Сообщение на городском методическом объединении по теме: «Организация исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реализации ООП ДО»
методическая разработка (средняя группа) на тему
В публикации представлены материалы, содержащие практический опыт дошкольного образовательного учреждения в области организации исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mou_no58.docx | 30.47 КБ |
58_prezentatsiya.pdf | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Городское методическое объединение
воспитателей средних групп южной территориальной зоны
Городского округа Подольск
Сообщение
«Организация исследовательской деятельности
детей средней группы в условиях реализации ООП ДО»
Состалено: заместителем директора
Начальной школы - детского сада №58
Гордеевой Ю.А.
23 ноября 2017 г.
Организация исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реализации ООП ДО.
«Расскажи — и я забуду,
покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму»
(Древняя китайская пословица)
Ребенок любого возраста – это исследователь! Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя простое манипулирование с вещами, игрушками. Дети с интересом наблюдают за тем, как ползет гусеница и движется по небосклону солнце, сыплется песок и едет по рельсам поезд, рассматривают разноцветные камешки, снежинки, рисунок на луне: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдения и игры. В ходе этой деятельности ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, т.е. осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия, развивается наглядно-действенное, наглядно-образное мышление.
В среднем дошкольном возрасте развитие интеллекта детей достигает такого уровня, который позволяет им делать простые умозаключения, выводы, находить причины и следствия, т.е. зарождаются основы словесно-логического (абстрактного) мышления. Дети в средней группе вполне способны к освоению таких фундаментальных понятий как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал, некоторые знания о себе и других людях и пр.
Хотим мы того или нет, способствуем ли мы процессу активного изучения и исследования окружающего мира ребенком или оставляем это без внимания, но он идет постоянно, так как ребенок, сталкиваясь с множеством неизвестных ему ранее вещей и явлений, проявляет свою внутреннюю активность, совершая открытия значимые для него.
Это явление можно назвать саморазвитием (спонтанным развитием), которое как раз и базируется на исследовательском опыте ребенка, в его основе лежит детское творчество. В нем ребенок выступает как творец собственной деятельности, реализует свою волю, свои интересы. Однако наиболее продуктивно эта линия саморазвития может быть реализована только при активной поддержке взрослого, организующего процесс воспитания и обучения. Эти две линии развития ребенка тесно связаны между собой и образуют, в конечном счете, единый, целостный процесс.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что внедрение исследовательского метода в образовательный процесс на сегодняшний день - это один из наиболее эффективных путей познания, соответствующий природе ребенка и современным задачам дошкольного образования. В литературе, можно встретить высказывания о том, что наряду с игровой – исследовательскую деятельность также можно назвать ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. Человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует развития поиска новых нестандартных действий в самых разных обстоятельствах, которая основывается на таком качестве личности как креативность, т.е. оригинальность мышления. Актуальность обуславливает цель.
Цель - развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Доказано благотворное влияние такой деятельности на целостное развитие ребенка: благодаря протяженным во времени экспериментам развивает память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивает речь. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Отмечено положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему. Исходя из вышесказанного, вытекают задачи:
Задачи:
- расширить кругозор детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.);
- развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.);
- развивать у детей умственные способностей: мышление, воображение (путем анализа, классификации, сравнения, обобщения и пр.);
- познакомить со способами познания путём сенсорного анализа;
- развивать у каждого ребёнка наблюдательность, элементарный самоконтроль, самостоятельность, коммуникативность.
Исследования и экспериментирование обеспечивает интеграцию всех образовательных областей и развитие высших психических функций:
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое;
-физическое;
-социально- коммуникативное.
Все объекты исследования, доступные детям дошкольного возраста можно разделить на группы:
- живая природа;
- неживая природа;
- физические явления;
- человек – живой организм, «я», человек – пользователь природы, ближайшее социальное окружение;
- рукотворный мир.
