программа" комплексная готовность к школе"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей в этом возрасте, поэтому, всё более привлекательной для родителей становятся специальная программа организованная для дошкольников, которая способствует формированию положительной мотивации к обучению и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 92.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга «РАДУГА»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом ОУ Приказом ОУ
От « » 20 г. От « » 20 г. №
Протокол № Заведующей ОУ
«Комплексная готовность к школе»
Развитие памяти, мышления и внимания.
Возраст детей: 5-6 года
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Лаврухина Юлия Владимировна
Санкт-Петербург
2017г
Пояснительная записка.
Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается старший дошкольный возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.
Работу по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями необходимо спланировать так, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка, максимально способствовало его продвижению.
Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей в этом возрасте, поэтому, всё более привлекательной для родителей становятся специальная программа организованная для дошкольников, которая способствует формированию положительной мотивации к обучению и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе.
Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.
Многие психологи считают, что именно в возрасте дошкольном возрасте ребенка можно и нужно начинать учить читать. Этот возраст считается сенситивным. Слова и звуки в этот период интересны ребенку и очень для него привлекательны. Он экспериментирует со словами и звуками. И задача взрослого придать его интересу направление и грамотно воспользоваться этим временем.
Рассмотрим положительные аспекты раннего обучения ребенка чтению:
- Чтение одна из разновидностей речи (письменная) ребенок развивает свою речью.
- Увеличивает словарный запас.
- Чтение помогает понять, ребенку как строится предложения.
- Прочитывая одни и те же слова ребенок, запоминает, как они пишутся.
- Чтение помогает ребенку самостоятельно найти новую информацию.
Развитие его памяти, мышления, внимания, подготовки руки к письму. Программа поможет, ребенку играя и развлекаясь развить фонематический слух, легко запомнить буквы и научиться плавному слоговому чтению, сформировать графические навыки, расширить кругозор.
В программу включены множество загадок, пословиц, поговорок, чистоговорог, и др. Занятия проходят в игровой форме. Обязательно во время занятий включены артикуляционные гимнастики, фонематические игры, игры и упражнения со звуками, буквами словами и предложениями. Во время каждого занятия проводятся физкультминутки.
В программу ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками, - то есть с теми математическими понятиями, которые лежат в основе содержания курса начальной математики и определяют глубину и качество усвоения школьной программы.
В целях создания условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции в курсе предлагается проведение систематических наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений.
Раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики – развитие мышления и творческой активности
Цель программы:
Основная цель программы – реализовать принцип преемственности дошкольного и начального образования и обеспечить развитие и воспитание дошкольников.
Принцип преемственности проявляется в том, что помимо предметного содержания, программа обеспечивает познавательную деятельность дошкольников, ориентирована на развитие не только предметных, но и общеучебных умений.
Задачи программы:
-Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества,
-Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
-Развитие вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений.
-Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
-Увеличение объёма внимания и памяти.
-Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
-Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
-Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.
- Формирования фонематического слуха.
-Знакомство с понятием звук и буква.
-Развитие тонкой моторики.
- Сознательное правильное плавное слоговое чтение.
-Учиться осмыслять прочитанное.
Программа рассчитана на два года обучения.
Принципы построения программы:
-Учет особенностей каждого ребенка.
- Игровая форма проведения занятий.
-Создание доброжелательной атмосферы во время занятий.
-Частая смена деятельности (с учетом возраста)
Ведущая деятельность - игровая, продуктивная.
Методическое обеспечение программы:
В процессе обучения младших дошкольников используются следующие методы:
-словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение)
-наглядные (наблюдение, демонстрация)
-практические (игры, упражнения)
Во время взаимодействия, не только педагог, но и ребенок активно участвует в процессе обучения. Чем старше дети, тем чаще используются методы самостоятельной работы.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет решить поставленные задачи и развить ребенка, обогатить отношения педагога и ребенка.
В зависимости от поставленных задач, занятие строится следующим образом:
-изучение нового материала.
-закрепление и систематизация знаний умений и навыков детей.
-проверочные задания.
Формы и режим занятий.
Основной формой работы с детьми являются игровые занятия, их продолжительность:
Старшая группа 3 год обучения: 2 раза в неделю по 25 мин.
Подготовительная группа 4 год обучения: 2 раза в неделю по 30 мин.
Ожидаемые результаты обучения
1 год обучения : (5-6 лет)
-отвечает на вопросы по тексту.
-правильно составляет предложения и согласовывает слова.
-читает слова и понимает прочитанное.
-определяет место звука в словах и может придумать слова по заданной схеме.
-печатает буквы и слова в тетради в крупную клетку, слова и слоги под диктовку.
-делает фонематический анализ слова.
-научится ориентироваться на листе бумаге.
- выучить состав чисел первого десятка.
-научить решать и записывать примеры на сложение и вычитание.
-научить пользоваться линейкой.
2 год обучения: (6-7 лет)
-составляет рассказ по картинке.
-делает фонематический анализ слова по Эльконину.
-решает и составляет ребусы и кроссворды. Легко выполняет другие задания трансформации одного слова в другое.
- читает небольшие тексты.
-составляет схему предложения.
-умеет правильно читать
– повествовательные
-вопросительные
-восклицательные предложения.
-правильно пишет и может диктовать себе слова.
-хорошо ориентируется в мелкой клетке.
-научится правильно писать цифры.
-выучить состав чисел второго десятка.
-научить решать и записывать примеры в пределах 2-х десятков.
-научится сравнивать числа и математические выражения, записывать простейшие неравенства.
-научить измерению линейкой.
-познакомить с понятием: точка, прямая, ломаная, кривая, угол.
-развивать логическое мышление, наблюдательность и внимание.
Учебный план 1-го года, обучения по программе: «Комплексная готовность ребенка к школе»
№ п.п | Месяц | Наименование разделов и тем. | Количество Занятий и часов |
1 | сентябрь | Повторить понятия: звук, буква, слово. Повторить звуки и буквы А,О,У,М,С. Печатаем буквы в тетради. Число 1. Графические работы. | 4 |
2 | октябрь | Познакомить детей с понятиям звукобуквенный анализ. Звуки и буквы Ы,Э,Л,М. Деление слов на слоги. Пара. Знаки плюс, минус, равно. Решение примеров. Число 3. | 8 |
3 | ноябрь | Звуки и буквы Н,Р,Я, Работа с разрезной азбукой Знакомство с понятием предложение. Решение задач. Сравнение чисел. Число 4. Составление задач. | 8 |
4 | декабрь | Звуки и буквы Ю,Е,Е Составление слов из букв. Написание слов под диктовку педагога. Решение задач. Соотношение числа с количеством. Число 5. | 8 |
5 | январь | Звуки и буквы И,Г,К,Г*,К*. Чтение слов и слогов. Число 6. Состав чисел. Правила записи примеров. | 8 |
6 | февраль | Буквы и звуки Д и Д*, Т и Т*, Ф и Ф*, В и В*. Чтение и написание простых предложений. Число 7. Решение примеров. Состав чисел. Линейка. | 8 |
7 | март | Звуки и буквы З и З*, Б и Б*, С и С*, П и П* Звукобуквенный анализ слов. Решение числовой цепочки. Число 8 и 9. Состав чисел 8 и 9. | 8 |
8 | апрель | Звуки и буквы Х и Х*, Ж и Ш, Чтение и написание слов. Число 0. Графические работы. Решение и запись примеров. | 8 |
9 | май | Буквы Ч и Щ Повторение пройденного. Число 10. Состав числа 10. Повторение изученного. | 4 |
Итого 64 занятия
Календарно-тематический план работы по программе «Комплексная подготовка ребенка к школе» на 2017-2018 учебный год. (старшая группа)
№ занятия | Тема | Цель занятия | Методическое обеспечение | Примечание. |
1 | Звук. Буква. Буква А Знакомство с клеткой. | Ц: Повторить понятия звук и буква. Повторить звук и букву А Графические работы. | Рабочий лист №1 из рабочей тетради. Картинки с изображением буквы А. Картинки :предметы, названия которых начинается со звука А. Зеркало для каждого ребенка. Игра «Доскажи словечко» Работа в клетке. | |
2 | Звук и буква О Число 1 | Ц : Повторить букву и звук О Знакомство с тетрадью в крупную клетку. Повторить изображение цифры и учимся писать. | Р.Л. №2 Игрушки в названии которых есть звук О. Тетради в крупную клетку. Счетные палочки Изображение цифры 1. Счетный материал. | |
3 | Звук и буква У Первый, последний, предпоследний. | Ц : Повторить букву и звук У. Составлять слоги из знакомых букв. Умение пользоваться понятиями первый, последний, предпоследний. | Р.Л. №3 Картинки в названии которых есть звук У. Тетради в крупную клетку. Разрезная азбука. Сюжетные картинки. | |
4 | Звуки, буквы, слова Число 2 | Ц : Чтение слогов с известными буквами. Игры с буквами. Число 2 знакомство. | Разрезная азбука. Игры: доскажи словечко. Тетради в крупную клетку. Изображение цифры 2 Счетный материал. | |
5 | Звук и буква Ы Лево, право, верх, под, над, внутри, снаружи, между. | Ц : Повторить букву и звук Ы Закрепить знания положение предметов в пространстве. | Р.Л. №4 Картинки в названии которых есть звук Ы. Тетради в крупную клетку. Игра «Один, много» Игрушки. Счетный материал. | |
6 | Звуки, буквы, слова Пара, столько же. | Ц: Обобщение пройденного. Познакомить с понятиями столько же и пара. | Картинки с изображением парохода и лодки. Игра «Пароход» Игра: «Волшебный мешочек» Парные предметы и их изображения. | |
7 | Звук и буква Э Большой - маленький, Высокий - низкий. Короткий – длинный и т.д. | Познакомить с новым звуком и буквой. Повторить понятия величины и правильное их применение в речи. | Разрезная азбука. Игры: доскажи словечко. Тетради в крупную клетку. Слоговой аукцион. Кто больше. Предметы разной длинны и величины. | |
8 | Звук и буква Э
Понятия больше, меньше, ровно. | Научить читать слоги и писать букву Э. Познакомить с математическими знаками ровно и больше меньше. | Р.Л.№5 Игра «Буква потерялась» Игра «Наборщик» Изображение знаков. Счетный материал. | |
9 | Гласные звуки. Знаки плюс, минус, ровно. | Закрепить понятия гласный звук. Учимся читать слоги. Познакомить со знаками плюс, минус, равно. | Р.Л.№6 Игры на закрепление известных букв. Изображение знаков, листы в клетку. | |
10 | Согласный звук Л Буква Л Состав числа 2 | Познакомить с согласным звуком Л. Учимся считать в пределах 2. Определять какое число меньше. | Р.Л.№7 Чтение слогов и написание их. Картинки со звуком Л.(в начале, в середине, в конце) слова. Счетный материал и изображение чисел 1 и 2. | |
11 | Звук и буква Л. Решение примеров. | Развитие фонетического слуха. Учимся решать примеры устно. | Игра «Доскажи словечко» Узнайте звук. Кто больше. Счетный материал и примеры. | |
12 | Согласный звук М Буква М Число и цифра 3 | Познакомить с согласным звуком М. Учимся считать в пределах 3. | Р.Л.№8 Игры «Добавь звук и назови слово» «Доскажи словечко» Изображение числа 3. Счетный материал. | |
13 | Звук и буква М Решение задач | Чтение слоговой таблицы. Учимся решать примеры и записывать их. | Игра «Один – много» Учимся читать слоговые таблицы. Записываем полученные слова в тетрадь. Счетные палочки. Картинки к примерам и задачам. | |
14 | Согласный звук Н Буква Н Состав числа 3. | Познакомить с согласным звуком Н Выучить состав числа 3. | Р.Л. №9 Характеристика звука Н и Н*. Загадки. Звуковой анализ слова НОС. Чтение слогов по магнитной азбуке. Предметные картинки. | |
15 | Звук и буква Н Больше, меньше, одинаковое количество. | Закрепление звука и буквы Н Познакомить со знаками больше, меньше, ровно. | Игра «Вместе составим слово» Чтение слоговой таблицы и записывание этих слов в тетради. Изображение математических знаков. Сюжетные картинки. | |
16 | Согласный звук Р. Буква Р. Математические знаки сравнения. | Познакомить с согласным звуком Р. Учимся пользоваться знаками сравнения. | Р.Л. № 10 Интонационное выделение звука в игре «Назови слова». Чтение слогов с договариваем до целого слова. Цифры и знаки сравнения. | |
17 | Звук и буква Р. Число 4 и цифра 4 | Закрепление звука и буквы Р. Учимся считать в пределах 4. | Работа с разрезными азбуками. Определение места звука в словах. Грамматическая игра «Что мы видим на картинке» Изображение цифры 4. Счетный материал. | |
18 | Закрепление пройденного. Состав числа 4 | Закрепить понятие согласный звук. Сопоставление согласных и гласных звуков. Учим наизусть состав числа 4. | Р.Л. № 11. Чтение и написание слогов. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Предметные картинки. Счетные палочки. | |
19 | Звук и буква Я Четырехугольник. | Познакомить со звуком Я Узнавать четырехугольники. | Сопоставление слов МАЛ и МЯЛ. Анализ буквы Я. Чтение слогов со звуком Я. Изображения различных четырехугольников и счетные палочки. | |
20 | Звук Я и буквы Я Составление и решение задач. | Закрепление звука Я и буквы Я Записывать и решать примеры к задачам. | Р.Л.№12 Проговаривание слогов с повышением и понижением голоса. Чтение слоговой таблицы. Записывание слов в тетради. Сюжетные картинки. | |
21 | Звук Ю и буквы Ю Число и цифра 5. | Познакомить со звуком Ю Счет в пределах 5. | Анализ звука Ю. Анализ буквы Ю. Чтение слоговой таблицы. Игра «Доскажи словечко» Отгадывание загадок. Предметные картинки. Счетный материал. | |
22 | Звук и буква Ю. Состав числа 5 | Закрепить звук и букву Ю. Познакомиться с составом числа 5 | Р.Л,№13 Индивидуальная работа по разрезным карточкам. Игра «Полслова за вами» Счетный материал. Игра «Домики» | |
23 | Звук Е и буква Е Решение примеров. | Познакомить со звуком Е Составление и запись примеров в пределах 5. | Р.Л. №14 Игра «Доскажи словечко» Чтение слов с преобразованием. Загадки и составление отгадок. Примеры и картинки к ним. | |
24 | Звук Е и буква Е Решение задач. | Закрепить звук и букву Е. Учимся решать задачи и составлять к ним примеры. | Работа в тетрадях. Чтение слоговой таблицы. Игра «Отвечай быстро» Картинки к задачам. Листы для записи примеров. | |
25 | Звук Е и буква Е Закрепление пройденного. | Познакомить со звуком Е Повторить состав числа до 5. | Р.Л.№15.Коллективная работа со словами ВО , ВОЛ, НОС. Чтение слоговой таблицы. Игровое упражнение «О ком я рассказываю» Игра «Домики» | |
26 | Звук Е и буква Е Число и цифра 6 | Закрепить звук и букву Е Учимся считать в пределах 6. | Проговоренние скороговорок. Работа в тетрадях. Игровое упражнение «Дополни предложение» Счетный материал. Изображение цифры 6 | |
27 | Звук и буква И Состав числа 6. | Познакомить со звуком И Учим состав числа 6 | Анализ звука И. Игра «Угадай звук» Чтение слоговой таблицы. Игра «Составь слово» Работа в тетрадях Игра «Божья коровка» | |
28 | Звук и буква И Соотношение числа с количеством. | Закрепить звук и букву И Сравнение чисел между собой. | Р.Л. №16 Работа над словами. Чтение слоговых цепочек и таблиц. Изображение чисел и математические знаки. | |
29 | Закрепление пройденного Линейка, сантиметр, черчение отрезков. | Закрепить пройденный материал. Учимся пользоваться линейкой и чертить отрезки. | Повторить игры и упражнения. Чтение слоговых таблиц. Написание слов под диктовку. Линейки и листы для черчения. | |
30 | Закрепление пройденного. Число и цифра 7 | Закрепить пройденный материал. Счет в пределах 7. | Повторить игры и упражнения. Чтение слоговых таблиц. Написание слов. Счетные палочки и цифра 7. | |
31 | Закрепление. Состав числа 7 | Закрепить понятия: слово, предложение. Учим состав числа 7 | Р.Л,№ 17.Чтение и написание простых предложений. Умение называть последовательность слов. Листы и счетный материал. | |
32 | Звук и буква Г. Повторение изученного. | Познакомить со звуком Г Повторить умение записывать и решать примеры. | Характеристика звука Г. Анализ буквы Г. Игра «Угадай слово по первому слогу» Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Сюжетные картинки. Счетный материал. | |
33 | Звук и буква Г. Решение числовой цепочки. | Сопоставление звуков Г и К. Учимся решать цифровую цепочку. | Упражнение на внимание. Чтение слоговых таблиц. Работа в тетрадях. Изображение числовой цепочки. Логические задачи. | |
34 | Звук и буква К. Число и цифра 8 | Познакомить со звуком К. Учимся считать в пределах 8. | Анализ звука К. Анализ слова мак. Составление слова рука. Запись слов в тетрадь. Изображение цифры 8. Счетный материал. | |
35 | Звук и буква К. Состав числа 8 | Продолжение работы по звуку К и К* Учим состав числа 8. | Р.Л.№ 18 Грамматическая игра «Что изменилось в слове» Чтение слоговой цепочки. Цифровая цепочка. Игра «Домики» | |
36 | Звук и буква Д и Д* Состав чисел от 2 до 7 | Сопоставление звуков Г и К . Повторить состав чисел от 2 до 7 | Характеристика звука Д. Игра «Дятел» Чтение слогов с договариванием до целого слова. Упражнение «Переставь слова в предложении» Числовые домики, для самостоятельного заполнения. | |
37 | Звук и буква Д и Д* Решение примеров. | Продолжение работы по звуку Д и Д* Учить решать и записывать примеры. | Индивидуальная работа по разрезной азбуке. Чтение слоговых таблиц. Игра «Доскажи словечко» Листы и ручки для записывания примеров. | |
38 | Звук и буква Т и Т* Работа с отрезками. | Познакомить со звуком Т Повторить умение чертить отрезки. Пользование линейкой. | Анализ буквы и звука Т. Составление предложений с определенным словом. Схема предложения. Линейка и листы в клетку. | |
39 | Звук и буква Т и Т* Число и цифра 9 | Сопоставление звуков Т и Д. Учимся считать в пределах 9. | Р.Л.№19 Характеристика звуков Д и Т. Чтение по подобию (метаграмма) Изображение цифры 9. Линейка. | |
40 | Звук и буква В и В* Состав числа 9 | Познакомить со звуком В и В* Учим состав числа 9 | Характеристика звука В. Чтение стихотворения на восприятие. Чтение слоговой таблицы. Запись слов в тетрадь. Игра «Божья коровка» | |
41 | Звук и буква В и В* Решение и запись примеров. | Закрепление согласного звука В и В* Буквы В Учить решать примеры и записывать их. | Чтение трехбуквенных слов. Игра «Скажи в рифму» Ручки и тетрадь. | |
42 | Звук и буква Ф Графические работы. | Познакомить со звуком Ф Работа в клетке. | Игровая ситуация «Кто больше запомнит со звуком Ф» Чтение слогов с договариванием до целого слова. Запись их в тетрадь. Листы с примерами графических рядов. | |
43 | Звук и буква Ф Решение логических задач. | Сопоставление звуков Ф и В. Сравнение букв В и Ф. Учимся решать логические задачи. | Р.Л.№ 20 Чтение слоговой таблицы. Чтение предложений с разными знаками препинания. Картинки с изображением логических задач. | |
44 | Звук и буква С и С* Число и цифра 0. | Познакомить со звуком С. Знакомство с числом 0 | Характеристика звука С. Игра «доскажи словечко» Чтение слов и запись их в тетради. Изображение цифры 0. | |
45 | Звук и буква С и С* Решение примеров. | Закрепить звук С. Учимся решать примеры с числом 0 | Игра «Назови слова» Фонетический разбор слов со звуком С. Счетный материал и примеры. | |
46 | Звук и буква З и З* Графические задачи. | Познакомить со звуком Учить ориентироваться в клетке. | Место звука З в словах. Слова со звуком З. Фонетическая игра «Назови слово». Дорисовывай фигуры и узоры. | |
47 | Звук и буква З и З* Количество и счет. | Сравнение звуков С и З. Соотносить количество и цифру. | Р.Л.№ 21 Сравнение слов КОСА и КОЗА. Чтение слоговой таблицы. Записывание слов под диктовку. Математические ряды. Счетный материал. | |
48 | Повторение. Состав числа от 2 до 9 | Повторение пройденного. Повторить состав чисел. | Игры по фонематическому разбору слов. Запись схемы предложений. Игра «Математические домики» | |
49 | Звук и буква П и П* Ориентировка в пространстве. | Знакомство со звуком П. Учимся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. | Определение места звука в словах. Игра «Назови слова» Чтение слогов по магнитной азбуке. Сюжетные картинки. Диктант Эльконина. | |
50 | Звук и буква П и П* Логические задачи. | Закрепление звука П. Буквы П. Развитие внимания и мышления. | Звуковой и слоговой анализ слова. Игра «Поищи слово». Чтение слоговой таблицы. Примеры логических задач. | |
51 | Звук и буква Б и Б*. Число и цифра 10. | Звонкий согласный звук и буква Б. Учимся считать в пределах 10 | Место звука в словах. Чтение слогов с договариванием до целого слова. Составить из букв слова. Счетный материал. | |
52 | Звук и буква Б и Б*. Состав числа 10 | Сопоставление звуков Б и П. Учим состав числа 10 | Р.Л. № 22 Коллективное составление слова БОРОВИК. Чтение слогов. Запись слов в тетради. Игра «Божья коровка» | |
53 | Звук и буква Х и Х* Решение примеров. | Знакомство с буквой Х Учимся решать примеры. | Анализ звука Х. Чтение слогов и слов. Запись слов в тетради. Тетрадь и ручки. | |
54 | Звук и буква Х и Х* Графические задачи. | Закрепление буквы Х Ориентировка в клетке. | Р.Л. №23 Составление слов из имеющих букв . Игра «Доскажи словечко» Фонематический разбор слов. Повторение рисунков. | |
55 | Звук и буква Ш. Количество и счет. | Знакомство со звуком Ш. Самостоятельное выполнение задания по соотношению числа и количества. | Анализ буквы и звука Ш. Чтение слогов с договариваем до целого слова. Отгадывание загадок и записывание получившихся слов. Сюжетные картинки. | |
56 | Звук и буква Ш. Величина. | Закрепление звука Ш. Закрепить понятия величины. | Анализ слогов. Фонематическая игра «Добавь слог» Деление слов на слоги. Сюжетные картинки. | |
57 | Звук и буква Ж. Ориентировка в пространстве. | Знакомство со звуком Ж. Учимся ориентироваться в клетке и в пространстве. | Место звука в словах. Чтение слоговой таблицы, запись слов в тетрадь. Диктант Эльконина. | |
58 | Звук и буква Ж. Ориентировка во времени. | Сопоставление букв Ж и Ш. Познакомить и закрепить понятия позже раньше и д.т. | Р.Л. №24 Звуковой анализ слов. Коллективное чтение слоговой таблицы и слов, составленных из слогов. Сюжетные картинки. | |
59 | Звук и буква Ч Геометрические тела и фигуры. | Познакомить со звуком Ч Повторить геометрические тела. | Характеристика звука и буквы Ч. Игра «Доскажи словечко» Игры на определение места звука в словах. Геометрические тела. | |
60 | Звук и буква Ч Логические задачи. | Закрепить звук Ч. Развитие внимания и мышления. | Преобразование слов путем замены букв. Чтение слоговой таблицы и запись слов. Логические задачи. | |
61 | Звук и буква Щ. Решение примеров. | Познакомить со звуком Щ. Закрепить умение решать примеры. | Характеристика звука и буквы Щ. Сравнение со звуками Ч Ц Ш. Анализ слов РОЩА, ЧАЩА. Коллективное чтение слоговой таблицы. | |
62 | Звук и буква Щ. Решение задач. | Закрепить термин шипящие. Учимся решать записывать задачи. | Р.Л.25 Игра «Доскажи словечко» Лексическая игра «Кто подберет больше слов?» Сюжетные задачи. | |
63 | Повторение | Повторить пройденный материал. | Игры на повторение материала. | |
64 | Итоговое занятие | Повторить пройденный материал. | Игры на повторение материала. |
Диагностический инструментарий
Игра | Цель | Проведение |
«Слушай внимательно» | Выявить умение ребенка отвечать полным предложениям по прочитанному тексту. | Педагог читает текст, а ребенок слушает. Затем взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы. |
«Скажи где игрушка» | Проверить умение детей составлять предложения с различными предлогами, и умение согласовывать слова в предложении. | Педагог расставляет на столе игрушки, и просит ребенка ответить на вопросы «Рядом с чем стоит машинка?» «Перед чем сидит кукла?» и т. д. |
«Прочитай» | Выявить умение читать слова, и понимать смысл прочитанного. | Ребенку предлагают прочитать слова и найти картинку соответствующую прочитанному. |
«Помоги Незнайке» | Проверить умение детей определять место звука в слове, умение придумывать слова по схеме. | Ребенку предлагается помочь Незнайке справиться с заданием. В словах определить место заданного звука. Затем предлагают придумать слово на определенный звук. |
«Я назову, ты напиши» | Проверить умение ребенка печатать слова в тетради в крупную клетку. | Педагог произносит слова, ребенок их записывает. |
«Цветные фишки» | Выявить умение ребенка делать фонематический анализ слова. | Ребенку предлагаются слова: пример (лужа, листок, ворона) его просят разделить слова на слоги и цветными фишками обозначить гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки. |
«Нарисуй» | Проверить умение ориентироваться на листе бумаги. | Ребенку предлагается лист бумаги и педагог просит нарисовать в правом левом углу – солнышко, в середине елочку, в левом нижнем грибочек и т.д. |
«Домики» | Проверить знание детей состава чисел первого десятка. | Детям предлагают домики для решения примеров на состав чисел первого десятка. Дети самостоятельно заполняют пустые клетки. |
«Запиши примеры» | Проверить умение детей записывать примеры и решать их. | Педагог диктует примеры на плюс и минус дети записывают и решают. |
«Измерь» | Проверить как дети умеют измерять отрезки с помощью линейки. | Детям предлагаются отрезки различной длины. Дети измеряют и называют длину каждого. |
Уровни освоения программы
Низкий: .Задания выполняет только с помощью взрослого. Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки. С помощью взрослого и счетных палочек может объяснить состав чисел первого десятка. Умеет решать примеры. Может с помощью взрослого измерить длину отрезка.
Средний. Справляется с большинством заданий самостоятельно. Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры. С помощью взрослого объясняет состав чисел первого десятка. Умеет записывать и решать примеры. Измеряет линейкой длину отрезков.
Высокий. Легко и с интересом выполняет задания. Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры. Самостоятельно может объяснить состав чисел первого десятка. Записывает и решает примеры. Сам может измерить и записать длину отрезка.
Учебный план 2-го года обучения, по программе: «Комплексная готовность ребенка к школе»
№ П. п. | Месяц | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | сентябрь | Повторение букв и звуков У и А. Повторение понятия гласный звук. Обведение по контуру и печатание букв. Восстановление графического образа буквы. Подбор слов к готовым схемам. Ориентировка в пространстве. Геометрические фигуры. Счет до 11 | 4 |
2 | октябрь | Повторение букв и звуков И, П, Т, К. Печатание слов. Работа над интонацией. Знакомство с понятием ребус. Различение гласных и согласных звуков. Выполнение штриховок. Решение задач. Ромб. Решение логических задач. Ориентировка в пространстве. Счет до 12. Число 12. | 8 |
3 | ноябрь | Повторение букв и звуков О, Ы, С, Н. Звуковой и слоговой анализ слов. С Разгадывание ребусов. Печатание слов. Чтение предложений. Знакомство с графическим диктантом. Трапеция. Графические диктанты. Сравнение групп предметов. Счет до 13. Число 13. Ориентировка во времени. Параллелограмм. | 8 |
4 | декабрь | Повторение звуков и букв Э, Х, Й. Обведение по контору и печатание букв. Работа над предложением. Звуковой и слоговой анализ слов. Работа над словом и словосочетанием. Ориентировка по плану. Сравнение предметов по площади. Счет до 14. Число 14. Порядковый счет. Многоугольник. | 8 |
5 | январь | Повторение букв и звуков Я, З, Б, В. Конструирование слов из букв. Работа над интонацией. Словарная работа. Печатание слов под диктовку в тетради. Решение ребусов. Счет до 15. Число 15. Решение задач. Логические задачи. Сравнение предметов по признакам. Точка. Прямая линия. Счет до 16. Число 16. | 8 |
6 | февраль | Повторение звуков и букв Ф, Д, Т,Д. Работа над предложением, знакомство с ударением. Чтение предложений, работа над интонацией. Звуковой и слоговой анализ слов. Решение задач. Кривая, ломаная. Ориентировка во времени. Решение примеров. Счет до 17. Число 17. | 8 |
7 | март | Повторение звуков и букв Г, Ш, Л , Е. Конструирование слов из слогов. Различение букв и звуков. Знакомство с понятием кроссворд. Слоговой и звуковой анализ слов. Решение логических задач. Луч. Отрезок. Сравнение групп предметов. Угол. Счет до 18. Число 18. Порядковый счет. Длина отрезка. Единица измерения – сантиметр. | 8 |
8 | апрель | Повторение звуков и букв Ж, Е, Р, Ч. Понятие двухзвуквенной буквы. Конструирование слов из букв и слогов. Работа с предложением. Чтение небольших текстов. Ориентировка в пространстве. Измерение длин сторон фигур. Счет до 19. Число 19. Решение задач. Геометрические тела. Масса предмета. Единица измерения – килограмм. | 8 |
9 | май | Повторение звуков и букв Ю, Щ, Ъ,Ь. Восполнение слов путем добавления слогов. Звуко - буквенный анализ слов. Работа с предложением. Работа с текстом. Диагностика. Геометрические тела. Счет до 20. Число 20. Уравнивание множеств. Объем жидкости. Единица измерения – литр. Повторение изученного. | 4 |
Итого 64 занятия.
Календарно-тематический план работы по программе «Комплексная подготовка ребенка к школе» на 2017-2018 учебный год. (подготовительная группа)
№ занятия | Тема | Цель занятия | Методическое обеспечение | Примечание. |
1 | Звук и буква У Графические задачи. | Повторить Звук и букву У. Печатание буквы. Составление предложений по схемам. Ориентировка на листе бумаги. | Р.Л. №1. Изображение буквы У. Сюжетные картинки. Листы в клетку. Ручки. | Рабочие листы Из тетради Т.Р.Кислова |
2 | Чтение слогов и слов. Ориентировка в пространстве. | Чтение слогов и тренировка чтения слов. Работа над пониманием прочитанного. Повторить ориентировку в пространстве. | Занятие №1 Игра «Паровоз» чтение Сюжетные картинки. | «По дороге к Азбуке» |
3 | Звук и буква А Геометрические фигуры. | Повторить звук и букву А. Прописывание буквы. Подбор слов к готовым схемам. Повторить геометрические фигуры. | Р.Л. №2 Картинки в названии которых есть звук А. Листы для раскрашивания. | |
4 | Графический образ буквы. Счет до 11 | Восстановление графического образа буквы. Выявление правильного образа буквы среди искаженных. Учимся считать до 11. | Тетради и ручки разного цвета. Листы, на которых правильные и искаженные буквы. Сюжетные картинки. | Чтение из книги «Читаем после Азбуки» |
5 | Чтение Число 11 | Чтение слогов и слов. Познакомить с изображением числа 11 | Занятие 2 Игра «Стрела» Игра «Паровоз» Чтение Изображение числа 11. Примеры. | Автор Наталья Павловой |
6 | Звук и буква И. Решение задач. | Повторить букву и звук И. Печатание букв. Подбор слов к готовым схемам. Знакомство с понятием Ребус. Учимся записывать решение задач. | Р.Л.№3 Изображение буквы И. Ребусы. Сюжетные картинки к задачам. | |
7 | Предложения. Ромб. | Познакомить с точкой и запятой. Чтение предложений и слов. Познакомить с геометрической фигурой ромб. | Занятие№3 Тетради Изображение ромбов. Решение примеров. | |
8 | Звук и буква П. Логические задачи. | Повторение звука и буквы П. Повторить понятие гласный и согласный звук. Решение логических задач. | Р.Л.№4 Сюжетные картинки. Картинки с логическими задачами. | |
9 | Слоговой анализ слов. Ориентировка в пространстве. | Звуковой и слоговой анализ слов. Чтение слов. Повторение право, лево. | Тетради и цветные ручки. Сюжетные картинки. | |
