"Развитие социального интеллекта у дошкольников и младших школьников"
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме

Кретинина Юлия Юрьевна

Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие ученые. Например, О. Б. Чеснокова рассматривает термин «социальный интеллект» применимо к детям дошкольного возраста не как врожденную способность, а как «возможность приобретения ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения и формирования умения устанавливать причинно-следственные между действиями или отношениями индивидов в ходе становления социальной деятельности»Поскольку социальный интеллект обеспечивает познание в субъект — субъектных отношениях, то любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста будет успешно происходить при следующих условиях: учет индивидуальных особенностей детей; учет полоролевых особенностей, создании разнообразной среды для проявления любознательности и мотивации к совместной деятельности в плоскостях «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» (новые игровые пособия, игровые образовательные ситуации); разработанные педагогические технологии «Пять дорожек на встречу друг другу», «Солнечный круг».


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_7._11._16.microsoft_powerpoint_2.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие социального интеллекта у дошкольников и младших школьников.

Слайд 2

Диагностика эмоционально-личностных особенностей и уровня развития социального интеллекта у дошкольников с использованием последовательных картинок

Слайд 3

Социальный интеллект – интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Чем выше социальный интеллект, тем более адаптивен человек. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).

Слайд 4

В концепции социального интеллекта исследователи выделяют 3 компонента: 1. Когнитивный, включающий в себя знания о людях, социальную интуицию, социальное прогнозирование. Эмоциональный , включающий в себя эмоциональную чувствительность, эмпатию. Поведенческий , включающий в себя способность точно оценить ситуацию и участвующих в ней людей, адекватно выстроить стратегию поведения.

Слайд 5

Важную роль в становлении социального интеллекта играет представление ребёнка о себе. Картина мира для ребёнка в значительной степени будет зависеть от того, какие эмоциональные знаки он приписывает себе и другим: я плохой или хороший слабый умеющий за себя постоять неуспешный делающий успехи

Слайд 6

Окружающие взрослые любящие не замечающие доброжелательные или ругающие доверяющие заставляющие Именно на основе этих сигналов окружающего мира формируется самооценка.

Слайд 7

Проводя психодиагностику социального интеллекта и особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольников целесообразно использовать в качестве проективной методики серии последовательных и сюжетных картинок, которые так или иначе отражают отношения людей и содержат некий скрытый смысл.

Слайд 9

Адекватное распознавание эмоций - Этот злой, потому что нельзя есть морковь одному - Этот расстроен, что съел морковь и его ругали - Этот грустный, потому что съел морковь и расстроился (показывает на зайца, съевшего морковь) - Этот сердитый, потому что хотел поделить морковь между детьми. -...зайчик его ругает, а тому стало стыдно. - Уши опустил и глаза большие...

Слайд 10

Неадекватное распознавание эмоций - Обиженный, потому что он съел морковь - этому обидно, что морковь не дали - добрый - Несут морковку, а этот хитрюга её съел... Он грустный, он не хотел есть морковь - ...зайчик очень хотел кушать. Мама его ругала, а он все равно съел морковку. И не знает, почему его ругают - Он волнуется. Его поругали и он заволновался...

Слайд 11

Дети отвечают на вопрос: «Какой зайчик тебе нравится больше?» - Нравится сердитый, потому что он не ел морковь.

Слайд 12

Идентификация себя с персонажем, демонстрирующем детскую, в данном случае безответственную позицию (инфантильность ребёнка) 10 детей - Мне нравится добрый - Грустный - Мне нравится грустный, у него такая мордочка, висящие ушки... А этот злой! 5 детей - Тот, который кушал морковку - который расстроился: хотел всю морковку съесть

Слайд 13

Интерпретация детьми данного сюжета является в значительной степени отражением характера детско-родительских отношений, того опыта и реальных переживаний, которые ребёнок получает в семье.

Слайд 14

Из 8 воспитанников лишь двое ответили, что «ежонок устал, поэтому плачет»; остальные ответы - … ежонок заплакал: «Я хочу есть!»; … просто они заблудились; … просто маленький не хочет переезжать в новый дом. Двое ребят вообще не заметили ежонка на первой картинке: «Ежонок был в мешке, а потом его мама посадила на веревочку.»

Слайд 15

Данную серию последовательных картинок мы предложили учащимся 1-3классов. При проведении психодиагностики фиксировались следующие моменты: Как учащийся передает общее содержание сюжета. Какие ответы он (она) дает на вопросы 1) Почему не убежал мальчик? 2)Почему вернулась девочка? 3)Страшно ли девочке? 4)Почему на последней картинке она плачет?

Слайд 16

Характер передачи детьми сюжета различен: от скупого формального называния последовательности событий до чрезмерной обстоятельности и детализированности. Низок уровень смыслового обобщения. На вопросы учащиеся отвечали по-разному. 1) Почему не убежал мальчик? Около 40 % адекватных ответов. 2)Почему вернулась девочка? Учащиеся давали верные ответы после оказания им направляющей помощи. 3)Страшно ли девочке? Около 30% детей ответили, что девочке не страшно. 4)Почему на последней картинке она плачет? «Собака ее напугала… От всего случившегося», «Сильно испугалась», «Испугалась, что собака укусит мальчика, и что домик песочный разрушен», «Плачет, потому что не удалось самой прогнать собаку… Не успела, пришел дядя и забрал », «Потому что разрушили замок», «Собака ее укусила»

Слайд 17

Эмоционально-личностное благополучие и социальный интеллект являются базовой составляющей процесса социализации. Сформированность социального интеллекта ребёнка зависит от многих факторов. Одним из важных моментов его развития является использование проблемных вопросов при работе с ребёнком, будь то практическая деятельность, текстовый материал, сюжетные картинки или что-то иное. Обсуждение, построенное на демонстрации неоднозначности жизненных ситуаций, сложности переживаний и вариативности поведенческих реакций, формирует в ребёнке гибкость мышления в противовес шаблонности и является необходимым условием развития адаптивных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социального интеллекта старших дошкольников

Особенности развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

Сценарий мастер-класса по развитию мелкой моторики у дошкольников и младших школьников.

В материале представлен сценарий мастер-класса по развитию мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с использованием нестандартного оборудования....

Сценарий мастер-класса по развитию мелкой моторики у дошкольников и младших школьников.

В материале представлен сценарий мастер-класса по развитию мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с использованием нестандартного оборудования....

Игры для развития социального интеллекта старших дошкольников

Дошкольный возраст является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психических процессов, то есть это один из ключевых периодов развития р...

Статья "Развитие социального интеллекта у дошкольников"

Дошкольный возраст является важнейшим началом процесса формирования социального интеллекта, каждого структурного компонента. Это  начало пути к достижению главной цели – эффективного взаимо...

«Развитие социального интеллекта у дошкольников с особыми образовательными потребностями»

Ребенок дошкольного возраста   с особыми образовательными потребностями (ООП) воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в сил...