Подвижная игра как средство формирования познавательной способности у дошкольников
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. В игре дети получают удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараются победить, соревнуются, получают опыт от своих ошибок и учатся исправлять их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.i._poznavat_akt.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Подвижная игра как средство формирования познавательной способности у дошкольников»

Главное – ребенок должен расти здоровым. Здоровье – важнейшая предпосылка для правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. Ребенок постоянно познает мир. Чем больше предметов попадает в его поле зрения, тем активнее становится познавательная потребность, которая превращается в любознательность. Психика содержит целый комплекс познавательных процессов, с помощью которых человек перерабатывает полученную информацию:

  • Память
  • Внимание
  • Восприятие
  • Мышление
  • Воображение
  • Речь
  • Ощущения

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 ФЗ [36] гласит: Статья 64. Дошкольное образование.

«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Для  его реализации в настоящее время разработан проект  «Государственная программа РФ развития образования на 2013 - 2020 гг. [12] В  Подпрограмме 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»

 Этот документ определяет  цель:                       

Создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.

·       Модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных учреждений к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологической экономике.

Для обеспечения современного качества дошкольного образования   введен  ФГОС ДОО [36] Приказ №1155 от 14.ноября 2013 года.

Реализация ФГОС ДОО позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка дошкольного возраста, где бы он это образование ни получал - в городском или сельском детском саду, а также вне зависимости от вида дошкольных образовательных учреждений или иного образовательного учреждения, численности воспитанников, режима его функционирования. ФГОС ДОО  ориентированы не на раннее обучение детей, а на их физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное развитие, на развитие воображения, любознательности и интереса к миру, на формирование базовых навыков общения и сотрудничества.  Стандарт разработан на основе конституции РФ и законодательства  РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. Некоторые из принципов стандарта основаны на:

·        Поддержке разнообразия детства; сохранения уникальности и самооценке детства.

·        Личностно-развивающем и гуманистическим характером взаимодействия взрослых (родителей законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей;

·        Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Следовательно, цель дошкольного воспитания – всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, которое предусматривает: охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного психического и физического развития. Физическое развитие детей охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение  для умственного, нравственного, трудового и эстетического развития. Базисное значение разностороннего физического развития на разных этапах онтогенеза хорошо известно, однако система физического воспитания в ДОУ далека от совершенства. В недооценке физического воспитания дошкольного детства кроется одна из причин высокой заболеваемости и плохой физической подготовленности детей.

Подготовка детей к школе – длительный и сложный процесс. Правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач педагогов ДОУ. Проблема рационального подбора специальных упражнений, средств и методики их применения в практике физического воспитания детей дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в школу, является актуальной и требует дальнейшей разработки. Цель познавательной деятельности состоит не только в усвоении детьми определенной системы знаний и умений, но и их психическом развитии. Мотивы познавательной деятельности начинают складываться у детей на 5- м году жизни и проявляются в стремлении исследовать предмет и явление, пытаясь установить причинно – следственные связи. Одной из форм организации познавательной деятельности дошкольника являются игры (С.А. Лебедева, 1993).[21]

Ведущие педагоги внесли существенный вклад в методику  физического развития в ДОУ. И.М. Козлов(1992) [19] обосновал состояние и требования к местам физкультурных занятий. М.А. Правдов (1992) [33] разработал методику физкультурных занятий с детьми 5-6 лет, где уже есть элементы умственного развития (на одном из тренажеров был расположен алфавит). Ю.Б. Никифоров(1994) [28] показал возможности использования тренажерных устройств на занятиях по физическому развитию  старших дошкольников. С.Б. Шарманова (1995) [31] разработала методику проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста с использованием средств ритмической гимнастики.

Также  ориентируясь на работы психологов, решающих проблемы умственного развития дошкольников, в частности, развития познавательной деятельности детей. Данные, полученные в исследованиях Д.Б. Эльконина,[39] Ш.А. Амонашвили,[1] Л.А. Венгера,[7] позволяют считать дошкольный период сензитивным для развития познавательной деятельности и личности в целом. Одной из форм организации познавательной деятельности дошкольника, по мнению С.А. Лебедевой, [21] являются игры.

Учитывая вышесказанное  и то, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, я попыталась осуществить на практике принцип «познаем и развиваемся, играя», который в настоящее время становится все более значимым в организации создания предметно - пространственной среды в ДОУ, что и определило актуальность данного исследования. Дети развиваются играя. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. В игре дети получают удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараются победить, соревнуются, получают опыт от своих ошибок и учатся исправлять их.

Нейроигры помогают дошкольникам сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, научиться быстро переключаться с одного задания на другое и расширяют арсенал умений и навыков, как в двигательной сфере, так и в других направлениях познавательной деятельности. Такие игровые технологии могут дать хороший толчок для развития мозга.

По словам Выгодского «Игра по виду мало напоминает то, к чему она приводит, и только внутренний глубокий анализ её даёт возможность определить процесс её движения и её роль в развитии дошкольника».

  1. Игра «Рисование по спине»

Карточки с геометрическими фигурами. В парах один рисует, то что изображено на карточке у партнера на спине, другой опреде5ляет, какая это фигура.

  1. Гимнастика для пальцев

Сидя на полу, или на стульях, ладони на ногах. По очереди поднимать пальцы сначала одной руки ( правой, левой) затем на двух руках одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...

Проблемные ситуации как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников

Использование проблемных ситуаций в работе со старшими дошкольниками....

Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»

Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...

Музыкальные подвижные игры как средство развития творческих способностей младших дошкольников

Статья о роли музыкальных подвижных игр в развитии детей младшего возраста. Об их влиянии на развитие индивидуальных способностей ребёнка, в том числе музыкальных....

Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников

Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников...

Самообразование на тему "Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, к...