«История моей семьи»
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центра развития ребёнка детский сад №76
Проект:
«История моей семьи»
Подготовительная группа
Автор проекта:
Крикун Вера Алексеевна, воспитатель
высшей квалификационной категории
2017-2018гг.
Калининград
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный; творческий
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура».
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализация проекта: с сентября по май.
Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 2017.
Основной этап: ноябрь 2017 – апрель 2018.
Заключительный этап: май 2018.
Обоснование необходимости проекта.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы семьи, народа и государства.
Постановка проблемы
Проблема педагогическая: детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
Проблема детская: не знают своих близких родственников, их имени, кем работали, не знают семейных традиций.
Актуальность проекта
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика ребёнка. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Данная тема позволит поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.
Цели и задачи проекта
Цель: Формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям.
Задачи:
- Сформировать у детей познавательный интерес к своей семье, родословной.
- Узнать о семейных традициях и обычаях.
- Воспитать уважение к членам своей семьи.
- Сформировать потребность к семейным ценностям и соблюдению установленных в семье правил и норм поведения.
- Формировать у детей интерес к чтению, пословиц и поговорок: («О семье», «Членах семьи»).
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы в процессе совместной деятельности педагогов и родителей.
Ожидаемый результат:
1.Расшерение знаний детей о семье, семейных традициях, родословной.
2.Знание стихов, поговорок, пословиц о семье.
3.Обогощение предметной среды группы.
4.Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми.
5.Повышение уровня нравственно-патриотической воспитанности детей.
6.Вызвать интерес детей и родителей к изучению корней своей семьи (герба, девиза, генеалогического древа).
Работа с родителями:
Цель: Повысить педагогическую культуру родителей и установить с ними доверительные партнёрские отношения в тесном общении над реализацией темы проекта.
1.Рекомендации
«Влияние бабушек и дедушек на формирование личностей детей», «Родителям о защите и достоинстве в семье», «Роль папы в семье». Выпуск газеты «Моя семья».
2. Консультации «Права ребёнка в семье». «Ошибки семейного воспитания», «Приобщение детей к народным традициям», «Растим нравственного человека». Домашнее задание «Найди ответы на вопросы: что означает моё имя? Как мне его выбрали? В честь кого меня назвали?
3.Консультация «Сказкотерапия, как средство самопознания дошкольников». Буклеты «Чаще говорите детям…».
Оформление праздничных газет для пап и мам.
4.Состаление альбомов «Хобби моей мамы», «Наша семья». Изготовление поделок «Хобби моей семьи». Составление генеалогического древа семьи. Составление книги семейных рецептов. Выставка совместных творческих работ детей и родителей на темы «С праздником дорогие мамы», «С днём защитника Отечества», «День отца» и «День семьи».
Этапы и сроки реализации проекта
Сроки реализации: сентябрь 2017г. – май 2018г;
Подготовительный этап (постановка проблемы, формулировка гипотезы, составление плана проектной деятельности, привлечение родителей и детей к реализации проекта).
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
составление бесед с детьми на тему «Моя семья», подбор литературных произведений: В. Осеева «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», « Мамина работа» Е. Пермяк, татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья»; просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки! », «Мама для мамонтёнка»;
Основной этап (процесс осуществления деятельности по проекту и результат знаний детей по освоению семейных традиций).
Составление бесед с детьми на тему «Моя семья»
Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.
Разучивание стихотворений к 8 марта, День Пап, День Семьи, День Пожилого человека, 9 мая, и участие в конкурсе стихов детей о семье: «Моя семья», «Наше старшее поколение».
Дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», “Кто ты для… ”, “У кого сегодня день рожденья? ”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям? ”, “Кто ты для бабушки? ”, Огорчится ли мама, если… ” .
Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
Изобразительное творчество - рисование портретов «Мой папа», «Моя мама», «Мои дедушка и бабушка», «Моя семья»
Изготовление подарков для родителей.
Консультации «Рекомендации для заботливых родителей», “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).
Творческая работа «Генеалогическое древо моей семьи».
Фотоколлаж «Мама, папа, Я – спортивная семья».
Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Отдыхаем всей семьей!”.
Концерт ,посвящённый Дню Матери(с приглашением родителей)
Заключительный этап (подведение итогов):
Музыкальный праздник «8 Марта». Презентация проекта «Моя семья»
Этапы проекта:
Подготовительный.
