Экспериминтирвание в детском саду в условиях реализации ФГОС
презентация на тему

Молчан Ирина Дмитриевна

Цели экспериментирования - это:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Задачи:
• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
• Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Образовательные задачи:
• Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
• Формировать умение делать открытия и выводы;
• Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
• Развивать экспериментальную деятельность;
• Развивать речь детей;
• Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
• Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
• Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
• Воспитывать аккуратность в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл слайды22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №3

Ученые-педагоги утверждают, что результативность обучения человека зависит от того, насколько он вовлечен в исследование мира, который его окружает.

Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование в ДОУ.

Слайд №4

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

  • во второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в экспериментах совместно с воспитателем. Это простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

  • В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Дети вместе с педагогом учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Слайд №5

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Слайд №6

Китайская пословица гласит: 

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

 Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Слайд №7

Детское экспериментирование в ДОУ имеет следующие цели:

Цели игры-экспериментирования:

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Развитие словаря.

Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.

Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Слайд №8

Задачи игры- экспериментирования

Формировать у детей способность видеть многообразие

      мира в системе взаимосвязей.

Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).

Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений

Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью

Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Реализация целей и задач будет успешнее, если процесс  познания выстроен системно и эффективно взаимодействие малыша и взрослого

Слайд №9

Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

Слайд №10

  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

Слайд №11

Другие материалы  :  материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Слайд №12

Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития

 Но следует признать, что далеко не всех детских садах имеется свободное помещение. Выходом из такой ситуации может быть оснащение уголка экспериментирования  в соответствии с возрастными особенностями детей. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона -уголок экспериментирования 

Слайд №13

Для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность, но оснастить уголок экспериментирования в группе вполне можно с помощью родителей. В каждом доме есть бутылочки, ложечки, формочки, крупа и т.п. Чистый песок есть в каждом детском саду. Коллекции камней, различных материалов, фотографий и познавательный материал тоже могут быть собраны с помощью родителей.

Слайд №14- 18

Проводя с детьми игры использую карточки – схемы проведения  игр - экспериментов.  Эти карточки очень помогают и заинтересовывают детей экспериментированием.

Слайд №19- 22

В  работе стараюсь использовать разные форме экспериментально- исследовательской деятельности: наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы

Слайд № 23

Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

-    происходит накопление фонда умственных приемов и операций,   которые рассматриваются как умственные умения;

Слайд №24

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотой петушок» - филиал детский сад «Тополек»

Доклад на тему:

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ»

с.Новобатайск                                           Воспитатель детского сада «Тополек»    

                                                                    Молчан И.Д.      

Эксперимент рисуем молоком

Оказывается, молоко может быть не только вкусным и полезным, но еще и интересным и красивым .

Итак, что нам нужно для эксперимента?

Молоко, краситель, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелочки.

  1. Налить молоко в тарелку. Дать молоку немного постоять в тарелочке.

Молоко должно быть комнатной температуры.

  1. В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов.
  2. Берем ватную палочку, окунаем ее в моющее средство, и прикасаемся ею к поверхности молока, в самом центре тарелки буквально на 10 сек.

Не нужно перемешивать, только прикосновение.

Что же происходит?

Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться! А когда палочку убираем – краски продолжают танцевать!

В чем же секрет фокуса?

Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и, таким образом, приводит их в движение, что способствует появлению таких красивых причудливых разноцветных узоров на поверхности молока                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Растения нашего детского сада» в условиях реализации ФГОС

   Большинство современных детей редко общается с природой.  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается ...

Использование ИКТ в детском саду в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникационные технологии в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования....

Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...

Взаимодействие семьи и детского сада в условиях реализации ФГОС

Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.В законе...

Экспериминтирвание в детском саду в условиях реализации ФГОС

Цели экспериментирования - это:Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация,...

План работы временной творческой группы воспитателей структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» Тема: Патриотическое воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

Цель: приобщить воспитанников к  нравственным и эстетическим ценностям родной культуры. Задачи:формирование у подрастающего поколения верности Родине;изучение истории и культуры Отечества и ...