Проблемные ситуации как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников
статья на тему

Бережная Лариса Николаевна

Использование проблемных ситуаций в работе со старшими дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бережная Лариса Николаевна,

воспитатель  МА ДОУ города Нижневартовска

ДС № 80 «Светлячок»

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с этим, сегодня перспективным становится использование проблемного обучения, при котором развиваются самостоятельность мышления, познавательные умения и способности ребенка. В ходе образовательного процесса педагог может использовать различные звенья для формирования у детей умений принимать и ставить познавательные задачи, слушать и слышать, смотреть и видеть, следовать указаниям. Кроме того, внимание воспитателя направлено на формирование у дошкольников умения планировать свою работу, выбирать необходимые пути и средства решения проблемной  задачи, контролировать ход деятельности и оценивать ее результаты.

Использование проблемного обучения в дошкольном возрасте имеет ярко выраженную специфику. Наиболее сложный вопрос – это вопрос о положительной мотивации деятельности. Многие исследователи отмечают, что проблемная задача только тогда породит в сознании ребенка проблемную ситуацию, когда она субъективно значима для него, т.е. у ребенка есть потребность в ее решении. Именно дополнительные стимулы в дошкольном возрасте необходимы.

Использование проблемных задач положительно сказывается на активизации ребенка. Если на первых порах дети выжидающе смотрят на взрослого, высказываются нерешительно, то при повторном использовании заданий проблемного характера картина начинает меняться. Практически каждый ребенок имеет версию решения проблемы и хочет донести ее до окружающих. Характерно, что дети при таком обучении более внимательно начинают выслушивать друг друга, ответы становятся более оригинальными.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Характерные признаки проблемного обучения:

  • возникает состояние интеллектуального затруднения;
  • возникает противоречивая ситуация;
  • появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;
  • проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.

Существуют четыре уровня проблемности:

1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а,  увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Использование проблемного обучения положительно влияет на развитие творческого преобразующего мышления у старших дошкольников, что позволяет детям проявлять активность и самостоятельность при решении проблемных и житейских задач.

Решение проблемных ситуаций в различных видах детской деятельности получили распространение и в работе с детьми нашей группы.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); 
– ставим проблемные задачи.

Наиболее распространенным приемом является постановка вопроса проблемно-поискового характера: «Почему белочка шубку меняет два раза в год, а мех на хвостике только один раз?»,  «Если все растения содержат много воды, то почему она не течет, когда режешь морковку, яблоко, картошку?», «Почему мухи и комарики прилипают к паутине паука, а он быстро бегает по липкой паутине и не прилипает?» и многие другие.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов. Этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...

Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

Самообразование на тему "Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, к...

Подвижная игра как средство формирования познавательной способности у дошкольников

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. В игре дети получают удо...