Создание развивающей среды
- Подбор атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.
- Подбор иллюстративного материала.
- Подбор художественной литературы.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Подбор материалов для Музея «Моя семья»
- Подбор дидактических игр.
- Составление перспективного плана.
- Разработка содержания конспектов, бесед о семье, семейных традициях.
Основной
Деятельность педагога:
- Беседы
- Чтение художественной литературы, стихов, пословиц и поговорок о семье.
- Игры – драматизации по сказкам.
- Инсценировка.
- Проблемные ситуации.
- Создание альбомов «Моя семья», «Генеалогическое древо семьи».
- Дидактические игры.
Деятельность с детьми:
- Составление рассказа по теме.
- Составление творческих рассказов.
- Сюжетно – ролевые игры.
- Строительные игры.
- Настольно – печатные игры.
- Подвижные игры, спортивные игры, физминутка, пальчиковая гимнастика.
- Рисование, аппликация, изготовление подарков для пап и мам, лепка.
Деятельность с родителями:
- Оформление консультаций, буклетов, рекомендаций.
- Составление генеалогического дерева семьи, книги семейных традиций.
- Выпуск газеты о семье.
- Составление альбомов «Моя семья»
- Изготовление поделок.
- Презентации «Финансовая граммотность моей семьи», «9 мая», «Моя семья».
Завершающий
- Развлечение, посвященное Международному женскому дню 8 марта «Моя милая мамочка».
- Выставка для родителей и детей с использованием альбомов, поделок, материалов, сделанных детьми и родителями.
Вывод:
Данный проект показывает значимость каждого члена семьи, раскрывает ее особенность и неповторимость, способствует воспитанию любви и уважения к членам семьи. Родители, активно участвуя в жизни группы, начинают понимать простую истину: какими вырастут их дети, зависит от выделенного им времени, качества общения с детьми.
Рабочий план работы по реализации проекта.
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно – эстетическое развитие |
- Игры – драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка». - Дидактические игры «Чьи детки», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы». «Скажи ласково», «Назови всю семью». - Сюжетно – ролевые игры «Семья», «День рождения», «Супермаркет», «Больница». - Настольно – печатные игры «Я расту», «Мамины помощники», «Как растет человек». - Беседа «Один дома». | - Беседы «Где работает мама, папа?», «Папа, мама, я – дружная семья», «Мальчик и девочка», «Мое имя», «Мамочка любимая», «Папа может все, что угодно». - Проблемные ситуации «Огорчится ли мама, если …», «Что бы вы хотели пожелать своей семье». - Познавательно – исследовательская деятельность «Моя семья и родственники». - Познавательно – исследовательская деятельность «Семейные обычаи на Руси». | - Составление рассказа «Как я помогаю маме». - Составление творческих рассказов «Моя семья», «Мой домашний питомец». - Коммуникативная деятельность «Подарок для мамы». - Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка». - Чтение стихов В.Вересаев «Братишка» С. Черный «Когда никого нет дома». - Рассказывание пословиц и поговорок о семье. | - Подвижные игры «Найди свой домик», «Бездомный заяц», «Найди себе пару». - Физминутка «Семейная зарядка». - Пальчиковая гимнастика «Домики». - Хороводные игры «Бабушка Маланья», «Подарки». - Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». | - Рисование «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом». - Изобразительная деятельность «Цветы для мамы». - Изготовление подарков для пап, мам. - Закрашивание раскрасок «Мой портрет», «Моя дружная семья». - Строительные игры «Мебель для дома», «Семейный дом». - Разучивание песен «Песенка для мамы», «О папе». - Прослушивание музыкальных произведений П. Чайковский «Мама», А. Гречанинов «Мамины ласки». - Музыкальное развлечение «Мамочка моя». |
Тематическое планирование к проекту «История моей семьи»
Период | Мероприятия | Цель |
Сентябрь | Познакомить детей с |
Результат проекта:
В группе успешно реализован образовательный проект «История моей семьи». Проект рассчитан на реализацию образовательной работы с детьми подготовительного дошкольного возраста в тесном взаимодействии с семьями. Данный проект является долгосрочным, срок его реализации составляет 9 месяцев. Целью данного проекта является – формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям. При подготовке к реализации была поставлена цель: показать детям, что семья – это основа общества, в ней создается микрокультура (история, традиции).