Залог успеха при проведении исследовательской деятельности – это правильно организованная предметная среда. «Исследовательская лаборатория», при грамотном её введении в педагогический процесс, представляет педагогам возможность насытить занятия и пробудить живой интерес к объектам исследования, опытнической экспериментальной деятельности, привить начальные навыки самостоятельного исследования.
Используем интересное пособие «бизиборд» - развивающая доска, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов. Известный методист Мария Монтессори предложила перенести подручные бытовые приспособления на стенд для изучения. Таким образом, дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детали, а родители перестанут опасаться за их жизнь. Двигая дверные цепочки, кольца от карниза или замок-молнию ребёнок разовьёт мелкую моторику пальцев и изучит заинтересовавшие его вещи. Таких пособий в нашем учреждении 3, их вы могли увидеть в группе и на выставке.
Требования при оборудовании ППРС для проведения познавательно – исследовательской деятельности:
- Безопасность для жизни и здоровья детей;
- Соответствие возрастным особенностям;
- Насыщенность и привлекательность;
- Доступность расположения;
- Сменяемость (т.е. по мере освоения детьми одни объекты заменяются на другие).
Безопасность при организации исследовательских зон и проведении экспериментов (нельзя мелкие предметы, нельзя те предметы, которыми дети могут порезаться, уколоться и пр.).
Итак, в своем сообщении мы представляем опыт работы нашего детского сада по организации исследовательской деятельности детей среднего возраста.
Природа дает огромный потенциал для исследований:
- Изучая осенние изменения в природе, расширяем кругозор детей, определяем признаки осени, развиваем тактильные ощущения. Находим сходства и отличия листочков и плодов с деревьев (размер, цвет, форма, какая поверхность). В результате такой работы силами воспитателей и родителей создаются лэпбуки, один из которых вы могли увидеть на выставке.
- Какие бывают семена. Уроки Золушки: проблемная задача – как отделить крупные семена от мелких.
- Занятие «Без окон без дверей, полна горница людей…»: где живут семена, изучение плодов.
- В летний период осуществляется наблюдение за цветниками, во время прогулки можно исследовать поведение насекомых и птиц, наблюдать за тем, как растут огородные культуры.
- Исследование: кожура мандарина. После специально организованных занятий привлекают внимание и вызывают интерес детей даже обыкновенные мухи!
- Исследование объектов неживой природы не менее интересно детям. Тем более, что с песком, камешками и водой можно поиграть. Дети очень любят экспериментировать с водой: свойства воды (определить, что вода бесцветная прозрачная жидкость; не имеет вкус и запах, льется, мокрая, растворяет различные вещества: сахар, соль (причем в теплой воде растворение происходит значительно быстрее) может находиться в трех состояниях и т.д.). Резиновые игрушки не тонут в воде, и когда их сжимаешь, появляются пузырьки. При попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
В простой воде пузырьки быстро исчезают, а в мыльной нет.
Не все можно объяснить детям с физической точки зрения сразу. Придет время, и накопленный опыт послужит детям основой формирования научной картины мира.
- Опыты «Растворимость», «Постепенное смешение красок – сообщающиеся сосуды»
- Знакомство со свойствами песка: состоит из песчинок, мелкий, рыхлый, легко сыплется, когда сухой; пропускает воду, на песке остаются следы. Его можно рассмотреть под лупой. А если интересно, откуда берется песок, потереть камень о камень – и вы получите несколько песчинок. Итогом исследования может быть творческая работа – рисование песком с помощью клея.
- Занятия «Дары хозяйки Медной горы», «Многообразие камней» знакомят со свойствами минералов.
- Опыты: «Камень тяжелее воды», «Камни передают температуру»,
«В камнях есть воздух» (если опустить пористый камень в воду, то из него будут выходить пузырьки воздуха).
- Традиционными в средней группе являются эксперименты с воздухом, который нельзя увидеть, но можно поймать, увидеть, если подуть в трубочку через воду.