10 | Чтение предложений. Счет до 12 | Знакомство с вопросительными и восклицательными предложениями. Развитие графических навыков. Учимся считать до 12. | Занятие №4. Изображение знаков восклицательного и вопросительного. Тетради в клетку. Счетный материал. | |
11 | Звук и буква Т. Число 12 | Повторение буквы и звука Т. Слоговой анализ слов. Разгадывание ребусов. Штриховка. Познакомить с числом 12. Состав числа 12. | Р.Л.№5 Изображение ребусов. Сюжетные картинки. Тетрадь. Сюжетные картинки. | |
12 | Чтение слов и предложений. Решение задач. | Работа над понятийной стороной чтения. Учимся записывать примеры к задачам. | Занятие №5 Изображение животных. Картинки к задачам. | |
13 | Звуковой и слоговой анализ слов Трапеция. | Дать понятия слияния. Научить звуковому анализу по Эльконину. Познакомить с фигурой трапецией. | Тетради. Ручки разных цветов. Изображение различных трапеций. | |
14 | Звук и буква К. Графический диктант. | Повторить звук и букву К. Восстановление графического образа буквы. Подбор слов к схемам. Ориентировка на листе бумаги. | Р.Л.№6 Изображение искаженных и правильных букв. Листы бумаги в клетку. | |
15 | Чтение предложений. Сравнение групп предметов. | Тренировка в прочтении предложений с различной интонацией. Повторение знаков больше, меньше, равно. | Занятие №6 тетради и ручки разного цвета. Группы предметов. | |
16 | Звук и буква М Счет до 13 | Повторение звука и буквы М. Самостоятельный подбор слов по заданным схемам. Учимся считать до 13. | Р.Л №7 Схемы слов. Группы предметов. | |
17 | Чтение небольших текстов Число 13 | Работа над понятийной стороной чтения Учим состав числа 13 | Занятие №7 Тетради и ручки разных цветов. Игры на состав числа. | |
18 | Звук и буква О. Ориентировка во времени. | Повторить звук и букву О. Печатание букв. Подбор слов к готовым схемам. Повторить понятия раньше, позже. | Р.Л. №8 Тетрадь и готовые схемы. Сюжетные картинки. | |
19 | Чтение небольших текстов. Параллелограмм. | Учимся читать тексты. Используем разную интонацию. Познакомить детей с геометрической фигурой параллелограмм. | Занятие №9 Изображение насекомых и птиц. Изображение разных параллелограммов. | |
20 | Звук и буква Ы. Логические задачи. | Повторить звук и букву Ы. Звуковой и слоговой анализ слов. Работа над предложением. Учимся решать логические задачи. | Р.Л.№ 9 Изображение схемы предложений. Картинки к задачам. | |
21 | Рифма. Сравнение предметов. | Познакомить детей с рифмой. Чтение и договаривание предложений в рифму. Чтение небольших текстов. Сравнение предметов по различным признакам. | Занятие №10 Картинки сюжетные. Предметы различные. | |
22 | Звук и буква С. Ориентировка по плану. | Повторение звука и буквы С. Печатание и буквы и слов. Звуковой и слоговой анализ слов. Учимся ориентироваться по плану. | Р.Л.№10 тетради и ручки разных цветов. Изображение планов. | |
23 | Чтение предложений Сравнение предметов по площади. | Работа над смысловой стороной чтения. Добавления слов в предложении. Учить сравнивать предметы разной площади | Занятие№ 11 Схемы предложений. Образцы фигур и картинок различной площади. | |
24 | Звук и буква Н. Решение примеров. | Повторить звук и букву Н. Восполнение буквенного состава слов. Звуковой анализ. Учимся решать примеры. | Р.Л. № 11 Разрезная азбука. Тетради и ручки. Примеры. | |
25 | Чтение текстов. Счет до 14 | Учимся читать небольшие тексты. Понимать смысл прочитанного. Учимся считать до 14. | Занятие № 12 Сюжетные картинки. Изображение цифры. Счетный материал. | |
26 | Звук и буква Э. Число 14 | Повторить звук и букву Э. Восстановление графического образа буквы. Работа над словом и словосочетанием. Решение примеров. | Р.Л. № 12 Схемы предложений. Сюжетные картинки. Цифровой ряд. Примеры. | |
27 | Чтение слов и предложений. Порядковый счет. | Учимся правильно восстанавливать предложения. Работа с предлогами. Знакомство с пословицами. Совершенствовать умение считать. | Занятие №13. Сюжетные картинки. Счетный материал. | |
28 | Звук и буква Х Многоугольник. | Повторить звук и букву Х. Печатание буквы и слов. Конструирование слов из букв. Решение ребусов. Дать понятие :многоугольник. | Р.Л. №13 Изображение ребусов. Тетради и ручки разных цветов. Изображение различных многоугольников. | |
29 | Чтение предлогов. Счет до 15. | Познакомить детей с правилами чтения предлогов со словами. Чтение текстов. Знакомство с кроссвордом. Учимся считать до 15. | Занятие №14 Листы с кроссвордами. Счетный материал. | |
30 | Звук и буква Й. Число 15. | Повторение буквы и звука Й. Работа над интонацией. Словарная работа. Звуковой анализ слов. Решение примеров. Порядковый счет. | Р.Л.№ 14 Сюжетные картинки. Тетради и ручки разных цветов. Примеры. Цифровой ряд. | |
31 | Чтение небольших текстов. Решение задач. | Тренировка чтения целыми словами в игре «Пирамидка». Чтение стихотворения. Учимся решать задачи. | Занятие №15 Игра «Пирамида» Сюжетные картинки. | |
32 | Буква Я. Логические задачи. | Повторение звука и буквы Я. Чтение буквы Я в прямых и обратных слогов. Работа над предложением. Учимся решать логические задачи. | Р.Л. № 15. Схемы предложений. Картинки сюжетные. Картинки к задачкам. | |
33 | Словарная работа. Сравнение предметов по признакам. | Чтение слов. Чтение скороговорог и добавление слов в рифму. Разгадывание кроссвордов. Повторить сравнение предметов по различным признакам. | Занятие №16 Листы с кроссвордами. Изображение различных предметов. | |
34 | Звук и буква З. Прямая линия. Точка. | Повторить звук и буквы З. Печатание слов. Знакомство с ударением. Звуковой анализ слов Познакомить с понятиями: точка, прямая. | Р.Л. №16. Тетради и ручки разных цветов. Изображение точки и прямой. | |
