консультации для родителей: «Книжка заболела» совместно с детьми вылечить книги
- Пополнение библиотеки группы
Работа с детьми
- Выставка книг
- Беседа с детьми на тему: «Книги разные нужны, книги разные важны»
- Нарисовать любимых героев
- Развлечение «Путешествие по сказкам К.Чуковского»
- Знакомим детей с пословицами о книгах и загадками
- Чтение стихотворений А.Л.Барто «Игрушки»
- Оформление уголка «Книжкин дом»
- Изготовление закладки для книг
III этап Заключительный
Анализ работы над проектом:
Работа проводилась в течение недели, родители и дети приняли активное участие в работе.
Реализация проекта проходила в игровой форме. Выставка книг в течение недели постоянно пополнялась, как новыми, так и старыми книгами отремонтированными родителями и детьми. Дети охотно рассказывали, как они вместе с родителями лечили ту или иную книгу.
Прослеживалось бережное обращение к книге и интерес к художественным произведениям.
После бесед с родителями на тему: «Читаем вместе», многие возобновили чтение сказок и рассказов на ночь детям.
Наблюдалось умение пересказа любимой сказки, через демонстрацию своей работы «Мой любимый сказочный герой».
Дети с большим удовольствием помогли Сове сделать закладку. Каждый ребёнок проявил свою творческую индивидуальность. Итогом данной работы стала организация выставки «Закладка для книжки своими руками». Совместно с родителями был оформлен и благодаря акции постоянно пополнялся уголок «Книжкин дом». Дети с большим интересом принимали участие в развлечении; в конкурсе чтецов приняли активное участие и показали хорошие результаты. Через творческую работу детей и беседы была достигнута цель, поставленная нами в проекте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа на тему: «Книги разные нужны, книги разные важны»
Цель:
- Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам;
- развивать речевую активность по словесному описанию и иллюстрациям;
- определять знакомые книги и сказки.
Ход беседы:
Воспитатель: - Ребята, вы любите, когда вам читают книжки? Кто вам их читает? А в нашей группе есть книги? Где же они живут? Правильно, в нашем книжном уголке. А вы заметили, что недавно в наш книжный уголок прилетела Сова, она прочитала много книг и поэтому стала такой умной. Весь день она сидит здесь на полке, наблюдает за нами, а вечером, когда вы уходите домой, она разговаривает со мной. Сегодня мудрая Сова согласилась поговорить и с вами.
Воспитатель: (берет Сову): «Здравствуйте, ребята! Я каждый день наблюдаю за вами и вижу, кто из вас любит книги, кто умеет с ними обращаться бережно, аккуратно. А ведь умные люди уже давно сказали: «Книги – это лучшие друзья»! В книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.
Воспитатель: - Мудрая Сова, но наши дети еще не умеют сами читать, как же они узнают, о чем, например, эта книга?
Сова: - Пусть они сначала посмотрят на картинку и скажут, кто на ней нарисован (зайка). Кто же знает стихотворение про зайку? А здесь кто нарисован? (бычок, мишка – чтение стихотворений). Вот видите, вы по картинкам узнали свою любимую книжку, которая называется «Игрушки».
А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?
Маша в коробе сидит, далеко она глядит.
Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?
А несет ее медведь вместе с пирогами.
Провела его малышка, будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка. Это (Маша и медведь).
Воспитатель: Найдите эту книжку в нашем книжном уголке и покажите.
(то же и по другим книгам)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
(Колобок)
Жили-были семь ребят –
Белых маленьких козлят.
Мама очень их любила,
Молочком детей поила.
Тут зубами щелк да щелк
Появился серый волк.
(Волк и семеро козлят)
Воспитатель: Ты знаешь, Мудрая Сова, мы с ребятами читаем сказки, а потом в них играем. Давайте покажем, как мы это делаем!
Игра-разминка «Ровным кругом»
- как бабушка Колобка стряпала? (показывают движения)
- как Машенька в лесу грибочки собирала?
- как дед Репку из земли тянул?
(вновь посадить на стульчики)
Сова: - А знаете ли вы, что есть люди, которые умеют сочинять интересные сказки, веселые истории для ребят?
Воспитатель: - Конечно, в нашем книжном уголке висит портрет писателя Корнея Чуковского, и ребята хорошо знают его книги. Как, например, называется эта книга? («Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит»).
Воспитатель: - Послушай, я прочитаю несколько строк из этих книг, а ребята мне обязательно помогут.
Сова: - Молодцы! Я поняла, что вы любите книжки, и поэтому решила подарить таким умным и воспитанным ребятишкам сундучок с книгами.
Воспитатель: - Спасибо, Мудрая Сова! Ребята, давайте посмотрим, какие книги лежат в этом сундучке.
- Это книжки-малышки, их очень любят и самые маленькие ребята, и детки постарше. Их удобно положить маме в сумку или в свой рюкзачок и принести друзьям в детский сад.
- А это большая книга сказок. Посмотрите, какие замечательные в ней картинки. Знаете ли вы эти сказки? (показать сначала знакомые 2-3 иллюстрации, а затем новые). Эту замечательную книгу мы будем читать здесь в группе.
Самая умная книга – энциклопедия! В ней можно найти ответы на самые разные вопросы: почему солнце светит? куда уплывают облака? Зачем ежику нужны иголки?
- Эта книга называется Азбука! Вы хотите научиться читать? Все люди: ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились читать по Азбуке. Значит, и вам эта книга очень скоро пригодится!
Ребята, а можно ли в этих книгах рисовать? Конечно, нет! Для этого есть специальные книги-раскраски и Сова подарила нам такие книжки!
Давайте все вместе скажем «Спасибо» и пообещаем их беречь и обязательно прочитать все эти книги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Развлечение «Путешествие по сказкам К.Чуковского»
По традиции праздник начинается с переклички
Вед: Девочки и мальчики! Всем привет! Привет! Все у нас успели? Опоздавших нет?
Вед: Все в сборе! Мы начинаем!!! Дорогие друзья! Сегодня мы все вместе вспомним произведения замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского!
Песня «Начинаем праздник»
1.Чтобы праздник получился, нужно всем ребятам знать:
Можно топать, веселиться, танцевать и хохотать!!!
И в ладоши можно хлопать, можно прыгать и скакать.
Баловаться? Нет, не стоит! И не нужно зря болтать!
Припев: Мы похлопаем, мы потопаем! Мы попрыгаем! И будем танцевать!
Мы похлопаем, мы потопаем! Мы попрыгаем! Будем праздник начинать!
2.Поднимите ручки выше, выше, выше, до небес…
И немного покачайте - получился целый лес!!!
А теперь присядем дружно, притаимся не дыша…
Скажут взрослые: - Постойте! Где же наша детвора?
Вед: Сегодня у нас в детском саду выросло необычное дерево –ЧУДО ДЕРЕВО! На нем растут башмачки, сандалики, носочки и чулочки! Посмотрите, ребята в носочках спрятаны загадки по сказкам К.И.Чуковского! Давайте все вместе их разгадаем! Итак:
1.В какой сказке пожар тушили пирогами, и блинами, и сушенными грибами? Правильно! Путаница! Я предлагаю, вспомнить фрагмент из этой сказки … Я буду начинать. А вы продолжать!
Вед: Замяукали котята…
Дети: Надоело нам мяукать! Мы хотим как поросята, хрюкать!
Вед: А за ними и утята
Дети: Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, квакать!
Вед Свинки замяукали…
Дети: Мяу-мяу-мяу!
Вед: Кошечки захрюкали…
Дети: Хрю-хрю-хрю…
Вед: Уточки заквакали…
Дети: Ква-ква-ква!
Вед Курочки закрякали…
Дети: Кря, кря, кря!
Вед: Воробышек прискакал и коровой замычал…
Дети: Му-у-у-у-у-у!!!!!
Вед: Прибежал медведь и давай реветь…
Дети: Ку-ка-ре-ку-у-у-у!!!
Вед: Только заинька был паинька:
Не мяукал и не хрюкал – под капустою лежал,
И зверюшек неразумных уговаривал:
Зайка (ребенок): «Кому велено чирикать - не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать - не чирикайте!
Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!»
Воспитатель: Но веселые зверята – поросята, медвежата –
Пуще прежнего шалят, зайца слушать не хотят!
Дети исполняют парную общую пляску «ПОПЛЯСАТЬ СТАНОВИСЬ»
Вед: Молодцы! Ну что ж достаем следующую загадку!
У неё сбежали блюдца, самовар и утюги!
И кастрюли, ложки, вилки,
И половник и ножи!
У кого случилось горе? Это…(Бабушка Федора)
Выходит бабушка Федора
Федора: Здравствуйте, ребята! Я бабушка Федора! У меня большое горе! Я посуду не любила, я её совсем не мыла, я их била, загубила! Помогите, мне ребята! Как посуду мне вернуть!
Вед: Ребята, что нужно сделать? Правильно её нужно вымыть! А ну за работу! Поможем!
Игровая двигательная зарисовка «Моем посуду»
Вед: Посмотри, бабушка! Возвращается посуда. Самовар сюда спешит! Какой чистый, весь блестит!
Вед: А нам пора заглянуть в следующий носочек и достать очередную загадку!
Она по полю пошла…Она денежку нашла…
Поспешила на базар, а там купила самовар! Кто это ребята? Правильно! Муха Цокотуха! Давайте мы все вместе, исполним эту сказку!
Песня – танец «Пяточка носочек»
Вед: Здорово! Молодцы! А у меня вопрос? Ребята вы любите ходить к врачу? А как звали врача, который лечил всех зверей? Правильно Айболит! Давайте мы на минутку представим, что мы стали врачами и сейчас проведем осмотр зверей, посмотрим у кого какие пятнышки, складочки и т.д. Начнем игру!
Песня – игра «У жирафа складки»
Вед: Ребята, посмотрите, к нам спешит настоящий доктор Айболит!
Айболит: Здравствуйте, ребята? Как я рад вас видеть! Ой, извините…У меня зазвонил телефон…Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? А что вам надо? Шоколада! Хорошо! Извините, так как вы себя чувствуете? Не болеете? Сейчас я вас осмотрю: покажите мне ваши ладошки, а теперь ушки, а теперь языки? Молодцы, все здоровы! Ой, у меня опять звонит телефон! Что случилось? Заболели обезьянки! Понятно! Ребята, мне нужно срочно отправляться в Африку лечить больных обезьянок! А вы берегите свое здоровье: не забывайте кушать витамины и каждое утро делать зарядку! До свидания!
Вед: Я очень надеюсь, что обезьянки поправятся и смогут танцевать свой любимый танец «Джамбо»
Вед: А у нас осталась последняя загадка! Он – Великий Умывальник! Он мочалок Командир! Умывальников Начальник! Знаменитый …Правильно, Мойдодыр! Мойдодыр очень любит шампунь, мыло душистое, и очень любит мыльные пузыри! А вы, ребята! Тогда давайте поиграем с ними, устроим мыльное представление!!!
Дети пускают мыльные пузыри
Вед: Замечательный праздник у нас получился. Я вижу, что вы знаете и любите сказки, К.И.Чуковского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы с детьми по темам «Неделя города», «Сказочная неделя», «Урожайная неделя», «Неделя познания», «Праздничная неделя»
Тематическое планирование для старшей общеобразовательной группы детского сада...
Отчеты о проведении тематических недель во второй младшей группе: " Неделя здоровья" , "Неделя безопасности"
Иногда написание отчета о проведении тематической недели является небольшой сложностью, особенно для молодого специалиста: форма, стиль и т.д. Предлагаю в качестве альтернативы имеющимуся ...
Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на октябрь месяц. Темы (1 неделя - "Изменения в природе", 2 неделя - "Овощи, фрукты", 3 неделя - "Откуда хлеб пришёл?" , 4 неделя - "Мир домашних животных", 5 неделя - "Мир диких животных").
Темы (1 неделя - "Изменения в природе", 2 неделя - "Овощи, фрукты", 3 неделя - "Откуда хлеб пришёл?" , 4 неделя - "Мир домашних животных", 5 неделя - "Мир ...
Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Декабрь месяц (Темы: 1 неделя - "Мир сказок", 2 неделя - "Зима не лето - в шубу одета", 3 неделя - "Мастерская Деда Мороза", 4 неделя - "Новый год стучится в дверь, открывай ему скорей"
Календарно - театическое планирование для второй младшей группы на Декабрь месяц....
Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль.Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Семейные праздники - Масленица".
Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль. Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Се...
Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»
Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»Цели: приобщение детей к книге; воспитание желания к постоянному общен...
Грамота администации МБДОУ "Детский сад им.Ю.А. Гагарина" за активное участие в проведении "Недели здоровья - 21", "Недели здоровья-22", "Неделя здоровья-23"
Привлечение детей и родителей к здоровому образу жизни....