«Формирование экологической культуры дошкольников рамках проекта «Зелёный маршрут»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье раскрывается опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование экологической культуры дошкольников в рамках проекта

«Зелёный маршрут»

Подготовила: Мизулина Марина Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории  

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 131»

Саратов 2016

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 131» в октябре – декабре 2014 года принимал участие в сетевом проекте «Зелёный маршрут». 

 В рамках проекта было апробировано и адаптировано для детей дошкольного возраста учебно-методическое пособие «Зелёный маршрут», разработанное педагогами кафедры начального естественно-математического образования ФБГОУ ВПО СГУ им. Чернышевского.

В начале проекта мы предложили детям коллективную познавательно-исследовательскую деятельности по теме «Новый год», поинтересовались у ребят, что бы они хотели узнать об этом празднике, какими видами деятельности хотели бы заниматься в рамках проекта, а также поставили перед детьми проблемную задачу – сохранение хвойных насаждений в преддверии празднования Нового года.

В итоге дети разделились на две группы: группа – «Экологи» и группа «Режиссеры»,  в мастерской «Дизайнеры» изъявили желание работать все дети и многие родители.

За время работы над проектом «Зелёный маршрут» мы познакомили дошкольников с историей возникновения Новогоднего праздника, уточнили внешние признаки хвойных растений, определили значение хвойных насаждений для человека и природы, используя разные источники получения информации (книги, интернет-ресурсы, телевидение, рассказы членов семьи и педагогов, опытно-экспериментальная деятельность, наблюдения во время прогулок и т.д.)

Особый интерес юных экологов вызвала информация о профессиях людей, чья работа связана с охраной леса и заботе о хвойных растениях, а также о профессиях людей, которые участвуют в обработке и использовании древесины. Дети задумались над проблемой вырубки лесов: с одной стороны, человеку в его жизнедеятельности постоянно необходимы предметы из дерева, а с другой стороны, дети стали понимать, что вырубка деревьев – большая проблема современного общества. Дошкольники стали предлагать свои варианты решения данной проблемы.

В ходе проекта детям была представлена возможность самим побывать в роли экологов и лесничих. К ёлочке, которая растёт на территории нашего детского сада, дети стали проявлять повышенный интерес. Было принято решение изготовить ей ограду, чтобы защитить от поломок, и посадить ей в новом году подружек – таких же хвойных и пушистых.

Для поддержания положительного эмоционального настроя в ходе реализации проекта вместе с детьми разучивались новогодние игры, без которых невозможно представить жизнь детского сада:

- «Дедушка Мороз»

- «Потому что Новый год…»

- «Мы сейчас пойдём направо…» и др.

При подготовке к Новому году наши дети выучили много стихотворений, песен, загадок о ёлке, о празднике, о Дедушке Морозе и Снегурочке, о зиме…

На уровне детского сада в рамках проекта «Зеленый маршрут» был проведен конкурс стихов и сказок, которые дети сочинили вместе с родителями, победители этого конкурса приняли участие на сетевом конкурс-проекте «Зеленый маршрут», который состоялся в МДОУ «Детский сад № 5» 10 декабря 2014 г.

Самым интересным для детей и взрослых видом деятельности в рамках проекта «Зелёный маршрут» стало изготовление ёлочек из различных подручных материалов. В нашем детском саду был организован конкурс под названием «Ну-ка, ёлочка, сверкай, заблести огнями!». Девиз конкурса подсказал сам проект: «Ёлочка, живи!». Детьми в сотрудничестве со взрослыми было изготовлено более 70 разных ёлочек: из тюля и органзы, из каштанов и шишек, из газет и журналов, из ватных дисков и мишуры, из конфет и кофе, из пенопласта и воздушных шариков... Все дети  нашей группы приняли участие в этом конкурсе. Ёлочки-победители были быть представлены на сетевом конкурс-проекте.

Самую большую и экологически значимую работу в реализации проекта выполнили участники творческой группы «Экологи». Родители и педагоги обошли все уголки прилегающего к детскому саду микрорайона и записали, сколько хвойных растений у нас посажено, размер и предполагаемый возраст, каков внешний вид деревьев, в каких условиях они произрастают, как жители города их охраняют и как ухаживают за ними. Были определены места наибольшего скопления хвойных насаждений (сквер «Рубин» - 29 хвойных растений и территория аэропорта – 18 хвойных растений, в т.ч. голубые ели), ёлочных базаров (2 шт.), места свалки использованных ёлок (5 шт.) и места, где дети и взрослые хотели бы посадить хвойные растения. Самыми активными исследователями хвойных растений на территории микрорайона стали Кирилл Наумов, Женя Гузеева, Варя Коржева. Все данные были проанализированы, занесены детьми на карту-черновик, которая была очень насыщенной, но, к сожалению, не красочной. Участники творческой группы посовещались и решили создать электронный вариант карты и распечатать его на баннере.

Карта была представлена на суд жюри сетевого конкурса в МДОУ «Детский сад № 5» детьми-участниками проекта Малькиной Алисой, Ковалёвым Мишей, Коржевой Варей. Юные экологи рассказали, какую интересную информацию они узнали из целевых прогулок по микрорайону в процессе работы по составлению карты.

В рамках проекта «Зеленый маршрут» дети нашей группы, совместно с педагогами и ребятами старшей логопедической группы подготовили спектакль «Сказка о Ёлочке и ее друзьях» и приняли участие на VIII областном фестивале детских экологических театров, который проходил на базе МАДОУ «ЦРР - детский сада № 123 «Планета детства»  и победили в номинации «За любовь к родному краю».

По итогам сетевого конкурс-проекта «Зеленый маршрут» наш детский сад занял 1-ое место среди 6 команд, набрав максимально возможное количество баллов.

В завершении  хотелось бы прочитать стихотворение Кузиной Маши, которое при защите карты читал Наумов Кирилл:

                Не губите ёлочки, не ломайте их!

Острые иголочки не срывайте с них.

Как они нарядны, как они стройны!

Берегите ёлочки! Пусть растут они!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Проект: «Формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста на экологической тропе».

Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте ...