Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников.
консультация (подготовительная группа) по теме
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…”
В.А.Сухомлинский
Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не
только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и
социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое
состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме
охраны материнства и детства.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт в семье –
лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими
заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько
процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни,
активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не
заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к
окружающим его людям, природе и самому себе.
Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические
свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила,
уравновешенность, подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для
дальнейшего физического и психического развития, а определёнными факторами являются
окружающая среда и воспитание ребёнка.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны комплексно решать задачи
физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно
внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
15.03.2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 17.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…”
В.А.Сухомлинский
Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не
только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и
социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое
состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме
охраны материнства и детства.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт в семье –
лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими
заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько
процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни,
активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не
заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к
окружающим его людям, природе и самому себе.
Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические
свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила,
уравновешенность, подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для
дальнейшего физического и психического развития, а определёнными факторами являются
окружающая среда и воспитание ребёнка.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны комплексно решать задачи
физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно
внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека,
вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение
организма.
П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического
компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет,
что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует
дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений.
Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.
Цель музыкально-оздоровительной работы в ДОУ: укрепление психического и
физического здоровья дошкольников, выявление и развитие музыкальных и творческих
способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
В системе музыкально-оздоровительной работы ДОУ используются следующие
здоровьесберегающие технологии:
Валеологические песенки-распевки
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья
человека, а также здоровый образ жизни. С песенок-распевок начинаются занятия.
Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают
настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают
эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Пальчиковые игры
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые
исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка,
двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к
рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и
речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
Речевые игры
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое
музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом
речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или
дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные
инструменты, звучащие жесты, движения, сонорные и колористические средства. Кроме того
формирование речи идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже
заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные
возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях влияет на развитие
эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Игровой массаж
Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма,
нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных
желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Делая самомассаж
определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная
уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное
отношение к собственному телу. [
Хор рук
Является одной их форм арттерапии, активной релаксации. Направлен на развитие
двигательной фантазии детей.
Особенностями этого вида музыкальной деятельности является:
1. Восприятие музыки при помощи пластических произвольных движений с целью
гармонизации психологических функций организма ребенка.
2. Развитие чувства ритма.
3. Активизация внимания и способности подражания.
4. Развитие чувства ансамбля, слаженности общего действия.
Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно
влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только
музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей
деятельности.
Музыкотерапия
Важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Это создание
такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического
статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно
подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность,
головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Кроме перечисленных здоровьесберегающих технологий в музыкально-
оздоровительной работе могут быть использованы:
Дыхательная гимнастика Б.Толкачёва и А.Стрельниковой;
Артикуляционная гимнастика совместно с логопедом детского сада;
Оздоровительные и фонопедические упражнения под наблюдением педиатра.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения
эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его
интересов. Успех занятий не возможен без совместной деятельности музыкального
руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное
музицирование в группе.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
повышение уровня речевого развития;
снижение уровня заболеваемости;
стабильность физической и умственной работоспособности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников»
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников»...
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Методический материал предназначен для педагогов дошкольного образования и содержит консультацию и презентацию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошко...
«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников»
Консультация для педагогов ДОУ...
«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Целью является: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словами и музыкой , а также укрепления здоровья ребенка....
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...
Консультация для педагогов: "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модерн...
Из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"
Задачи:v Сохранять и укреплять здоровье детей посредством внедрения в работу МДОБУ здоровьесберегающих технологий; v Обеспечить равные стартовые...