Для погружения детей в проект воспитатель перед детьми формулируют проблему. Воспитатель приносит в группу свои семейные фотографии и рассказывает о членах своей семьи, о традициях (дни рождения, совместные походы в лес) о значении своего имени и т. д. Далее воспитатель задает вопрос детям: А что вы знаете о своей семье? Как она появилась? Хотели бы вы узнать о корнях вашей семьи? После обсуждения совместно с детьми формулируется цель для детей: получить новые сведения о себе, своей семье, близких и родных людях, о традициях семьи. Данный проект реализуется в соответствии с комплексно – тематическим планированием образовательного процесса, а также в соответствии с принципами интеграции содержания образования в различных видах детской деятельности: познавательно – поисковой, продуктивной, игровой, коммуникативной.
При реализации проекта детям предлагалось пополнить альбом «Моя семья» фотографиями и рассказами о папах и мамах, о том, где они учились, кем работают, в чем заключается их работа, какую пользу людям приносит их профессия, увлечения. В ходе работы по данному проекту дети совместно с родителями изучали корни своей семьи, составляли генеалогическое древо. В соответствии с особенностями своей семьи составляли герб семьи, придумывали девиз семьи. Родители принимали активное участие в работе над проектом. Детям с помощью родителей предлагалось в процессе познавательно – поисковой деятельности найти ответы на вопросы: «Что означает мое имя?», «Как мне его выбирали?», «В честь кого меня назвали?». Таким образом, родители становятся непременными участниками организуемых мероприятий, участвуют в сборе материалов по теме проекта. С целью расширения знаний. Воспитатель предложил родителям буклеты, памятки, рекомендации, игротеки по теме проекта. В процессе подготовки и реализации проекта возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями в процессе совместной поисково-познавательной, творческой деятельности, что способствует сплочению семьи, сближению взрослых и детей. Сотрудничество детей и родителей, сопричастность, духовное взаимопроникновение рождают в сердце ребенка любовь и признательность, потребность общаться.
Список литературы и интернет ресурсов:
- Аким Я. Мама! Так тебя люблю!
- Благтнина Е. Вот какая мама.
- Благинина. Е. Мамин день.
- Виеру Г. Мамин портрет.
- Виеру Г. Ресницы.
- Давыдова Л. Я маму люблю.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Маршак С. Кошкин дом., Маршак С. Пожар.
- Михалков С. А что у вас? Михалков С. Дядя Степа.
- Пословицы и поговорки о маме. http://www.gublibrary.ru/lib/ped/Mama/mama.html
- Примерная основная общеобразовательная программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е, Вераксы, Т.С.
- Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
13.Родина М. Мамины руки.
14.Серова Е. Волшебники, Серова Е. Три мамы.
15. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО 16.“ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2012.
17. Современные технологии обучения дошкольников/авт.-сост. Е.В.Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.
18.План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме: Рисование “Портрет мамы” 19.http://nsportal.ru/zhuldasova-leyla-garifovna
20.План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме:
21.“Все профессии нужны, все профессии важны” http://nsportal.ru/panova-0
22.Черницкая И. Колыбельная для мамы.
23.http://nsportal.ru/
24.http://www.maaam.ru/detskijsad/moja-lyubimaja-mamochka.html
25.http://do.gendocs.ru/docs/index-181555.html
26.http://www.vseodetishkax.ru/
27.http://www.gublibrary.ru/lib/ped/Mama/mama.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
Проект к дню Победы. "История моей семьи в истории страны".
Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, педагогов, родителей. Формирование знаний о Великой Отечественной войне через различные виды де...
Проект "История моей семьи в истории моей страны"
Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....
«История моей семьи в истории ВОВ» (анкета для родителей)
Уважаемые родители. Приближается великий праздник, День Победы. Мы хотим создать совместный проект «История моей семьи в истории ВОВ», в котором каждый сможет рассказать о герои...
Детский проект "История моей семьи в истории моей страны"
Деятельностный подход, лежащий в основе проекта «История моей семьи в истории моей страны», предполагает полноправное и активное сотрудничество взрослых и ребенка. Содержательная сторона разнообразной...
Материалы долгосрочного проекта "История моей семьи в истории ВОВ"
В рамках проекта "История моей семьи в истории ВОВ" была проведена большая работа. А началась она с анкетирования родителей. Предлагаю вашему вниманию свой вариант анкеты. Нам она пом...
История моей семьи в истории России
Моя семья - моя крепость....