Подвижная игра как средство формирования познавательной способности у дошкольников
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. В игре дети получают удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараются победить, соревнуются, получают опыт от своих ошибок и учатся исправлять их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.i._poznavat_akt.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подвижная игра как средство формирования познавательной способности у дошкольников»
Главное – ребенок должен расти здоровым. Здоровье – важнейшая предпосылка для правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. Ребенок постоянно познает мир. Чем больше предметов попадает в его поле зрения, тем активнее становится познавательная потребность, которая превращается в любознательность. Психика содержит целый комплекс познавательных процессов, с помощью которых человек перерабатывает полученную информацию:
- Память
- Внимание
- Восприятие
- Мышление
- Воображение
- Речь
- Ощущения
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 ФЗ [36] гласит: Статья 64. Дошкольное образование.
«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Для его реализации в настоящее время разработан проект «Государственная программа РФ развития образования на 2013 - 2020 гг. [12] В Подпрограмме 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»
Этот документ определяет цель:
Создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.
· Модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных учреждений к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологической экономике.
Для обеспечения современного качества дошкольного образования введен ФГОС ДОО [36] Приказ №1155 от 14.ноября 2013 года.
Реализация ФГОС ДОО позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка дошкольного возраста, где бы он это образование ни получал - в городском или сельском детском саду, а также вне зависимости от вида дошкольных образовательных учреждений или иного образовательного учреждения, численности воспитанников, режима его функционирования. ФГОС ДОО ориентированы не на раннее обучение детей, а на их физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное развитие, на развитие воображения, любознательности и интереса к миру, на формирование базовых навыков общения и сотрудничества. Стандарт разработан на основе конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. Некоторые из принципов стандарта основаны на:
· Поддержке разнообразия детства; сохранения уникальности и самооценке детства.
· Личностно-развивающем и гуманистическим характером взаимодействия взрослых (родителей законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей;
· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Следовательно, цель дошкольного воспитания – всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, которое предусматривает: охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного психического и физического развития. Физическое развитие детей охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для умственного, нравственного, трудового и эстетического развития. Базисное значение разностороннего физического развития на разных этапах онтогенеза хорошо известно, однако система физического воспитания в ДОУ далека от совершенства. В недооценке физического воспитания дошкольного детства кроется одна из причин высокой заболеваемости и плохой физической подготовленности детей.
Подготовка детей к школе – длительный и сложный процесс. Правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач педагогов ДОУ. Проблема рационального подбора специальных упражнений, средств и методики их применения в практике физического воспитания детей дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в школу, является актуальной и требует дальнейшей разработки. Цель познавательной деятельности состоит не только в усвоении детьми определенной системы знаний и умений, но и их психическом развитии. Мотивы познавательной деятельности начинают складываться у детей на 5- м году жизни и проявляются в стремлении исследовать предмет и явление, пытаясь установить причинно – следственные связи. Одной из форм организации познавательной деятельности дошкольника являются игры (С.А. Лебедева, 1993).[21]
Ведущие педагоги внесли существенный вклад в методику физического развития в ДОУ. И.М. Козлов(1992) [19] обосновал состояние и требования к местам физкультурных занятий. М.А. Правдов (1992) [33] разработал методику физкультурных занятий с детьми 5-6 лет, где уже есть элементы умственного развития (на одном из тренажеров был расположен алфавит). Ю.Б. Никифоров(1994) [28] показал возможности использования тренажерных устройств на занятиях по физическому развитию старших дошкольников. С.Б. Шарманова (1995) [31] разработала методику проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста с использованием средств ритмической гимнастики.
Также ориентируясь на работы психологов, решающих проблемы умственного развития дошкольников, в частности, развития познавательной деятельности детей. Данные, полученные в исследованиях Д.Б. Эльконина,[39] Ш.А. Амонашвили,[1] Л.А. Венгера,[7] позволяют считать дошкольный период сензитивным для развития познавательной деятельности и личности в целом. Одной из форм организации познавательной деятельности дошкольника, по мнению С.А. Лебедевой, [21] являются игры.
Учитывая вышесказанное и то, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, я попыталась осуществить на практике принцип «познаем и развиваемся, играя», который в настоящее время становится все более значимым в организации создания предметно - пространственной среды в ДОУ, что и определило актуальность данного исследования. Дети развиваются играя. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. В игре дети получают удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараются победить, соревнуются, получают опыт от своих ошибок и учатся исправлять их.
Нейроигры помогают дошкольникам сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, научиться быстро переключаться с одного задания на другое и расширяют арсенал умений и навыков, как в двигательной сфере, так и в других направлениях познавательной деятельности. Такие игровые технологии могут дать хороший толчок для развития мозга.
По словам Выгодского «Игра по виду мало напоминает то, к чему она приводит, и только внутренний глубокий анализ её даёт возможность определить процесс её движения и её роль в развитии дошкольника».
- Игра «Рисование по спине»
Карточки с геометрическими фигурами. В парах один рисует, то что изображено на карточке у партнера на спине, другой опреде5ляет, какая это фигура.
- Гимнастика для пальцев
Сидя на полу, или на стульях, ладони на ногах. По очереди поднимать пальцы сначала одной руки ( правой, левой) затем на двух руках одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...
Проблемные ситуации как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников
Использование проблемных ситуаций в работе со старшими дошкольниками....
Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»
Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...
Музыкальные подвижные игры как средство развития творческих способностей младших дошкольников
Статья о роли музыкальных подвижных игр в развитии детей младшего возраста. Об их влиянии на развитие индивидуальных способностей ребёнка, в том числе музыкальных....
Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников
Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников...
Самообразование на тему "Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, к...