35 | Чтение текстов. Счет до 16. | Чтение небольших текстов. Словарная работа. Работа над смысловой стороной чтения. Игры со словами. Учимся считать до 16. | Занятие №17. Сюжетные картинки. Картинки с предметами. | |
36 | Звук и буква Б. Число 16. | Повторить звук и букву Б. Работа над предложением. Самостоятельный подбор слов на заданные звуки. Решение примеров в пределах 16 | Р.Л.№ 17 Предметные картинки. Схемы предложений. Числовой ряд. Примеры. | |
37 | Окончание слова. Решение задач. | Учимся правильно дочитывать слова и дописывать окончание. Чтение текстов. Учимся решать задачи. | Занятие №18 Игра «Пирамидка» Картинки с задачам. | |
38 | Звук и буква В. Кривая, ломаная. | Повторение звука и буквы В. Выполнение штриховки. Звуковой и слоговой анализ слов. Конструирование из букв слов. Познакомить с различными видами линий. | Р.Л. № 18 Тетради и ручки разных цветов. Складной метр. Листы бумаги. | |
39 | Выразительное чтение. Ориентировка во времени. | Чтение предложений с различной интонацией. Игры со словами. Знакомство с часами. | Занятие №19 Шаблоны для игр со словами. Часы. | |
40 | Звук и буква Ф Решение примеров. | Повторить звук и букву Ф. Звуковой анализ слов. Различение звуков и букв. Конструирование слов из слогов. Учимся решать примеры. | Р.Л. №19 Тетради. Листы для штриховки. Примеры. | |
41 | Чтение текстов. Счет до 17 | Чтение текстов. Игры со словами. Учимся считать до 17. | Занятие № 20 Тетради. Сюжетные картинки. | |
42 | Звук и буква Д. Число 17 | Повторить звук и букву Д. Разгадывание ребусов. Самостоятельный подбор слов на заданный звук. Учимся решать примеры в пределах 17. | Р.Л. № 20 Сюжетные картинки. Примеры. | |
43 | Чтение по ролям. Логические задачи. | Учимся читать тексты по ролям, с различной интонацией. Игры со словами. Учимся решать логические задачи. | Занятие № 21 Тетради и ручки. Сюжетные картинки. | |
44 | Звук и буква Г Луч. Отрезок. | Повторить звук и букву Г. Чтение слов в разных направлениях. Конструирование слов из слогов. Познакомить с понятием луч, отрезок. | Р.Л. № 21 Тетради. Изображение луча и отрезка. | |
45 | Чтение поговорок. Сравнение групп предметов. | Чтение поговорок и восстановление их правильно. Игры со словами. Учимся сравнивать группы предметов. | Занятие №22 Тетради. Картинки предметные. Сюжетные предметы. | |
46 | Звук и буква Ш. Угол. | Повторить звук и букву Ш. Звуковой анализ слов. Разгадывание кроссвордов. Штриховка. Познакомить с понятием угол. | Р.Л.№ 22 Тетради. Листы с кроссвордами. Транспортир. Изображение углов. | |
47 | Чтение предложений. Счет до 18. | Чтение предложений, учимся правильно заканчивать, учитывая род и число предмета. Учимся считать до 18 | Занятие № 23 Тетради и ручки разного цвета. Предметные картинки. | |
48 | Звук и буква Л. Число 18. | Повторить звук и букву Л. Штриховка и печатание букв и слов. Решение примеров. | Р.Л. № 23. Тетради и ручки разных цветов. Примеры. | |
49 | Изменение слов. Чтение предложений. Порядковый счет. | Изменение слов путем добавления букв. Учимся читать предложений. Решение математического квадрата. | Занятие № 24 Тетради. Математические квадраты | |
50 | Буква Е. Длина отрезка. | Буква Е. Чтение буквы Е в прямых и обратных слогах. Конструирование слов из слогов. Познакомить с единицей измерения сантиметр. | Р.Л 24. Изображение прямых и обратных слогов. Линейки. Отрезки для измерения. | |
51 | Чтение текстов. Ориентировка в пространстве. | Учимся читать небольшие тексты. Понимать смысл прочитанного. Диктант Эльконина. | Занятие №25 Ручки и листы в клетку. | |
52 | Звук и буква Ж. Измерение длин сторон фигур. | Повторить звук и букву Ж. Правило ЖИ ШИ пиши с буквой И. Слоговой анализ слов. Учимся измерять длину. | Р.Л.№25 Тетради и ручки разных цветов. Фигуры и линейки. | |
53 | Чтение словосочетаний. Счет до 19 | Чтение словосочетаний и правильное окончание.. Учимся считать до 19. | Занятие № 26 Сюжетные картинки. Сюжетные картинки. | |
54 | Буква Е. Число 19 | Буква Е и звук (ЙО) Звуко – буквенный анализ, различение звуков и букв. Решение примеров до 19. | Р.Л.№ 26. Тетради и ручки разного цвета. Примеры. | |
55 | Чтение вопросительных предложений. Решение задач. | Тренируемся читать вопросительные предложения. Учимся решать задачи. | Занятие № 27. Схемы предложений Сюжетные картинки. | |
56 | Звук и буква Р. Геометрические тела. | Повторить звук и букву Р. Изменение слов путем перестановки букв. Работа с предложением. Познакомить с геометрическими телами шар и куб. | Р.Л.№ 27 Изображение слов. Геометрические тела и предметы. | |
57 | Чтение текстов. Масса предмета. | Учимся читать небольшие тексты. Понимать смысл прочитанного. Познакомить с единицей измерения массы – килограмм. | Занятие№ 28 Весы и различные предметы. | |
58 | Чтение слов с предлогами. Геометрические тела. | Учимся читать слова с предлогами. Игры со словами. Познакомить с конусом, пирамидой, призмой, цилиндром, параллелепипедом. | Занятие №29 Листы для игр со словами. Геометрические тела. | |
59 | Звук и буква Ч. Счет до 20. | Познакомить с буквой и звуком Ч. Восполнение слов путем добавления слогов. Учимся считать до 20. | Р.Л.№ 28 Сюжетные картинки. Сюжетные картинки. | |
60 | Буква Ю. Число 20 | Повторить букву Ю. Звук (ЙУ) Чтение прямых и обратных слогов с Ю. Решение примеров до 20. | Р.Л. № 29 Листы для чтения. Примеры. | |
61 | Звук и буква Ц. Множества. | Повторить звук и букву Ц. Изменение существительных по числам. Уравнивание множеств. | Р.Л. № 30 Сюжетные картинки. Счетный материал. | |
62 | Звук и буква Щ. Объем жидкости. | Повторить звук и букву Щ. Правила написания ЧА. ЩА, ЧУ, ЩУ. Познакомить с единицей измерения – литр. | Р.Л. № 31. Картинки предметные. Мерки для измерения объема жидкости. | |