- Этим летом в нашем учреждении появилась самодельная метеостанция, с помощью которой мы проводит наблюдения за направлением и силой ветра, количеством выпавших осадков. Результаты фиксирует на специальном интерактивном табло.
Исследовательскую деятельность можно проводить в виде увлекательных сказочных занятий: «Приключение песчинки», «Королева Соль и король Сахар»
«Картофель и солёная вода».
Экспериментирование с магнитом:
- все ли притягивает магнит?
- магнит превращает железо в себя (намагничивается),
магнит не боится преграды (действует через бумагу, ткань, пластмассу),
- но боится нагревания (в стакане с горячей водой перестает работать),
- имеет два полюса: одинаковые отталкиваются, разные – притягиваются.
Для восприятия ребенка целесообразно проводить изучение свойств в сравнении, например, при изучении свойств воска (парафина) и мыла. С первого взгляда эти вещества очень похожи, но затем мы узнаем, что мыло растворяется в воде, а воск – нет, мыло тонет, воск – легче воды и плавает. Есть у этих веществ и черты сходства, например, то, что в их состав входят ароматические масла.
Каждого ребенка не в меньшей степени интересуют предметы рукотворные. Почему едет заводняя машинка, как кукла закрывает и открывает глаза. Что внутри у неваляшки?....
- Целесообразно уже в среднем дошкольном возрасте знакомить со свойствами различных материалов: дерева, железа, пластмассы, резины, бумаги.
В летний период мы сфотографировали то, как изготавливаем гипсовые фигурки, которые потом дети расписали.
Как красиво растворяются разноцветные конфетки М&Мs. За этим веселым развлечением кроется физическое явление – растворимость.
При проведении экспериментов важно не давать детям готовые решения, а создавать проблемные ситуации для поиска решений и самостоятельных выводов. (!)
Системные эксперименты и исследования приводят к тому, что у детей повышается собственная исследовательская активность. Они не только начинают активнее исследовать предметы и явления, анализировать увиденное, но и применять результаты своих открытий в играх и творчестве.
На слайдах вы видите детей старшей группы, с которыми реализовывалась в течение всего прошлого года, т.е. средней группы, программ по экспериментальной деятельности с элементами ТРИЗ. И вот результат: творческое применение результатов исследования!
Типы экспериментов:
- Проводит только взрослый!!!
- Проводятся детьми под руководством взрослого.
- Проводятся детьми самостоятельно.
Несмотря на тип эксперимента, необходимо, начиная уже со среднего дошкольного возраста, соблюдать правила проведения экспериментов, и приучать к ним детей:
- слушать внимательно инструкции взрослого;
- не мешать другим, не толкаться, соблюдать дисциплину (дети должны это понимать (!), а не просто принимать на веру;
- убирать за собой в конце деятельности.
И еще очень важно заметить: будьте сами немножко детьми, открывайте этот вечно меняющийся удивительный мир вместе с детьми: удивляйтесь и радуйтесь вместе с ними, позвольте себе увлечься, творите и экспериментируйте!
ЛИТЕРАТУРА:
- Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска», Москва, «Сфера», 2009
- Зыкова О.А. «Экспериментирование с живой и неживой природой (для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста), Москва, «Элти-Кудиц», 2012
- Курбатова Л.М., «Умка» (Программа развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ), Обнинск, ООО «Росток», 1998 г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"
В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....
Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...
Методическое объединение по теме: «Организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Данное мероприятие проводилось с целью: обобщить и систематизировать опыт работы ДОУ в рамках деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО....
Сообщение на городском методическом объединении по теме: «Организация исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реализации ООП ДО»
В публикации представлены материалы, содержащие практический опыт дошкольного образовательного учреждения в области организации исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реа...
Методическое объединение на тему: Самостоятельная познавательная деятельность детей на прогулке весной. Создание условий. 30.04.2015.
Одним из режимных моментов дня в дошкольном учреждении является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач ра...
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы» от 19.02.2020г.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...
План самообразование 2021г. на тему: «Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
План самообразование 2021г. на тему: «Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...