63 | Буква Ь. Повторение изученного. | Познакомить с буквой Ь. Чтение слов с Ь. Разгадывание кроссвордов. Повторить изученный материал. | Р.Л.№ 32 Сюжетные картинки. Числовая прямая. | |
64 | Буква Ъ Повторение изученного. | Познакомить с буквой Ъ. Чтение слов с Ъ. Конструирование слов. Повторить изученный материал. | Р.Л. №33 Сюжетные картинки. |
Диагностический инструментарий
Название | Цель | Проведение |
«Наблюдение» | Выявить развитие интереса к чтению и письменной речи. | Наблюдение начинаются с середины учебного года. Педагог во время свободной деятельности детей, наблюдает, переходят ли дети на письменную речь, насколько ребенку интересно читать и писать. |
«Когда это бывает» | Выявить умение ребенка составлять рассказ по сюжетной картине. | Детям предлагается лото «Четыре сезона». Ребенок узнает сезон и рассказывает о том, что бывает в разные времена года. |
«Разбери слово» | Проверить умение ребенка делать фонематический разбор слова по Эльконину. | Предлагаются слова (пример: ложечка, стена, сколько и .т. д.) . Ребенок самостоятельно разбирает слова. |
«Ребусы и кроссворды» | Выявить умение ребенка решать ребусы и кроссворды. | Предлагаются ребусы и кроссворды. Ребенок решает. |
«Прочитай» | Выявить умение ребенка читать небольшие тексты. Правильно читать вопросительные и восклицательные предложения. | Ребенку предлагается не большой текст, в котором есть восклицательные и вопросительные предложения. Фиксируют умение правильно их читать. |
«Составь предложение» | Проверить умение составлять предложения из слов и делать его схему. | Ребенку предлагается листок, с написанными на нем словами (Пример: стоит на чашка столе). Необходимо из этих слов составить предложение, записать его, и сделать его схему. |
«Напиши» | Проверить умение ребенка писать слова под диктовку взрослого. | Педагог диктует слова (например: необходимо, стоянка, медведь и т. д.), ребенку надо их написать. |
«Графический диктант» | Проверить умение ребенка ориентироваться на листе бумаги. | Педагог просит ребенка выполнить под диктовку задание. |
«Запиши цифру» | Проверить умение детей правильно писать цифры. | Педагог диктует цифры, дети пишут . |
«Реши пример» | Проверить умение решать примеры до 20. | Ребенку предлагают примеры в пределах 20. Ребенок самостоятельно решает. |
«Сравни» | Проверить умение сравнивать числа. | Педагог предлагает ребенку сравнить числа и правильно записать. |
«Измерение» | Проверить умение измерять длину различных фигур. | Ребенку предлагают различные фигуры, и просят измерить их стороны. |
«Назови» | Выявить знания различных линий: прямая, ломанная, кривая и д.т. | Педагог просит ребенка на картинке назвать различные линии. |
Уровни освоения программы 4-го года обучения
Низкий: Ребенок затрудняется в выполнении заданий самостоятельно. Читает и понимает смысл прочитанного. Печатает под диктовку. Делает ошибки при прочтении разных предложений. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения. С помощью взрослого записывает цифры. Решает по линейке примеры до 20. Может сравнить цифры. Правильно пользуется линейкой. Может назвать некоторые линии.
Средний: Проявляет интерес к письменной речи. Читает и составляет предложения. Может трансформировать слова. Регулирует силу голоса при прочтении , но выразительность речи недостаточна. Самостоятельно производит анализ слов. С помощью взрослого ставит ударение. Может записать правильно цифры. Решает примеры до 20. Сравнивает цифры и записывает ответы. Может самостоятельно измерить линейкой стороны фигур и записать ответы. Может назвать линии.
Высокий: Ребенок легко и естественно переходит на письменную речь. Инициативен и самостоятелен в выполнении заданий, легко их выполняет. Регулирует силу голоса и интонацию при прочтении разных предложений. Сам может составить и записать ребус. Владеет всеми средствами звукового анализа слов. Ставит ударения. Самостоятельно записывает и решает примеры до 20. Сравнивает цифры и записывает ответы. Легко пользуется линейкой. Знает все линии.
Список литературы:
- Е.А. Бугрименко Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения» Москва 1993 г.
- Н.М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи» Санкт – Петербург 2010
- В. Волина «Праздник Букваря» Москва 1995 г.
- С.И. Г удилина «Игровая Азбука» Москва 1998 г.
- Н. С. Жукова «Букварь» Москва 2010
- Л.Е. Журова Н.С. Варенцова Н.В. Дурова Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте» Москва 2004
- И. И. Иванова «65 уроков чтения» Москва 2001 г.
- Т .Р. Кислова «По дороге к Азбуке» Москва 2007г.
- Е.В. Колесникова «От А до Я» Москва 2014г.
- Е.В. Колесникова «Я начинаю читать» Москва 2014г.
- Е.В. Колесникова «Я уже читаю» Москва 2014г.
- Кузнецова Ольга «Учим читать и писать детей с нарушением речи, Предупреждаем Дисграфию» Сыктывкар 2013г.
- Н. Павлова «Читаем после Азбуки» Москва 2016
- О.С. Ушакова «Придумай слово» Москва 2001г.
- А. Ундзенкова, Л. Колтыгина «Звукарик» Екатеринбург 1999г.
- А. В. Ундзенкова, Л. С. Колтыгина «Графемика» Екатеринбург 2006г.
- Г. Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Волгоград 2001г.
- К.В. Шевелев «Готовимся к школе» Рабочая тетрадь для детей 6 – 7 лет. Москва 2016г.
- Д. Г. Шумаева «Как хорошо читать» Санкт-Петербург 2002 г.
- Т.В. Шклярова «Математические прописи» Издательство «Грамотей»
- В. И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» Москва 1994г.
- Евгения Синицына «Игры и упражнения со словами» Москва 2000 г.
- Евгения Синицына «Умные занятия» Москва 1998г.
- Н.С Четвертушкина «Слоговая структура слова» Москва 2001г.
- В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» Санкт- Петербург 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...